Уголовное дело по ст. 111 ч.1 УК РФ



Дело № 1-719/2010 г.

П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Череповец 28 сентября 2010 года

Федеральный судья Череповецкого городского суда Вологодской области Сиротина Н.Е.,

С участием: государственного обвинителя, помощника прокурора г.Череповца Клюквина В.В.

подсудимого Светлова А.К.

защитника Шишеловой В.Е., представившей удостоверение № 535, ордер № 548

потерпевшего Б.,

при секретаре Морозковой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении СВЕТЛОВА А.К., ранее судимого 21 декабря 2009 года Череповецким городским судом по ст.111 ч.1 УК РФ к 2 годам лишения свободы, условно с испытательным сроком на 2 года (по данному уголовному делу под стражей не содержался),

в порядке ст. 91, 92 УПК РФ задержан 15 июня 2010 года, мера пресечения заключение под стражей избрана 16 июня 2010 года,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.111 УК РФ,

УСТАНОВИЛ

14 июня 2010 года около 19 часов 20 минут Светлов А.К., находясь в состоянии алкогольного опьянения, в квартире № в г.Череповце, в ходе ссоры, на почве личных неприязненных отношений, умышленно нанес Б. три удара стеклянным осколком горлышка от бутылки по телу. Своими умышленными действиями Светлов А.К. причинил потерпевшему Б. телесные повреждения: рану, которая по своему характеру является опасной для жизни в момент причинения, повлекла причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, а также рану передней поверхности грудной клетки слева и рану задней поверхности грудной клетки справа, дном которых являются подлежащие мышцы, которые по признаку кратковременного расстройства здоровья не более 21 дня оценены экспертом, как телесные повреждения, причинившие легкий вред здоровью.

Вину в совершении преступления подсудимый Светлов А.К. признал, показал, что14 июня 2010 года он со своей знакомой И. пришел в гости к Б., с которым дружит на протяжении 30 лет, вместе распивали водку, затем в квартиру приехали две девушки, знакомые, присоединились к распитию спиртных напитков. В ходе распития спиртного они с Б. поссорились, стали кричать друг на друга, причину ссоры не помнит. Помнит, что Б. ударил его кулаком по лицу и сразу вышел из кухни, а Светлов взял в кухне бутылку водки, разбил ее, чтобы не оставлять спиртное Б., пошел следом за Б., в коридоре догнал его. Светлову показалось, что Б. хочет сновать его ударить, поскольку Б. поднял руку. Смутно помнит события, полагает, что с Б. боролись. Момент нанесения ударов бутылкой не помнит, бутылку разбил, чтобы не оставлять водку, поскольку сам ее купил, а Б. его выгонял из квартиры. Направился с осколком в сторону потерпевшего, чтобы его напугать.

Из показаний Светлова А.К. при допросе в качестве подозреваемого ( л.д.44-47), оглашенных в судебном заседании на основании ст.276 УПК РФ, усматривается, что Светлов и Б. после распития спиртного в присутствии трех женщин стали ссориться, ругались, Б. ударил Светлова кулаком по лицу, Светлов ответных ударов не наносил. Поскольку Б. физически развит лучше него, Светлов драться с Б. не стал, когда Б. стал выходить из кухни, Светлов схватил бутылку из-под водки, отбил у нее горлышко, осколок бутылки за горлышко держал перед собой, что-то кричал Б., Б. повернулся к нему лицом, увидел Светлова с осколком бутылки, и Светлову показалось, что Б. хочет его ударить, так как Б. поднял руку вверх, замахнувшись на него, увидев это, Светлов трижды ударил осколком бутылки в грудь и живот потерпевшего.

Из показаний Светлова А.К. при допросе в качестве обвиняемого ( л.д. 137-140), усматривается, что Б., после того, как ударил Светлова по лицу, стал выходит из кухни, а Светлов в этот момент схватил бутылку из-под водки, взял ее за горлышко, разбил об стену, побежал следом за Б. в коридор с разбитым горлышком бутылки в руках, Светлов был в ярости, хотел припугнуть Б. за то, что он ударил Светлова. Егор стоял в коридоре к нему спиной, затем развернулся, увидел в руках у Светлова осколок бутылки, и Светлову показалось, что Б. хочет снова ударить Светлова, который поднял руку вверх, после чего Светлов нанес Б. три удара осколком бутылки в живот и в грудь.

