Дело № 1-605/2010
П Р И Г О В О Р
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Череповец 22 июля 2010 года
Федеральный судья Череповецкого городского суда Вологодской области Сиротина Н.Е.
С участием государственного обвинителя, помощника прокурора г.Череповца Клюквина В.В.
Подсудимого Сергеева О.Н.
Защитника, удостоверение № 537, ордер № 191 Филипповского Е.С.,
Потерпевшей М.
При секретаре Цветковой И.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении СЕРГЕЕВА О.Н., судимого :
27 июня 2002 года Череповецким городским судом по ст. 111 ч.2 п.Д, ст.112 ч.2 п.Г,Д УК РФ к 5 годам лишения свободы, на основании постановления Череповецкого районного суда от 30 марта 2004 года освобожден условно – досрочно, на срок 3 года 27 дней,
17 марта 2005 года Череповецким городским судом по ст. 166 ч.2 п.А, 166 ч.2 п.А, 158 ч.2 п.Б, ст.70 УК РФ к 5 годам лишения свободы, 14 сентября 2009 года освобожден по концу срока,
17 марта 2010 года Череповецким городским судом по ст. 158 ч.2 п.В УК РФ к 2 годам лишения свободы условно, с испытательным сроком на 2 года,
Мера пресечения заключение под стражей избрана 31 марта 2010 года, в порядке ст. 91 УПК РФ задерживался 29,30 марта 2010 года,
Обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.105 ч.1 УК РФ,
У с т а н о в и л
Сергеев совершил убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, при следующих обстоятельствах :
24 марта 2010 года в период с 20 до 21 часа, Сергеев О.Н., находясь в состоянии алкогольного опьянения, пришел в квартиру к знакомому ему ранее М., в кухне указанной квартиры Сергеев и М. стали распивать спиртосодержащую жидкость. После распития спиртного, М. стал выражаться в адрес Сергеева нецензурной бранью, на почве чего у Сергеева возникли личные неприязненные отношения с М., и возник умысел на его убийство.
Реализуя свой преступный умысел на умышленное убийство, в период с 20 до 21 часа 24 марта 2010 года Сергеев в кухне квартиры в г.Череповце, в ходе ссоры на почве личных неприязненных отношений, достал из кармана верхней одежды имевшийся у него складной нож, после чего умышленно, с целью причинения смерти, нанес один удар ножом в область шеи М., сидящему перед ним на стуле.
Своими умышленными действиями Сергеев причинил М. рану на левой боковой поверхности шеи длиной 2 см., продолжением которой является раневой канал, проходящий через кожу, подкожную жировую клетчатку, мягкие ткани гортани, с пересечением левой яремной вены, щитовидного хряща по задней поверхности, проникающий вы просвет гортани, мягкие ткани первого грудного позвонка и 7-го шейного позвонка. Это телесное повреждение является опасным для жизни, вызвало угрожающее для жизни состояние, острую кровопотерю, квалифицируется как телесное повреждение, причинившее тяжкий вред здоровью находится в прямой причиной связи со смертью М.
Смерть М. наступила на месте происшествия 24 марта 2010 года в результате одиночного слепого проникающего колото-резаного ранения шеи с пересечением яремной вены, осложнившегося острой кровопотерей.
Вину в совершении преступления подсудимый Сергеев О.Н. полностью признал и показал, что был знаком с М., проживали в одном доме, 24 марта 2010 года вечером зашел к нему домой, сидели вместе в кухне квартиры, М. опьянел, стал оскорблять его нецензурными словами, которые он считает для себя очень обидными, затем схватил какой-то предмет, похожий на отвертку, но Сергеев толкнул М., тот ударил его кулаком в область носа, отчего у Сергеева потекла кровь. М. сел на табуретку в кухне. В связи с оскорблениями, Сергеев стал испытывать к М. личную неприязнь, достал из кармана имевшийся у него нож и ударил один раз ножом в область шеи, сидящего на табуретке потерпевшего, после чего сразу вышел из квартиры, подошел к дверям лифта, с кем-то из соседей ехал в лифте, вышел на пятом этаже, направился к себе домой, лег спать. Ножик на следующий день выбросил из окна, нож упал на козырек клуба. Заявил, что в содеянном раскаивается.
