< > Дело № 2-5101/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 декабря 2011 года
Череповецкий городской суд Вологодской области в составе:
судьи Корытовой И.Б.,
с участием: прокурора Рямзиной Г.В.,
при секретаре Мироновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Череповца в интересах неопределенного круга маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, к Мэрии г. Череповца, МБУЗ «Стоматологическая поликлиника №» об обеспечении доступа инвалидов,
у с т а н о в и л:
Прокурор города Череповца в интересах неопределенного круга маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, обратился с исковым заявлением к Мэрии г. Череповца, МБУЗ «Стоматологическая поликлиника №» об обеспечении доступа инвалидов, в обоснование иска указав, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов.
Установлено, что в городе проживает более 24 000 инвалидов, из них 268 инвалидов-колясочников, которые имеют равные со всеми гражданами права на реализацию своих гражданских, экономических и других прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ.
В соответствии со ст. 7,18 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.
Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрена обязанность организаций независимо от организационно-правовых форм создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
На основании статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляются органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального Закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивались их доступность для инвалидов и других групп с ограниченными физическими возможностями.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативно правовые акты основываются, в том числе на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного значения.
Доступные для маломобильных групп населения здания и сооружения – это здания и сооружения, в которых реализован комплекс архитектурно-планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий, отвечающих нормативным требованиям СНиП 35-01-2001 по обеспечению доступности и безопасности маломобильных групп населения.
В соответствии с п. 3.13 строительных норм и правил СНиП № «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.
Согласно п.п. 3.14, 3.17, 3.23. СНиП № помещения, зоны и места оказания услуг, посещаемые маломобильными посетителями следует размещать на уровне, ближайшем к поверхности земли. В иных случаях следует предусматривать лестницы, пандусы, лифт и иные приспособления для перемещения маломобильных посетителей, вдоль которых должны устанавливаться ограждения с поручнями, дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025м.
Пунктом 3.29 СНиП № установлено, что максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м. при уклоне не более 8 процентов. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м. и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%.
Проверкой установлено, что объект недвижимости – здание, <адрес>, находится в муниципальной собственности, по договору оперативного управления передано МБУЗ «Стоматологическая поликлиника №». Указанный объект не соответствует требованиям законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения:
- в нарушение п. 3.13 СНиП вход в здание не приспособлен для маломобильных групп населения. Напротив входа в помещение в месте пересечения тротуара с проезжей частью имеется перепад высот необорудованный пандусом.
- в нарушение п. 3.14 СНиП отсутствуют пандусы. В помещении имеется один вход, в которому с поверхности земли ведет лестница с поручнем.
- в нарушение требований п. 3.51 СНиП отсутствует система средств информации входных узлов, путей движения, зон и помещений, доступных для маломобильных групп населения.
Между тем в указанном здании располагается социально-значимый объект МБУЗ «Стоматологическая поликлиника №», оказывающий гражданам доврачебную и амбулаторно-поликлиническую помощь, который является недоступным для маломобильных групп населения.
Просит обязать мэрию г. Череповца в срок до 31.12.2011 г. обеспечить доступ инвалидов в здание МБУЗ «Стоматологическая поликлиника №», <адрес> в соответствии с требованиями СНиП №:
- установить пандусы на входе в здание и в месте пересечения тротуара и проезжей части;
- установить систему средств информации входных узлов, путей движения, зон и помещений, доступных для маломобильных групп населения.
В ходе рассмотрения дела прокурором исковые требования изменены, о чем представлено заявление, в котором прокурор г. Череповца просит обязать МБУЗ «Стоматологическая поликлиника №» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить доступ инвалидов в здание МБУЗ «Стоматологическая поликлиника №», <адрес> в соответствии с требованиями СНиП №:
- установить пандусы на входе в здание и в месте пересечения тротуара и проезжей части;
- установить систему средств информации входных узлов, путей движения, зон и помещений, доступных для маломобильных групп населения.
В судебном заседании представитель истца Рямзина Г.В. измененные исковые требования поддержала по мотивам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель мэрии г. Череповца и МБУЗ «Стоматологическая поликлиника №» Демченко Л.М. по доверенности исковые требования не признала, пояснила, что требования, изложенные в СНиП, устанавливаются к проектным решениям, акт и заключение Комитета социальной защиты населения составлены с превышением полномочий. В настоящее время пандусы не установлены, требования прокурора будут исполнены только при проектировании. Все работы должны быть произведены при капитальном ремонте. Для инвалидов созданы условия, к ним выезжают на дом, имеется коляска, их встречают и провожают.
В судебном заседании представитель МБУЗ «Стоматологическая поликлиника №» Черепкова А.Л. по доверенности исковые требования не признала.
В судебное заседание представитель Комитета социальной защиты населения города Череповца не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Здание, <адрес>, находится в муниципальной собственности, по договору оперативного управления передано МБУЗ «Стоматологическая поликлиника №». Пунктом 2.5.2 договора о порядке использования имущества, закрепленного за муниципальным учреждением на праве оперативного управления от 01.03.2006 г. предусмотрена обязанность учреждения осуществлять текущий и капитальный ремонты переданного имущества.
Указанный объект в настоящее время не соответствует требованиям законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, в частности требованиям СНиП № (пункты 3.12, 3.13, 3.14, 3.23, 3.52): отсутствуют пандусы на входе в здание и в месте пересечения тротуара и проезжей части; не установлена система средств информации входных узлов, путей движения, зон и помещений, доступных для маломобильных групп населения.
В указанном здании располагаются социально-значимый объект.
Ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрена обязанность организаций независимо от организационно-правовых форм создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Доводы представителей ответчиков о том, что инвалидам 1 группы оказывается стоматологическая помощь на дому, судом не могут быть приняты, поскольку из представленной справки следует, что такая помощь оказывалась лишь с целью лечения и удаления зубов, возможность получения на дому всего перечня стоматологической помощи для всех инвалидов данной справкой не подтверждается.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать МБУЗ «Стоматологическая поликлиника №» в течение 6 месяцев со дня вступления данного решения суда в законную силу обеспечить доступ инвалидов в здание МБУЗ «Стоматологическая поликлиника №», № в соответствии с требованиями СНиП №:
- установить пандусы на входе в здание и в месте пересечения тротуара и проезжей части;
- установить систему средств информации входных узлов, путей движения, зон и помещений, доступных для маломобильных групп населения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
< >
< >
Судья Череповецкого городского суда Корытова И.Б.