Виновность подсудимого Светлова А.К. в совершении преступления доказана полностью, подтверждается совокупностью исследованных доказательств – показаниями потерпевшего, свидетелей, документами дела в их совокупности:

протоколом принятия устного заявления о преступлении от 15.06.2010 года, согласно которого Б. просил привлечь к уголовной ответственности Светлова А.К., который 14.06.2010 года около 19 часов 30 минут, находясь в квартире в г.Череповце нанес ему несколько ударов стеклянным осколком горлышка в грудь и живот, чем причинил телесные повреждения (л.д.5),

протоколом осмотра места происшествия со схемой и фототаблицей от 14.06.2010 года, согласно которого в квартире в г.Череповце было обнаружено и изъято горлышко от бутылки из-под водки со следами вещества красно-бурого цвета, похожими на кровь (л.д.7-13),

протоколом осмотра вещественного доказательства - горлышка от бутылки из-под водки со следами вещества красно-бурого цвета с фототаблицей (л.д106-110),

ксерокопией карты вызова скорой помощи, согласно которой 14.06.2010 года поступил вызов, поводом для вызова было ранение грудной клетки, живота, спины у Б., со слов которого около 18 часов его порезал знакомый битой бутылкой (л.д.71),

заключением судебно-медицинской экспертизы от 22.07.2010 года, согласно которого у Б. обнаружены: рана, которая по своему характеру опасна для жизни, расценивается как причинившая тяжкий вред здоровью, раны, которые по признаку кратковременного расстройства здоровья не более 21 дня, расцениваются, как причинившие легкий вред здоровью. Получение данных повреждений при натыкании на травмирующие предметы маловероятно (л.д.89-91).

Потерпевший Б. в судебном заседании показал, что к нему в гости пришел друг Светлов с девушкой И., распивали спиртные напитки, потом И. по телефону пригласила своих знакомых – Н. и Т., которые пришли в квартиру, все вместе распивали спиртные напитки. В какой-то момент Б. не понравилось поведение И., он потребовал, чтобы Светлов и И. ушли из квартиры. Потом он ударил Светлова в область лица кулаком, пошел открывать двери, чтобы Светлов и И. ушли, на столе в это время оставалась бутылка водки. Пошел обратно в направлении кухни, Светлов разбил бутылку об стиральную машину, думает, для того чтобы спиртное не оставалось в квартире. Хотел ударить Светлова, но Светлов увернулся, и Б. и Светлов вместе упали, боролись на полу, полагает, что телесные повреждения получил при падении на осколки бутылки, которые были на полу. Светлов при этом, в ходе борьбы, откидывал стекла, чтобы Б. не порезался. Полагает, что травму получил случайно, а Светлов не совершал умышленных действий, чтобы причинить ему телесные повреждения.

Из показаний потерпевшего Б. от 15 июня 2010 года, данных на предварительном следствии, оглашенных в судебном заседании, усматривается, что в тот день он выпивал, от выпитого спиртного между ним и Светловым начался конфликт, причину которого он не помнит, возможно, он ударил Светлова кулаком по лицу. Помнит, что Светлов схватил со стола бутылку водки, разбил ее обо что-то и накинулся на Светлова, держа в руке горлышко разбитой бутылки. В коридоре Светлов нанес ему один удар осколком бутылки в область живота, потом он вместе со Светловым переместились в ванную, где Светлов нанес осколком бутылки ему два удара - один в грудь, второй- в область спины. ( л. д.37-38).

При дополнительном допросе 2 августа 2010 года потерпевший Б. свои показания изменил, указал, что ранения Светлов ему причинил в ходе борьбы, случайно.( л.д. 113-115).

Свидетель К. показал суду, что 14 июня 2010 года вечером пришел домой к своему знакомому Б., дверь ему открыл Светлов, которого он также знает. Свидетель увидел Б., который был в крови, держался руками за живот. В квартире также находились три женщины, ему сообщили, что выхвали скорую помощь, после чего К. вышел на улицу, там ждал приезда работников милиции и скорой помощи. Видел, что Светлов вышел из подъезда, за ним вышла его подруга, Светлов куда-то ушел, а И. сидела на скамейке у соседнего подъезда. Приехавшим сотрудникам милиции он сообщил, что Светлов ушел, а его подруга находится на скамейке у соседнего подъезда. Когда Б. отвозили в больницу, он дал К. ключи от квартиры, зайдя туда, К. обнаружил в квартире на полу много крови, и видел осколок бутылки. Что произошло в квартире, кто и при каких обстоятельствах причинил ранение Б., не знает.

Из показаний свидетелей Д. и А.., сотрудников милиции, оглашенных в судебном заседании на основании ст.281 ч.1 УПК РФ, усматривается, что по вызову данные работники милиции прибыли по месту жительства Б., где обнаружили в квартире раненого потерпевшего. Присутствующие в квартире Н. и Т. рассказали, что в квартиру их пригласила И, которая была вместе с Светловым.

