умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего



Дело 1-100/2010

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

Г. Череповец 16 июля 2010 года

Судья Череповецкого районного суда Вологодской области Мухина М.Ю.

с участием государственного обвинителя - помощника прокурора Череповецкого района Кузьминой Н.В.,

подсудимого Заводчикова А.А.,

защитника Смирнова Ю.Ф., представившего удостоверение № 497 и ордер № 681,

при секретаре Бойцовой Н.Н.,

а также представителя потерпевшего О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении

ЗАВОДЧИКОВА А.А., ранее не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч.4 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Заводчиков А.А. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего при следующих обстоятельствах.

ХХ апреля 2010 года в 18.30 ч. Заводчиков А.А., будучи в состоянии алкогольного опьянения, находясь в квартире Т. по адресу: Череповецкий район, пос. С. ул. С., д. ХХ, кв. ХХ, в ходе ссоры с Т., возникшей на почве личных неприязненных отношений, умышленно, с целью причинения вреда здоровью, нанес несколько ударов кулаком по лицу потерпевшего, причинив травму головы - ушиб головного мозга: кровоизлияние в кору головного мозга, субдуральную гематому справа, кровоподтеки, ссадины, ушибленные раны на лице, т.е. телесные повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью потерпевшего и повлекшие его смерть на месте совершения преступления.

Подсудимый Заводчиков А.А. в судебном заседании вину в предъявленном обвинении признал частично, пояснил, что в ходе ссоры с Т. он 2 раза ударил его кулаком в лицо и 1 раз в лицо тыльной стороной ладони, удары были несильными, поэтому смерть потерпевшего наступить не могла. Больше ударов Т., в том числе в область груди он не наносил, только отстранял его рукой в грудь, пытаясь выйти из квартиры.

Виновность подсудимого установлена и подтверждена исследованными в судебном заседании доказательствами.

Из показаний подсудимого Заводчикова А.А. в судебном заседании следует, что ХХ апреля 2010 года около 13 часов он пришел в квартиру к Т., с которым они стали распивать спиртные напитки. Каких-либо телесных повреждений на потерпевшем не было. В процессе употребления спиртного между ними возникла ссора по причине того, что Т. неаккуратно кушал, чихал и брызги разлетались во все стороны. Он сделал Т. замечание, после чего последний стал его выгонять из квартиры. Он обиделся, взял принадлежащую ему «Трою» и пошел к выходу. Т. перегородил ему дорогу, встав в дверном кухонном проеме, сказал о том, что сначала надо выпить «Трою», а затем уходить. Он (Заводчиков) стал отстранять потерпевшего в грудь руками, а затем ударил его кулаком в лицо 2-3 раза. От ударов Т. из дверного проема переместился в коридор, освободив ему проход. Когда он (Заводчиков) подходил к входным дверям, то услышал звук падения и увидел, что Т. лежит на полу и нецензурно ругается. Он из квартиры ушел, о происшедшей с Т. ссоре никому не рассказывал.

Согласно протоколу явки с повинной Заводчикова А.А. от ХХ.ХХ.2010 года следует, что в ночь на ХХ апреля 2010 года в процессе распития спиртного, они поссорились с Т., последний стал препятствовать ему уйти из квартиры, и он несколько раз ударил потерпевшего в лицо, а когда стал выходить, то услышал стук и увидел, что Т. лежит на полу.

В ходе проверки показаний на месте от ХХ.ХХ.2010 года, проведенной с участием обвиняемого Заводчикова А.А. в присутствии защитника Смирнова Ю.Ф., понятых, с соблюдением требований ст. 51 Конституции РФ, 47 УПК РФ, подсудимый указал на квартиру № ХХдома № ХХ по ул. С. в пос. С., где они с Т. распивали спиртное и у него с потерпевшим возникла ссора по поводу неаккуратного поведения потерпевшего во время еды. Т. стал словесно выгонять его из квартиры, а, когда он (Заводчиков) стал уходить, то потерпевший преградил ему дорогу, встав в кухонный дверной проем. Он разозлился на Т., ударил его рукой по лицу и оттолкнул. Обвиняемый продемонстрировал на манекене, каким образом он нанес потерпевшему удары, как потерпевший отшатнулся и встал в коридоре, а он (Заводчиков) еще 3-4 раза с силой кулаком ударил его в лицо. После нанесенных ударов он стал уходить из квартиры, услышал звуки падения и увидел, что Т. лежал на полу, что-то бормотал. Он из квартиры потерпевшего ушел.

Согласно показаниям представителя потерпевшего О. установлено, что у погибшего Т., проживающего по адресу: пос. С., ул. С., д. ХХ, кв. ХХ, родственников не было. В апреле 2010 года после причинения ему телесных повреждений Т. скончался. Являясь специалистом ПУ администрации Ч. муниципального района, она представляет интересы Т., исковых требований не заявляет.

Из показаний свидетеля З. установлено, что подсудимый является его братом. В апреле 2010 года брат проживал в квартире Т. в пос. С., оказывал ему помощь по хозяйству. ХХ апреля 2010 года с целью передать брату документы на телевизор, он пошел в квартиру к Т.. Зайдя в квартиру, он увидел лежащего на полу в коридоре мужчину, его лицо было в крови. О случившемся он сообщил в милицию. Впоследствии стало известно, что в квартире он обнаружил труп Т..

