об обеспечении доступа инвалидов



< >                                                                                                            Дело № 2-5101/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 декабря 2011 года

       Череповецкий городской суд Вологодской области в составе:

судьи                    Корытовой И.Б.,

с участием: прокурора Рямзиной Г.В.,

при секретаре       Мироновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Череповца в интересах неопределенного круга маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, к Мэрии г. Череповца, МБУЗ «Стоматологическая поликлиника » об обеспечении доступа инвалидов,

у с т а н о в и л:

       Прокурор города Череповца в интересах неопределенного круга маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, обратился с исковым заявлением к Мэрии г. Череповца, МБУЗ «Стоматологическая поликлиника » об обеспечении доступа инвалидов, в обоснование иска указав, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов.

       Установлено, что в городе проживает более 24 000 инвалидов, из них 268 инвалидов-колясочников, которые имеют равные со всеми гражданами права на реализацию своих гражданских, экономических и других прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ.

      В соответствии со ст. 7,18 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.

       Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрена обязанность организаций независимо от организационно-правовых форм создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

       Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается.

       Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

        В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

        На основании статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляются органами местного самоуправления.

        В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального Закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивались их доступность для инвалидов и других групп с ограниченными физическими возможностями.

        Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативно правовые акты основываются, в том числе на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного значения.

       Доступные для маломобильных групп населения здания и сооружения – это здания и сооружения, в которых реализован комплекс архитектурно-планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий, отвечающих нормативным требованиям СНиП 35-01-2001 по обеспечению доступности и безопасности маломобильных групп населения.

       В соответствии с п. 3.13 строительных норм и правил СНиП «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.

       Согласно п.п. 3.14, 3.17, 3.23. СНиП помещения, зоны и места оказания услуг, посещаемые маломобильными посетителями следует размещать на уровне, ближайшем к поверхности земли. В иных случаях следует предусматривать лестницы, пандусы, лифт и иные приспособления для перемещения маломобильных посетителей, вдоль которых должны устанавливаться ограждения с поручнями, дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025м.

       Пунктом 3.29 СНиП установлено, что максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м. при уклоне не более 8 процентов. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м. и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%.

       Проверкой установлено, что объект недвижимости – здание, <адрес>, находится в муниципальной собственности, по договору оперативного управления передано МБУЗ «Стоматологическая поликлиника ». Указанный объект не соответствует требованиям законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения:

- в нарушение п. 3.13 СНиП вход в здание не приспособлен для маломобильных групп населения. Напротив входа в помещение в месте пересечения тротуара с проезжей частью имеется перепад высот необорудованный пандусом.

- в нарушение п. 3.14 СНиП отсутствуют пандусы. В помещении имеется один вход, в которому с поверхности земли ведет лестница с поручнем.

- в нарушение требований п. 3.51 СНиП отсутствует система средств информации входных узлов, путей движения, зон и помещений, доступных для маломобильных групп населения.

        Между тем в указанном здании располагается социально-значимый объект МБУЗ «Стоматологическая поликлиника », оказывающий гражданам доврачебную и амбулаторно-поликлиническую помощь, который является недоступным для маломобильных групп населения.

         Просит обязать мэрию г. Череповца в срок до 31.12.2011 г. обеспечить доступ инвалидов в здание МБУЗ «Стоматологическая поликлиника », <адрес> в соответствии с требованиями СНиП :

- установить пандусы на входе в здание и в месте пересечения тротуара и проезжей части;

- установить систему средств информации входных узлов, путей движения, зон и помещений, доступных для маломобильных групп населения.

        В ходе рассмотрения дела прокурором исковые требования изменены, о чем представлено заявление, в котором прокурор г. Череповца просит обязать МБУЗ «Стоматологическая поликлиника » в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить доступ инвалидов в здание МБУЗ «Стоматологическая поликлиника », <адрес> в соответствии с требованиями СНиП :

- установить пандусы на входе в здание и в месте пересечения тротуара и проезжей части;

- установить систему средств информации входных узлов, путей движения, зон и помещений, доступных для маломобильных групп населения.

         В судебном заседании представитель истца Рямзина Г.В. измененные исковые требования поддержала по мотивам, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель мэрии г. Череповца и МБУЗ «Стоматологическая поликлиника » Демченко Л.М. по доверенности исковые требования не признала, пояснила, что требования, изложенные в СНиП, устанавливаются к проектным решениям, акт и заключение Комитета социальной защиты населения составлены с превышением полномочий. В настоящее время пандусы не установлены, требования прокурора будут исполнены только при проектировании. Все работы должны быть произведены при капитальном ремонте. Для инвалидов созданы условия, к ним выезжают на дом, имеется коляска, их встречают и провожают.

В судебном заседании представитель МБУЗ «Стоматологическая поликлиника » Черепкова А.Л. по доверенности исковые требования не признала.

В судебное заседание представитель Комитета социальной защиты населения города Череповца не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

         Здание, <адрес>, находится в муниципальной собственности, по договору оперативного управления передано МБУЗ «Стоматологическая поликлиника ». Пунктом 2.5.2 договора о порядке использования имущества, закрепленного за муниципальным учреждением на праве оперативного управления от 01.03.2006 г. предусмотрена обязанность учреждения осуществлять текущий и капитальный ремонты переданного имущества.

       Указанный объект в настоящее время не соответствует требованиям законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, в частности требованиям СНиП (пункты 3.12, 3.13, 3.14, 3.23, 3.52): отсутствуют пандусы на входе в здание и в месте пересечения тротуара и проезжей части; не установлена система средств информации входных узлов, путей движения, зон и помещений, доступных для маломобильных групп населения.

В указанном здании располагаются социально-значимый объект.

Ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрена обязанность организаций независимо от организационно-правовых форм создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Доводы представителей ответчиков о том, что инвалидам 1 группы оказывается стоматологическая помощь на дому, судом не могут быть приняты, поскольку из представленной справки следует, что такая помощь оказывалась лишь с целью лечения и удаления зубов, возможность получения на дому всего перечня стоматологической помощи для всех инвалидов данной справкой не подтверждается.

      Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

       Обязать МБУЗ «Стоматологическая поликлиника » в течение 6 месяцев со дня вступления данного решения суда в законную силу обеспечить доступ инвалидов в здание МБУЗ «Стоматологическая поликлиника », в соответствии с требованиями СНиП :

- установить пандусы на входе в здание и в месте пересечения тротуара и проезжей части;

- установить систему средств информации входных узлов, путей движения, зон и помещений, доступных для маломобильных групп населения.

        Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

< >

< >

Судья Череповецкого городского суда                                                            Корытова И.Б.