В квартире Б., И., Светлов и эти девушки распивали спиртные напитки. У Б. с Светловым произошел конфликт, Б. стал выгонять его из квартиры, ударил его кулаком по лицу, а Светлов несколько раз ударил Б. горлышком разбитой бутылки в живот, после чего Светлов с И. ушел из квартиры. В коридоре на коробках свидетели обнаружили осколок водочной бутылки со следами крови. Около подъезда работники милиции обнаружили К., который оказался знакомым потерпевшего, рассказал, что пришел в гости к Б., обнаружил его раненым, сообщил фамилию– Светлов, рассказал, что Светлов был с женщиной, которая находилась в тот момент на скамейке у соседнего подъезда. Данная женщина была задержана, ею оказалась И. Задержать Светлова работникам милиции не удалось.

Из показаний свидетеля И., оглашенных в судебном заседании на основании ст.281 УПК РФ, усматривается, что в процессе распития спиртного между Светловым и Б. произошел конфликт, Б. ударил Светлова кулаком по лицу, в ответ на это Светлов схватил со стола бутылку водки, разбил ее об стол в кухне и горлышком бутылки Светлов стал наносить Б. удары по туловищу – в живот и по спине. Потом Светлов кинул в коридоре квартиры горлышко от бутылки и убежал из квартиры. ( л.д. 28-29, л.д.111-112)

Из показаний свидетелей Н., Т., оглашенных в судебном заседании на основании ст.281 ч.1 УПК РФ, усматривается, что во время распития спиртного между Б. и Светловым возникла ссора, Б. ударил ладонью по лицу Светлова, пошел по коридору к входной двери, поскольку выгонял Светлова из квартиры. Светлов в ответ на это взял со стола бутылку водки, разбил ее об стиральную машину в кухне, пошел за Б. в коридор и осколком бутылки ударил Б. в область живота, в область груди, потом – по спине. Мужчины стали бороться, переместились в ванную, Светлов осколок бутылки откинул в коридоре в сторону, кто кого ударял в ванной - не видели, собирали осколки бутылки в кухне.( л.д.26-27, 72-74)

Из показаний свидетеля Г. усматривается, что она является матерью подсудимого, который с детства дружит с Б. Об обстоятельствах совершения преступления ей ничего не известно.

Исследовав доказательства, суд находит, что виновность Светлова А.К. полностью доказана.

Действия Светлова А.К. правильно квалифицированы по ст.111 ч.1 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.

Такая квалификация является правильной, поскольку установлено, что подсудимый Светлов А.К. умышленно нанес осколком бутылки не менее трех ударов по телу потерпевшему Б., причинив ему в области живота проникающую рану с повреждением внутренних органов - телесное повреждение, опасное для жизни, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью, а также две раны, которые вызвали причинение легкого вреда здоровью потерпевшего.

Об умысле Светлова на причинение тяжких телесных повреждений потерпевшему свидетельствует характер его действий – осколком бутылки, то есть острым предметом, который использовал для причинения телесных повреждений, Светлов нанес удары по телу потерпевшего, в том числе, в область живота, в место расположения жизненно важных органов человека, причинил проникающее ранение брюшной полости, данное телесное повреждение являлось опасным в момент причинения, повлекло причинение тяжкого вреда здоровью.

Суд находит, что подсудимый не находился в состоянии необходимой обороны, поскольку не оборонялся от Б. - после удара по лицу, нанесенного Б., прошло значительное время, уже после этого Светлов разбил бутылку, вооружился осколком бутылки и направился к потерпевшему с целью нанесения ему телесных повреждений.

Версия Светлова и Б. о том, что тяжкие телесные повреждения Б. получил, поскольку подсудимый с потерпевшим боролись на полу, где лежали разбитые стекла, является несостоятельной, она опровергается совокупностью собранных по делу доказательств - показаниями свидетелей о характере действий Светлова, заключением СМЭ о механизме причинения Б. телесного повреждения в области живота.

Оценивая показания подсудимого Светлова о том, что ранение он причинил потерпевшему вследствие неосторожных действий, суд признает эти показания не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, расценивает как способ защиты от обвинения, эти показания Светлова не последовательны, опровергаются показания свидетелей, документами дела в их совокупности.

Оценивая показания потерпевшего Б. об обстоятельствах причинения ему тяжкого вреда здоровью, суд признает соответствующими фактическим обстоятельствам дела показания потерпевшего Б., данные им при допросе 15 июня 2010 года, эти показания объективно подтверждаются собранными по делу доказательствами – показаниями свидетелей И, Н., Т., заключением СМЭ о наличии, локализации и механизме причинения телесных повреждений, имевшихся у потерпевшего при поступлении в стационар 14 июня 2010 года.

