о возложениип обязанности устранить нарушения



Дело № 2-4768/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Череповец 08 ноября2011 года

Череповецкий городской суд Вологодской области в составе:

судьи                             Олейниковой И.В.,

при секретаре                     Феофановой А.А.,

с участием прокурора Любимовой Э.И., представителя ответчиков Климовой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г.Череповца в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению образования мэрии г.Череповца, мэрии г.Череповца о возложении обязанности устранить нарушения антитеррористической безопасности,

у с т а н о в и л:

Заместитель прокурора г.Череповца в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Управлению образования мэрии г.Череповца о возложении обязанности устранить нарушения антитеррористической безопасности, указав в обоснование, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности дошкольных и общеобразовательных учреждений, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28».

На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009г., основными задачами противодействия терроризму, в том числе, являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Статьей 9 Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, права ребенка не могут ущемляться.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по сохранению и укреплении здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства.

Пунктом 2.2.3 «СанПиН Гигиена детей и подростков. Учреждения общего среднего образования. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 18.11.2002 установлено, что территория участка общеобразовательного учреждения ограждается забором высотой 1,5 м.

Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 29.12.2010г., которые вводятся в действие с 01.09.2011г., также установлена необходимость ограждения забором территории общеобразовательного учреждения (пункт 3.1).

Письмами Министерства образования и науки РФ от 04.06.2008г., от 26.01.2011г. определены дополнительные меры, направленные на обеспечение безопасности общеобразовательных учреждений.

Проверкой установлено, что в нарушение указанных нормативов территория участка МОУ «СОШ № 28» не имеет периметрального ограждения, на территорию учреждения имеется беспрепятственный доступ.

Кроме того, безопасность учреждения осуществляется посредством охраны на входе, кнопки тревожной сигнализации. Система видеонаблюдения в учреждении отсутствует.

В нарушение указанных норм действующего законодательства имеется беспрепятственный доступ посторонних лиц на территорию образовательного учреждения и возможность совершения ими противоправных действий, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровью детей, находящихся в образовательном учреждении, а также его работников.

Здание школы ежедневно является объектом массового нахождения детей, что требует от должностных лиц принятия повышенных мер по обеспечению безопасности образовательного объекта.

В соответствии с пунктом 13 статьи 16 Федеральный закон от 06.10.2003г. N 131-Ф «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Согласно статье 31 Закона РФ от 10.07.1992г. N 3266-1 «Об образовании» полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования включают обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий является функцией Управления образования мэрии г.Череповца в соответствии с п. 3.4 Положения, утвержденного решением Череповецкой городской думы от 26.01.2010года.

В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса РФ учреждение финансируется собственником имущества.

Управление образования мэрии города Череповца является органом мэрии города Череповца с правами юридического лица, созданным для управления муниципальной системой дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования детей.

Просит обязать Управление образования мэрии г.Череповца выполнить ограждение забором территории МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» и установить систему видеонаблюдения в срок до 31.12.2011года.

В ходе рассмотрения дела истец изменил исковые требования, представив суду соответствующее заявление (л.д.21-24), указав дополнительно, что в соответствии со ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 года «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Уставом города Череповца, утвержденным Постановление Череповецкой городской Думы от 08.08.2005 года (редакция от 30.08.2011 года) установлено, что мэрия города принимает решения о создании от имени муниципального образования муниципальных предприятий, учреждений и решает вопросы их реорганизации и ликвидации в установленном порядке, организует предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам. Имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в соответствии со ст. 43 Устава является муниципальным имуществом.

Просит обязать мэрию г.Череповца выполнить ограждение забором территории МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» и установить систему видеонаблюдения в срок до 31.12.2011 года.

В связи с изменением истцом исковых требований к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена мэрия г.Череповца.

В судебном заседании прокурор Любимова Э.И. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении с учетом изменений.

Представитель ответчиков Управления образования мэрии г.Череповца и мэрии г.Череповца Климова А.Ю. исковые требования не признала, указав, что мэрия г.Череповца и Управление образования являются ненадлежащими ответчиками по делу, поскольку образовательное учреждение несет ответственность по устранению нарушений. Обязанность по установке ограждения вокруг школы должна быть возложена на образовательное учреждение. Мэрия г.Череповца установкой ограждений в образовательных учреждениях не занимается, только выделяет финансирование. Сведения об обращениях школы о необходимости выделения соответствующего финансирования на ограждение отсутствуют. Требования об установке системы видеонаблюдения считает необоснованными, поскольку установка системы видеонаблюдения в соответствии с законом не является обязательной.

Представитель третьего лица МОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» в судебное заседание не явился, извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

    Как установлено в судебном заседании, 09.08.2011 года в ходе проверки и обследования технического состояния МОУ «Средняя общеобразовательная школа 28» установлено, что территория учреждения не ограждена забором, поэтому на территорию учреждения имеется беспрепятственный доступ. Данное обстоятельство снижает уровень антитеррористической защищенности образовательного объекта и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу государства и граждан.

Статьей 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006г. № 35-ФЗ установлено, что противодействие терроризма в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.

Из пункта 4 статьи 3 указанного Федерального закона следует, что противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В силу части 3 статьи 5 указанного Федерального закона органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ (статья 15 пункт 6.1) к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального района.

