Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
15 ноября 2011 г. г.Череповец
Череповецкий федеральный городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Жидковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Богдановой В.Н.,
с участием представителя истца помощника прокурора гор.Череповца Любимовой Э.И., представителя ответчика УМВД России по г.Череповцу Иванченко М.М., представителя третьего лица Мэрии г.Череповца Лобашевой О.П., представителя третьего лица отдела надзорной деятельности по г.Череповцу Каланина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Череповца в интересах неопределенного круга лиц к УМВД России по г. Череповцу об устранении нарушений требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Череповца обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к УМВД России по г. Череповцу и мэрии г.Череповца об устранении нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в здании специального приемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке, указав в обоснование заявленных требований, что при проведении проверки о соблюдении законодательства о противопожарной безопасности в деятельности специального приемника УМВД России по г. Череповцу выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии, а именно
- в нарушение требований п. 96, 98 ППБ 01 - 03 (Правила пожарнойбезопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС РФ от18.06.2003 №. Далее - «ППБ 01-03») не заключен договор на техническоеобслуживание и планово - предупредительный ремонт автоматических установокпожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людейпри пожаре (АУПС, СОУЭ) с организацией, имеющей лицензию на данный виддеятельности, а так же не представлены акты ввода в эксплуатацию системпожарной автоматики (АУПС, СОУЭ), акты проверки работоспособности,проектная документация, наличие лицензии у монтажной организации;
- в нарушение требований п. 3, 89 ППБ 01 - 03, приказа МЧС РФ № не выполнена проверка сетей внутреннего противопожарного водопровода специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности;
- в нарушение требований п. 52 ППБ 01-03 двери эвакуационного выхода на южную сторону открываются не по направлению выхода из здания;
в нарушение требований п. 57 ППБ 01- 03, п. 2.12.17 табл. 37 ППЭП, не выполнена проверка состояния стационарного оборудования и электропроводов аварийного и рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств;
- в нарушение требований п. 40 ППБ 01-03, в административно - бытовыхпомещениях на окнах установлены глухие решетки;
- в нарушение требований п. 60 ППБ 01-03, в административно - бытовых помещениях, кладовой, камерах эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
в нарушение требований п. 503 ППБ 01-03, в кладовой расстояние от светильников до хранящихся товаров менее 0,5 м;
в нарушение требований п. 53 ППБ 01-03, в коридоре на путях эвакуации установлена мебель (библиотека);
в нарушении требований п. 91 ППБ 01- 03, на пожарном кране № I (ПК-1 ) не произведена перекатка рукава на новую скатку;
в нарушение требований п. 130 ППБ 01-03 дежурный по специальному приемнику не имеет постоянно при себе комплект ключей от всех замков на дверях эвакуационных выходов. Другой комплект ключей не хранится в помещении дежурного - отсутствует. Каждый ключ не имеет надписей (не снабжен биркой) о его принадлежности к соответствующему замку:
в нарушение требований п. 16 ППБ 01- 03 не разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей по двум вариантам действий: в дневное и ночное время;
- в помещении дежурного по специальному приемнику не вывешенаинструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов опожаре и неисправности установок (систем) пожарной автоматики.
Кроме того, выявлены нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения:
- в нарушение п. 7.1 СанПин № «Санитарно-эпидемиологическиетребования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»медицинский пункт расположен в разгрузочном помещении дезинфекционнойкамеры и не имеет естественного освещения;
- в нарушение п. 30 таблицы № п. 16.2 СП 12-95 МВД России«Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции)МВД России» медицинский пункт не имеет в своем составе процедурной.
В соответствии с договором безвозмездного пользования от 16.11.2001 (заключенного между управлением внутренних дел по г. Череповцу и Комитетом по управлению имуществом мэрии города) помещения в здании <адрес>, общей площадью - 461,8 кв.м, в которых располагается специальный приемник УМВД России по г. Череповцу, переданы управлению внутренних дел города Череповца.
Согласно, п. 3.2.5 договора безвозмездного пользования управление внутренних дел по г. Череповцу не может производить перепланировок, переоборудования, капитального ремонта и других неотделимых улучшений объекта без письменного согласования с Комитетом по управлению имуществом города. Однако, в соответствии с п. 3.2.9 договора управление внутренних дел по г. Череповцу обязано соблюдать технические, санитарные, пожарные и иные нормы при использовании имущества. Мэрия г. Череповца, как собственник здания <адрес>, несет бремя содержания своего имущества
Просит обязать УМВД России по г. Череповцу устранить указанные нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в здании специального приемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке центра по исполнению административного законодательства УМВД России по г. Череповцу в срок до 01.01.2012 года, обязать Мэрию г. Череповца привести помещения здания, <адрес> в соответствие с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и требованиями пожарной безопасности в срок до 01.01.2012 года.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора города Череповца Любимова Э.И. исковые требования изменила. Отказалась от исковых требований к мэрии гор.Череповца и уменьшила исковые требования к УМВД России по гор.Череповцу, ссылаясь на то, что при проведении повторной проверки было выявлено, что часть ранее выявленных нарушений устранена. Просит обязать УМВД России по г. Череповцу в срок до 01.01.2012 г. устранить нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в здании специального приемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке центра по исполнению административного законодательства УМВД России по г.Череповцу, а именно:
- заключить договор на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт автоматических установок пожарной сигнализации системы оповещения управления эвакуацией людей при пожаре (АУПС, СОУЭ) с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности;
- выполнить проверку сетей внутреннего противопожарного водопровода специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности;
- выполнить проверку состояния стационарного оборудования и электропроводов аварийного и рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств;
в административно-бытовых помещениях на окнах установить распашные решетки;
в административно-бытовых помещениях, кладовой, камерах на светильники установить колпаки с рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильника;
медицинский пункт расположить в помещении, где имеется естественное освещение.