Показания потерпевшего Б. в судебном заседании и на дополнительном допросе 2 августа 2010 года о том, что Светлов ему умышленно телесные повреждения не причинял, что проникающее ранение живота он получил, поскольку в ходе борьбы со Светловым, упав на пол, Б. порезался об осколки бутылки, находившиеся на полу, суд признает не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, расценивает как желание оказать помощь Светлову уйти от ответственности за содеянное. Указанные показания Б. опровергаются его же показаниями при допросе 15 июня 2010 года, показаниями свидетелей И., Н., Т., заключением СМЭ о наличии, локализации и механизме причинения телесных повреждений, имевшихся у потерпевшего при поступлении в стационар 14 июня 2010 года.

При оценке показаний потерпевшего Б., суд учитывает то обстоятельство, что потерпевший и подсудимый знакомы на протяжении длительного времени, находятся в дружеских отношениях, и потерпевший Б. заинтересован в исходе дела для Светлова.

Кроме того, оценивая показания потерпевшего Б. и подсудимогоСветлова А.К., суд учитывает, что оба они в момент совершения преступления на протяжении значительного времени употребляли спиртные напитки, находились в состоянии алкогольного опьянения, и данное обстоятельство не способствовало закреплению в полной мере в памяти подсудимого и потерпевшего деталей и последовательности происходивших событий.

Показания свидетелей И., Н., Т., суд признает соответствующими фактическим обстоятельствам дела, они последовательны, не имеют существенных противоречий, объективно подтверждают друг друга, подтверждаются собранными по делу доказательствами – показаниями работников милиции Д., А., а также заключением СМЭ о наличии, локализации телесных повреждений, имевшихся у потерпевшего.

Обсудив вопрос о наказании, суд учитывает смягчающие наказание подсудимого Светлова А.К. обстоятельства – признание вины, раскаяние в содеянном, противоправность поведения потерпевшего, ставшая поводом для подсудимого для совершения преступления. Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимогоСветлова А.К., судом не установлено.

С учетом характера и степени общественной опасности содеянного, конкретных обстоятельств дела, данных о личности подсудимого, учитывая мнение потерпевшего о смягчении наказания Светлову А.К., суд назначает Светлову А.К. наказание в виде лишения свободы.

Судом не установлено оснований для назначения Светлову А.К. наказания в применением ст.64 УК РФ.

Новое тяжкое преступление Светлов А.К. совершил в период условного осуждения, поэтому, в соответствии со ст.70 УК РФ.

Исковые требования прокурора г.Череповца в интересах МУЗ «Г.» о взыскании затрат на стационарное лечение потерпевшего Б. подлежат удовлетворению как законные и обоснованные. Подсудимый данные исковые требования не оспаривает.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 307-309 УПК РФ,

ПРИГОВОРИЛ:

Признать виновным СВЕТЛОВА А.К. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.111 УК РФ и назначить ему по данной статье наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года.

В соответствии со ст.74 ч.5 УК РФ, Светлову А.К. отменить условное осуждение по приговору Череповецкого городского суда Вологодской области от 21 декабря 2009 года.

В соответствии со ст.70 УК РФ, к наказанию по настоящему приговору присоединить частично, в виде 1 года лишения свободы, наказание, не отбытое Светловым А.К. по приговору Череповецкого городского суда Вологодской области 21 декабря 2009 года, ОКОНЧАТЕЛЬНО по совокупности приговоров назначить Светлову А.К. наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года, с отбытием наказания в исправительной колонии общего режима.

Меру пресечения Светлову А.К. на кассационный срок оставить прежнюю в виде заключения под стражей.

Срок отбытия наказания Светлову А.К. исчислять с 15 июня 2010 года.

Взыскать со Светлова А.К. в пользу МУЗ «Г.» затраты на стационарное лечение потерпевшего в сумме 8 401 рублей 26 копеек.

Вещественные доказательства – горлышко от стеклянной бутылки – уничтожить.

Приговор может быть обжалован в Вологодский областной суд через Череповецкий городской суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным Светловым А.К. в тот же срок и в том же порядке со дня вручения копии приговора.

Осужденному разъяснить, что в случае подачи кассационной жалобы он вправе:

в течение кассационного срока ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции,

пригласить защитника для рассмотрения уголовного дела судом кассационной инстанции либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника в кассационной инстанции.

Судья Сиротина Н.Е.

Приговор вступил в законную силу 11.11.2010