Виновность Сергеева О.Н. в совершении преступления доказана полностью, подтверждается совокупностью исследованных доказательств – показаниями представителя потерпевшего, свидетелей, документами дела в их совокупности: протоколом осмотра места происшествия с фототаблицами л.д. 5- 6, актом судебно-медицинского исследования трупа л.д. 23-27, 28, протоколом осмотра дома, где на крыше был обнаружен складной нож-бабочка л.д. 35-39, протоколом выемки одежды, образцов крови и кожного лоскута с шеи трупа М., л.д. 41-42, протоколом явки с повинной Сергеева О.Н. л.д. 58, протоколом выемки одежды Сергеева О.Н. л.д. 65-66, протоколом осмотра вещественных доказательств л.д. 124 - 128, заключением судебно-медицинской экспертизы л.д. 133-137, согласно которого смерть М. наступила в результате одиночного слепого проникающего колото-резаного ранения шеи в пересечением ярёмной вены, осложнившейся острой кровопотерей, данное телесное повреждение образовалось незадолго до смерти, является опасным для жизни человека, вызвало угрожающее для жизни состояние, острую кровопотерю, является телесным повреждением, причинившим тяжкий вред здоровью, и находится в прямой причинной связи со смертью потерпевшего, заключением судебно-медицинской экспертизы л.д. 141-142, согласно которого у Сергеева О.Н. при осмотре экспертом 30 марта 2010 года видимых телесных повреждений не обнаружено, заключением экспертизы вещественного доказательства л.д. 169-171, согласно которого рана на боковой поверхности шеи трупа М. по своему характеру является колото-резаной, указанная рана нанесена клинком представленного на экспертизу ножа, либо любым другим ножом, имеющим сходные размерно-конструктивные особенности следообразующей части клинка, заключением экспертизы л.д.147-152, согласно которого среди волокон, обнаруженных на куртке и джинсах Сергеева О.Н., не имеется волокон, одинаковых по основным родовым признакам с волокнами, входящими в состав пряжи свитера и брюк М., заключением экспертизы л.д. 162-164, согласно которого в одной помарке на джинсовых брюках Сергеева О.Н., в одной помарке на куртке Сергеева О.Н., на смыве с пола у дивана обнаружена кровь человека и выявлен только антиген В, что с большой долей вероятности отнести данный антиген к Ва группе. На смыве с пола комнаты у двери обнаружена кровь человека Ва группы. Кровь могла произойти от Сергеева О.Н. и не могла принадлежать М.
Потерпевшая С. показала, что погибший являлся ее сыном, в последние 10 лет проживал один в квартире, употреблял спиртные напитки, не работал, она изредка заходила к сыну, видела у него компании людей, распивавших спиртные напитки. В последний раз видела сына 24 марта 2010 года утром, когда пришла к нему в квартиру, имела свои ключи от квартиры, около 9 часов сына дома не застала, сделала в квартире небольшую уборку, около 10 часов 30 минут пришел М., был трезвым, она предупредила, что завтра, то есть 25 марта 2010 года она на машине привезет в квартиру мебель, велела сыну быть дома. Утром 25 марта 2010 года заказала машину, с мебелью приехала в квартиру к сыну, подойдя к входной двери, обнаружила ее открытой, пройдя в квартиру, в комнате на диване обнаружила труп сына. Он находился в состоянии полусидя на диване, около него была кровь. Кто мог убить сына, ей не известно. В возмещение морального вреда просит взыскать 250000 рублей, перенесла гибель родного сына, эта утрата является невосполнимой.
Из показаний свидетелей К. и Б., оглашенных в судебном заседании, усматривается, что они 24 марта 2010 года около 20 часов находились на площадке между 1 и 2 этажами дома, слышали громкие крики, нецензурную бранью, доносившиеся из квартирвы, где проживает мужчина М., полагают, что ругались не менее двух мужчин. Затем свидетели подошли к дверям лифта на этаже подъезда, к лифту подошла Г. В это время из коридора, где расположена квартира вышел Сергеев О., он был пьян, в правой руке держал нож, который был в крови, с ножа капала кровь на пол. Затем приехал лифт, свидетели К. и Б. зашли в лифт, куда зашел Сергеев и Г. – соседка, которая все это время разговаривала по телефону. Пока ехали в лифте, Сергеев сказал Б. и К., чтобы они его не выдавали, на своем этаже Сергеев из лифта вышел, был одет в куртку, возможно, светло-коричневую.
Исследовав доказательства, суд находит, что виновность Сергеева О.Н. в совершении преступления полностью доказана, его действия правильно квалифицированы по ст. 105 ч.1 УК РФ как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку. Установлено, что в ходе ссоры на почве личных неприязненных отношений подсудимый ударил один раз в область шеи потерпевшего, в место расположения важных жизненных органов человека, умышленно причинил потерпевшему одиночное слепое проникающее колото-резаное ранение шеи с пересечением ярёмной вены, осложнившееся острой кровопотерей, от которого наступила смерть потерпевшего на месте происшествия. При этом, нанося удар в область шеи потерпевшего, Сергеев осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность наступления смерти потерпевшего и желал ее наступления.