В связи с отказом истца от иска к Мэрии г.Череповца, последняя освобождена судом от участия в деле в качестве ответчика и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.
В судебном заявлении представитель ответчика УМВД России пол г. Череповцу Иванченко М.М.. исковые требования признала частично. Суду пояснила, что УМВД России по г. Череповцу готово устранить все выявленные нарушения, но в виду отсутствия надлежащего финансирования, просила увеличить срок для устранения недостатков, полагая, что срок, установленный прокурором - до 01 января 2012 года является недостаточным для выполнения необходимых работ.
Представитель 3 лица Мэрии г. Череповца Лобашова О.П. в судебном заседании возражений по иску не представила.
Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности по городу Череповцу Калаев А.А. в судебном заседании исковые требования просил удовлетворить, полагая их законными и обоснованными. Подтвердил, что на момент рассмотрения дела ответчиком часть нарушений устранена.
Суд, выслушав стороны, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Как установлено судом, не оспаривается сторонами, в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о противопожарной безопасности в деятельности специального приемника УМВД России по г. Череповцу, <адрес> выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. На основании требования прокурора города от 20.10.2011 года о проведении проверки отделом надзорной деятельности 26.10.2011 года проведена повторная проверка в отношении специального приемника УМВД России <адрес>. Согласно справки от 28.10.2011 года выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- в нарушение требований п. 96, 98 ППБ 01 - 03 (Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №. Далее - «ППБ 01-03») не заключен договор на техническое обслуживание и планово - предупредительный ремонт автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (АУПС, СОУЭ) с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, а так же не представлены акты ввода в эксплуатацию систем пожарной автоматики (АУПС, СОУЭ), акты проверки работоспособности, проектная документация, наличие лицензии у монтажной организации;
в нарушение требований п. 3, 89 ППБ 01 - 03, приказа МЧС РФ № не выполнена проверка сетей внутреннего противопожарного водопровода специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности;
в нарушение требований п. 57 ППБ 01- 03, п. 2.12.17 табл. 37 ППЭП, не выполнена проверка состояния стационарного оборудования и электропроводов аварийного и рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств;
в нарушение требований п. 40 ППБ 01-03, в административно - бытовых помещениях на окнах установлены глухие решетки;
в нарушение требований п. 60 ППБ 01-03, в административно - бытовых помещениях, кладовой, камерах эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
Указанные нарушения создают угрозу пожарной безопасности неопределённому кругу лиц.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Статьей 37 названного закона возлагается обязанность на руководителя организации выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, а также соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукциипроизводственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров дляличных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении.реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числепосредством проведения лабораторных исследований и испытаний, засоблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В соответствии с договором безвозмездного пользования от 16.11.2001 (заключенного между управлением внутренних дел по г. Череповцу и Комитетом по управлению имуществом мэрии города) помещения в здании <адрес>, общей площадью - 461,8 кв.м, в которых располагается специальный приемник УМВД России по г. Череповцу, переданы управлению внутренних дел города Череповца.
Согласно, п. 3.2.5 договора безвозмездного пользования управление внутренних дел по г. Череповцу не может производить перепланировок. переоборудования, капитального ремонта и других неотделимых улучшений объекта без письменного согласования с Комитетом по управлению имуществом города.
Однако, в соответствии с п. 3.2.9 договора управление внутренних дел по г. Череповцу обязано соблюдать технические, санитарные, пожарные и иные нормы при использовании имущества.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №.
Согласно статье 38 Федерального закона № 69-ФЗ и пункту 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организации, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 2 Конституции РФ права и свободы граждан признаны высшей ценностью государства. Согласно статьям 18, 46 Конституции Российской Федерации права и свободы граждан являются непосредственно действующими.
Согласно статье 34 Федерального закона "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Для устранения нарушений в полном объеме УМВД России по г. Череповцу требуются значительные денежные средства, однако, отсутствие финансирования не может служить основанием для освобождения учреждения от обязанностей по соблюдению норм пожарной безопасности.
Нарушение правил и норм пожарной безопасности существенно снижают уровень защищенности граждан, содержащихся в специальном приемнике, и самого персонала учреждения от пожаров и их последствий, могут повлечь за собой угрозу для здоровья и жизни людей в случае чрезвычайной ситуации.
На момент рассмотрения дела ответчиком добровольно устранены не все выявленные нарушения.
При указанных обстоятельствах суд полагает, что имеются основания для удовлетворения исковых требований в заявленном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора г. Череповца в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Обязать УМВД России по г. Череповцу в срок до 01.01.2012 г. устранить нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в здании специального приемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке центра по исполнению административного законодательства УМВД России по г.Череповцу, а именно:
- заключить договор на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт автоматических установок пожарной сигнализации системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (АУПС, СОУЭ) с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности;
- выполнить проверку сетей внутреннего противопожарного водопровода специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности;
- выполнить проверку состояния стационарного оборудования и электропроводов аварийного и рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств;
- в административно-бытовых помещениях на окнах установить распашные решетки;
- в административно-бытовых помещениях, кладовой, камерах на светильники установить колпаки с рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильника;
- медицинский пункт расположить в помещении, где имеется естественное освещение.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда через Череповецкий федеральный городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
< >
Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2011 года.
< >
Судья Жидкова О.В.