Утвержденная Президентом РФ 05.10.2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Обустройство территории образовательного учреждения по периметру забором является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности, и обязательным требованием к содержанию территории образовательного учреждения. Учреждения общего среднего образования. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 18.11.2002г., пункт 3.1 «СанПиН Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 29.12.2010г.).

Уставом города Череповца, утвержденным Постановление Череповецкой городской Думы от 08.08.2005 года (редакция от 30.08.2011 года) установлено, что мэрия города принимает решения о создании от имени муниципального образования муниципальных предприятий, учреждений и решает вопросы их реорганизации и ликвидации в установленном порядке, организует предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам. Имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в соответствии со ст. 43 Устава является муниципальным имуществом.

Таким образом, мэрия г.Череповца как орган местного самоуправления, является субъектом противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15, пунктом 3 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация предоставления на территории муниципального района общедоступного и бесплатного дошкольного образования. С этой целью органы местного самоуправления муниципального района наделены полномочиями по созданию муниципальных образовательных учреждений, по их финансированию, формированию и размещению муниципального заказа.

Частью 1 статьи 31 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 определены полномочия органов местного самоуправления муниципального района в сфере образования, в том числе: организация предоставления на территории муниципального района общедоступного бесплатного дошкольного образования; обеспечение создания муниципальных образовательных учреждений, содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

При этом в соответствии со статьёй 32 Закона РФ "Об образовании" к компетенции самого образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Таким образом, законодательством предусмотрено, что сами образовательные учреждения осуществляют материально-техническое обеспечение и оснащение лишь образовательного процесса, оборудование помещений, и при этом делают это в пределах собственных финансовых средств. Обеспечение же содержания всего здания и сооружения муниципального образовательного учреждения и обустройство прилегающих к ним территорий относится к компетенции органов местного самоуправления.

Ограждение территории образовательного учреждения забором относится к вопросу обустройства прилегающих к образовательному учреждению территорий. Этот вопрос отнесён к компетенции органов местного самоуправления, то есть в рассматриваемом случае – Мэрии города Череповца.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность по осуществлению обустройства территории МОУ «Средняя общеобразовательная школа 28» по периметру забором, как одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности, должна быть возложена на орган местного самоуправления - мэрию г.Череповца. В данном случае Управление образования мэрии г.Череповца является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку ранее пунктом 3.4 Положения об Управлении образования Мэрии города Череповца, утверждённого Решением Череповецкой городской Думы от 26.01.2010г., было предусмотрено, что к полномочиям Управления образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Решением Череповецкой городской Думы от 28.06.2011г. этот пункт 3.4 исключён из Положения об Управлении образования.

Возражения представителя ответчиков по иску суд считает необоснованными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

Кроме того, материалами дела подтверждается, что образовательное учреждение неоднократно, с 2009 года, обращалось в Управление образования г.Череповца с требованиями выделить денежные средства на установку ограждения вокруг школы, эти требования образовательного учреждения не были удовлетворены. В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса РФ учреждение финансируется собственником имущества. Органом местного самоуправления финансирование образовательному учреждению на установку ограждения не выделялось, отсутствие ограждения вокруг школы снижает уровень антитеррористической защищенности образовательного объекта и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних граждан, обучающихся в образовательном учреждении.

Таким образом, орган местного самоуправления надлежащим образом не выполняет свои обязанности по выполнению мероприятий по противодействию терроризма, по профилактике терроризма и экстремизма, поэтому обязанность по ограждению территории образовательного учреждения суд считает необходимым возложить на мэрию г.Череповца. Кроме того, при вынесении решения суд учитывает и то обстоятельство, что по данному делу МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» в качестве ответчика не привлечена, истец возражал против замены имеющегося по делу ответчика на образовательное учреждение. Отсутствие мер по проведению мероприятий по противодействию терроризму, в том числе по выделению органом местного самоуправления своевременного и надлежащего финансирования образовательному учреждению на установку ограждения, нарушает права несовершеннолетних, обучающихся в образовательном учреждении, создает условия для совершения террористических актов.

Заявленный истцом срок, в который ответчик обязан обустроить территорию образовательного учреждения ограждением – до 31.12.2011 года, суд считает обоснованным и достаточным для исполнения заявленной истцом обязанности.

Исковые требования прокурора в части возложения обязанности установить систему видеонаблюдения не подлежат удовлетворению, так как законодательство не предусматривает обязанности выполнить подобную меру безопасности. Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.06.2008г. носит в этом отношении лишь рекомендательный характер. Кроме того, представленными суду документами подтверждается, что на момент принятия настоящего решения в образовательном учреждении система видеонаблюдения установлена.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования заместителя прокурора г.Череповца удовлетворить частично.

Обязать мэрию г.Череповца выполнить ограждение забором территории МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» в срок до 31.12.2011 года.

В остальной части иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий городской суд в 10-дневный срок со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено – 14 ноября 2011 года.

Кассационным определением Вологодского областного суда от 14.12.2011 года решение оставлено без изменения.

Судья:                              Олейникова И.В.

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 14.12.2011года решение оставлено без изменения. Решение вступило в законную силу 14.12.2011года.