Из показаний свидетеля Г. установлено, что ХХ апреля 2010 года около 12 часов он в составе СОГ выезжал в квартиру по адресу: пос. С., ул. С., д. ХХ, кв. ХХ, где был обнаружен труп Т. с телесными повреждениями в области лица, головы, живота. В квартире имелись признаки распития спиртных напитков. В ходе проверки было установлено, что ХХ апреля 2010 года у Т. находился Заводчиков А.А., с которым они распивали спиртное, и между ними возникла ссора. Заводчиков хотел уйти из квартиры, однако, Т. стал препятствовать и подсудимый несколько раз толкнул его в грудь руками и нанес несколько ударов потерпевшему по голове, от чего Т. упал возле входа в кухню, а Заводчиков из квартиры ушел. Месторасположение трупа совпадало с тем, где его оставил Заводчиков после нанесения ударов.

Из показаний свидетеля Х. следует, что работая по факту причинения смерти Т., было установлено, что ХХ апреля 2010 года потерпевший с Заводчиковым распивали спиртные напитки и между ними произошла ссора, в ходе которой Т. препятствовал Заводчикову выйти из квартиры, и последний нанес несколько ударов в голову потерпевшего. А когда подсудимый стал уходить, то услышал звук падающего тела и увидел, что Заводчиков упал на пол ногами к выходу из кухни. Заводчикову была предоставлена возможность оформить явку с повинной.

Из аналогичных показаний свидетелей Н. и С. установлено, что они были знакомы с потерпевшим Т., который был больным человеком, с трудом передвигался по квартире, почти не выходил на улицу, по характеру он был безобидным, спокойным и не конфликтным человеком. Заводчикова А.А. они знают также, как неконфликтного человека. ХХ апреля 2010 года около 11.00 часов они приходили к Т. в гости, но двери квартиры им никто не открыл. ХХ апреля около 7 часов утра к ним пришел Заводчиков, который рассказал, что накануне они с Т. распивали спиртное, о конфликте ничего не рассказывал.

Из показаний свидетеля Е. установлено, что подсудимый является ее сожителем. В апреле 2010 года Заводчиков проживал в квартире Т., являющегося инвалидом, оказывал помощь по хозяйству. ХХ апреля 2010 года около 7 часов утра, когда она находилась в доме Н., пришел Заводчиков, был «с похмелья», о том, где находился ночью и предыдущим днем не рассказал.

Из показаний свидетеля Ю., оглашенных в судебном заседании в порядке ст. 281 ч.1 УПК РФ, установлено, что он является соседом Т. по дому. Потерпевший жаловался на боли в ногах, с трудом ходил. В последнее время вместе с Т. проживал Заводчиков А.А., который оказывал ему помощь по хозяйству. ХХ апреля 2010 года около 13 часов он видел Т., идущим в магазин. Видимых телесных повреждений на нем не было. В тот же день около 18 часов к нему (Ю.) заходил Заводчиков в состоянии алкогольного опьянения, который затем ушел к Т.. После 18 часов ХХ апреля, а также в течение ночи в квартиру к потерпевшему никто не приходил, т.к. он (Н.) услышал бы хлопающие двери. ХХ апреля 2010 года около 09 часов он узнал о том, что в квартире был обнаружен труп Т..

Из показаний свидетеля В., оглашенных в судебном заседании в порядке ст. 281 ч.1 УПК РФ, установлено, что ХХ апреля 2010 года около 14 часов она видела Т., какие-либо видимые телесные повреждения на нем отсутствовали. В тот же день около 18 часов к ним заходил Заводчиков, который затем ушел к потерпевшему. В течение вечера и ночи шума из квартиры Т. она не слышала. ХХ апреля 2010 года утром она встретила З., который искал своего брата- подсудимого Заводчикова А.. В ее присутствии последний прошел в квартиру Т., а выйдя, сообщил о наличии в квартире трупа.

Согласно протоколу осмотра места происшествия от ХХ.ХХ.2010 года и фототаблице к нему, установлено, что входные двери и запорные устройства в квартире № ХХ дома № ХХ по ул. С. в пос. С. механических повреждений не имеют, на полу в коридоре квартиры обнаружен труп Т., лицо трупа и область передней брюшной стенки опачканы буро-коричневым веществом, похожим на кровь; в области спинки носа кровоподтек, в левой подглазничной области, на передней поверхности шеи слева ссадины, в нижней трети правого предплечья кровоподтек, на 1,2,3 пальцах правой руки в области межфаланговых суставов ссадины.

