ст. 12.15 ч.4 КоАП РФ



Дело № 12-518/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

г.Череповец 19 августа 2011 года

Судья Череповецкого городского суда Вологодской области Викторов Ю.Ю.,

с участием Вертушкина Е.И.,

защитника адвоката Чегодаева А.С.,

рассмотрев жалобу Вертушкина Е.И., на постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку №66 от 28 июня 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.12.15 КоАП РФ, в отношении Вертушкина Е.И.,

установил:

Постановлением мирового судьи Вертушкин Е.И. привлечён к административной ответственности по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 5 месяцев за то, что 24 апреля 2011 года в 18 часов 45 минут он, управляя автомобилем «И» в нарушение п.п.1.3 ПДД РФ, в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещён», при обгоне транспортного средства совершил выезд на полосу, предназначенную для встречного движения.

В жалобе Вертушкин Е.И. просит вышеуказанное постановление отменить, ссылаясь на то, что на данном участке дорога имеет по одной полосе для каждого направления движения, нанесена прерывистая разметка, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений. Так как впереди идущий автомобиль «В» резко снизил скорость, он, чтобы избежать столкновения, выехал на встречную полосу. Проехав более километра, за поворотом, его остановил инспектор ДПС И., который сказал ему, что он выехал на полосу встречного движения. Считает, что он не совершал данного правонарушения, поскольку он объезжал препятствие, на данном участке дороги отсутствует прерывистая разметка и знак «Обгон запрещён».

В ходе судебного разбирательства Вертушкин Е.И. жалобу поддержал по указанным в ней основаниям.

Защитник Чагодаев сослался на то, что знак, нарушение которого вменяется Вертушкину, установлен необоснованно и на схеме дислокации дорожных знаков отсутствует.

Свидетель Г. суду показал, что находился в автомобиле Вертушкина. При подъезде к городу Вертушкин обогнал легковой автомобиль на участке дороги, где не было запрещающих знаков и дорожной разметки.

Заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно протоколу об административном правонарушении запрещенный обгон с выездом на встречную полосу совершен Вертушкиным.

Из схемы дислокации дорожных знаков, представленной Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, усматривается, что на 8 км, которому по общему правилу соответствует участок автодороги с отметки 7 км. 000 м. до отметки 7 км. 999 м., дорожных знаков 3.20 не установлено. Из сопроводительного письма к указанной схеме следует, что знак 3.20 на участке дороги 8 км + 900 м. установлен подрядной организацией по устному указанию сотрудника ГИБДД без согласования с Департаментом.

В своем ответе на судебный запрос о том, каким должностным лицом и на каком основании принято решение об установке дорожного знака, ОГИБДД УВД по г.Череповцу сообщил, что разработка проектов организации дорожного движения осуществляется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в ведении которых находится дорога, и предложил переадресовать запрос в Департамент дорожного хозяйства Вологодской области.

Согласно ст.21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения (к которым относится установка дорожных знаков) осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

В соответствии со ст.12 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в том числе относится: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Согласно п.83 «Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Череповецкого муниципального района с идентификационными номерами», утвержденного Постановлением Правительства области от 8 апреля 2005 г., данная дорога относится к дорогам регионального значения.

В соответствии с п.12 «Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право: временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения.

Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться: 1) при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог; 2) в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения; 2.1) в период повышенной интенсивности движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог; 3) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, а в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения в границах населенных пунктов, в том числе в целях повышения их пропускной способности, законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 5.2 «Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам», утвержденным Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009г., установлено, что временные ограничения для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения вводятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в определенных случаях уполномоченными ими организациями путем издания соответствующих актов.

Без принятия таких актов временные ограничения или прекращение движения в целях обеспечения безопасности дорожного движения может вводиться (в том числе и органами государственной инспекции безопасности дорожного движения): 1) при опасных природных явлениях (лавина, оползень, камнепад, размывы автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений при разливах рек, землетрясения, карстовые явления и др.); 2) при аварийных ситуациях на дорогах (дорожно-транспортные происшествия, технологические аварии и др.); 3) при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог, когда такие работы создают угрозу безопасности дорожного движения; 4) в случае выявления дефектов и повреждений автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, создающих угрозу безопасности дорожного движения (п.п.22-24 вышеуказанного Порядка).

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что организация дорожного движения, в том числе расстановка дорожных знаков, на автодороге находится в компетенции органов исполнительной власти Вологодской области, то есть применительно к сложившейся ситуации - Департамента дорожного хозяйства Вологодской области.

Поскольку решения об установке дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен» на 8 км автодороги Департамент дорожного хозяйства не принимал и разрешения на установку такого знака не выдавал, следовательно установка этого знака подрядной организацией по устному указанию сотрудника ОГИБДД без издания компетентным органом соответствующего акта и при отсутствии обстоятельств, перечисленных в п.22 «Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам» не может повлечь для участников дорожного движения какие-либо юридические последствия.

При таких обстоятельствах суд не может согласиться с выводами мирового судьи о доказанности вины Вертушкина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.15 КоАП РФ, в связи с чем находит обжалуемое постановление подлежим отмене, а производство по делу – прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

решил:

Постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку №66 от 28 июня 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.12.15 КоАП РФ, в отношении Вертушкина Е.И., отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение обжалованию не подлежит.

Судья: Викторов Ю.Ю.

Решение вступило в законную силу 19.08.2011года.