При этом суд находит, что Сергеев не находился в состоянии необходимой обороны, поскольку в судебном заседании установлено, что после нанесения удара кулаком по лицу Сергееву в ходе ссоры, М. сел на табуретку, после чего Сергеев достал нож и ударил им потерпевшего, то есть удар в область шеи Сергеевым потерпевшему был нанесен спустя значительный промежуток времени, и Сергеев не находился в состоянии необходимой обороны.
Оценивая показания подсудимого в судебном заседании о том, что потерпевший в ходе ссоры ударил Сергеева в область носа, отчего у Сергеева потекла кровь, суд признает эти показания Сергеева соответствующими фактическим обстоятельствам дела, никакими доказательствами эти показания не были опровергнуты, подтверждаются заключением экспертизы ( л.д.162-164). Показания Сергеева в судебном заседании о том, что он защищался от нападения М., суд признает не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, расценивает как способ защиты от обвинения. Эти показаний Сергеева не последовательны, опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств.
Обсудив вопрос о наказании, суд учитывает смягчающие наказание Сергеева О.Н. обстоятельства – полное признание вины и раскаяние в содеянном, явку с повинной и активную помощь следствию в отыскании орудия преступления, а также противоправность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления.
Отягчающим наказание Сергеева О.Н. обстоятельством суд признает рецидив преступлений.
С учетом характера и степени общественной опасности содеянного, конкретных обстоятельств дела, учитывая данные о личности подсудимого и данные о личности потерпевшего, который характеризуется посредственно, учитывая тяжесть и необратимость последствий совершенного Сергеевым О.Н. преступления, суд назначает ему наказание в виде лишения свободы, с назначением дополнительного наказания в виде ограничения свободы. Оснований для назначения наказания с применением ст.64 УК РФ, судом не установлено.
Сергеев О.Н. новое умышленное особо тяжкое преступление совершил в период испытательного срока, установленного приговором суда от 17 марта 2010 года, поэтому, в соответствии со ст.70 УК РФ, путем частичного присоединения не отбытого наказания по предыдущему приговору к наказанию по настоящему приговору суда.
Суд удовлетворяет исковые требования потерпевшей С. о возмещении морального ущерба от преступления. Определяя размер возмещения, суд учитывает степень родства потерпевшей и погибшего от преступления М., характер и степень причиненного преступлением морального ущерба, материальное положение сторон. Сергеевым О.Н. данные исковые требования признаны в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.307-309 УПК РФ,
П р и г о в о р и л:
Признать виновным СЕРГЕЕВА О.Н. в совершении преступления, предусмотренного ст.105 ч.1 УК РФ и назначить ему наказание по данной статье в виде лишения свободы сроком на 9 (девять) лет, с ограничением свободы сроком на 2 года.
В соответствии со ст. 74 ч.5 УК РФ, Сергееву О.Н. отменить условное осуждение по приговору Череповецкого городского суда от 17 марта 2010 года.
В соответствии со ст.70 УК РФ, к наказанию по настоящему приговору присоединить частично, в виде 1 (одного) года лишения свободы наказание, не отбытое Сергеевым О.Н. по приговору Череповецкого городского суда от 17 марта 2010 года, окончательно по совокупности приговоров назначить Сергееву О.Н. наказание в виде лишения свободы сроком на 10 (десять) лет с отбытием наказания в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы сроком на 2 ( два ) года.
В период отбытия дополнительного наказания в виде ограничения свободы возложить на Сергеева О.Н. обязанности:
дважды в месяц являться на регистрацию в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием наказания в виде обязательных работ,
не изменять без согласования с этим органом место жительства или место пребывания,
запретить выезд за пределы муниципального образования по месту регистрации или по месту пребывания без разрешения специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием наказания в виде обязательных работ.
Меру пресечения Сергееву О.Н. оставить заключение под стражей, срок отбытия наказания исчислять с 29 марта 2010 года.
Взыскать с Сергеева О.Н. в пользу С. в возмещение морального ущерба от преступления 250000 рублей.
Вещественные доказательства – смывы вещества бурого цвета на марлевых тампонах, образцы крови М.и Сергеева О.Н., кожный лоскут с раной трупа, складной нож – уничтожить, свитер синего цвета, брюки темно-коричневого цвета уничтожить, куртку серую, джинсы голубого цвета, кроссовки из кожезаменителя с белыми вставками – передать Сергееву О.Н.
Приговор может быть обжалован в Вологодский областной суд через Череповецкий городской суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным в тот же срок и в том же порядке со дня вручения копии приговора.
Судья Сиротина Н.Е.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Вологодского областного суда от 07.09.2010 года приговор оставлен без изменения.