Согласно заключению судебно-медицинского эксперта установлено, что смерть Т. наступила в результате тупой травмы головы, с ушибом головного мозга, кровоизлиянием под твердую мозговую оболочку и развитием отека, дислокации головного мозга. При исследовании трупа, кроме телесных повреждений, не находящихся в причинной связи с наступлением смерти, было установлено наличие тупой травмы головы: ушиба головного мозга: кровоизлияния в кору головного мозга, субдуральной гематомы справа, кровоподтеков, ссадин, ушибленных ран на лице, которые возникли в результате неоднократных (не менее 4-х) воздействий твердого тупого предмета с местом приложения травмирующей силы в лобно-глазничной области слева, в лобной области справа, в области носа, в скуловой области слева и квалифицируются, как причинившие тяжкий вред здоровью потерпевшего. Установленные повреждения не могли возникнуть в результате однократного падения потерпевшего на плоскости.

Из показаний судебно-медицинского эксперта К. в судебном заседании дополнительно установлено, что по характеру повреждений на лице потерпевшего было определено не менее 4-х мест приложения травмирующей силы, при этом удары могли быть нанесены с незначительной силой, однако, по причине наличия у потерпевшего атерослероза сосудов, могли повлечь за собой кровоизлияние в кору головного мозга и субдуральную гематому, что явилось непосредственной причиной смерти.

В соответствии с заключением судебно-медицинского эксперта при осмотре Заводчикова А.А. ХХ.ХХ.2010 года видимых телесных повреждений не обнаружено.

Согласно заключению дактилоскопической экспертизы на бутылках из-под спиртных напитков (водки, пива), на тюбике горчицы, изъятых при осмотре места происшествия обнаружены следы пальцев рук, оставленные подсудимым Заводчиковым А.А..

В соответствии с протоколом осмотра предметов установлено, что при применении индикаторных полосок, определяющих наличие в различных загрязнениях гемоглобина, содержащегося в крови (препарата «HEMO PHAN») было установлено наличие пятен и помарок крови на передней поверхности правой и левой брючин джинсов Заводчикова А.А. и на нижней части правого рукава куртки подсудимого, изъятых протоколом выемки.

Таким образом, суд признает установленной и доказанной вину Заводчикова А.А. в совершении преступных действий в отношении Т.

В ходе судебного заседания, в процессе предварительного следствия, при оформлении явки с повинной, при проверке показаний обвиняемого на месте совершения преступления Заводчиков А.А. не отрицал того факта, что в ходе ссоры с Т. он нанес последнему удары в область лица, указал при проведении проверки показаний на месте, что с силой кулаком правой руки 3-4 раза ударил потерпевшего в лицо, после чего он упал на пол в коридоре. Данные показаний подсудимого объективно подтверждены заключением судебно-медицинского эксперта и показаниями эксперта К. в судебном заседании о том, что смертельная тупая травма головы: ушиб головного мозга, кровоизлияние в кору головного мозга, субдуральная гематома возникли в результате неоднократных (не менее 4-х) воздействий твердым тупым предметом (возможно кулаками рук) с местом приложения травмирующей силы в область лица, при этом повреждения не могли возникнуть в результате однократного падения потерпевшего на плоскости.

Утверждение подсудимого о том, что удары были несильными, и от них не могла наступить смерть потерпевшего является голословным и опровергается исследованными доказательствами, поскольку установлено, что месторасположение трупа Т. оставалось неизменным с момента его падения в коридоре после нанесенных ударов до момента его обнаружения. Версия подсудимого о том, что смертельные телесные повреждения Т. могли быть причинены иными лицами, носит предположительный характер, проверялась органами предварительного следствия, однако каких-либо объективных данных о причастности иных лиц к совершению преступления в отношении потерпевшего материалами дела не установлено.

В соответствии с позицией государственного обвинителя в судебном заседании суд исключает из обвинения Заводчикова А.А. факт нанесения множественных ударов руками и ногами в область груди потерпевшего, что повлекло причинение тупой травмы груди: поперечного перелома грудины в верхней трети, непрямых переломов 2,3,4,5,6,7 ребер справа по среднеключичной линии, 2,3,4,5,6,7 по среднеключичной-переднеподмышечной линии, 6-го ребра слева по среднеподмышечной линии, прямого перелома 7-го ребра справ по лопаточной лини, т.е. телесных повреждений, повлекших средней тяжести вред здоровью потерпевшего, а также ссадин шеи, ссадин и кровоподтека предплечья, т.е. телесных повреждений, не повлекших вреда здоровью потерпевшего.

Действия подсудимого суд квалифицирует по ст. 111 ч.4 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего. Суд признает правильной данную квалификацию, поскольку ХХ апреля 2010 года в ходе ссоры с Т., возникшей на почве личных неприязненных отношений, Заводчиков А.А., действуя с умыслом на причинение вреда здоровью, нанес неоднократные удары кулаками в область лица Т., причинив ему тяжкие телесные повреждения, повлекшие смерть потерпевшего на месте совершения преступления. Суд признает установленным, что Заводчиков А.А., нанося неоднократные удары кулаками по лицу Т. с силой, достаточной для причинения тупой травмы головы, сознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность причинения тяжкого вреда здоровью и желал причинить данный вред, при этом, не предвидел, но должен был и мог предвидеть смерть потерпевшего, которая наступила по неосторожности.

Согласно заключению судебно-психиатрической комиссии экспертов, у Заводчикова А.А. как в период, относящийся к совершению инкриминируемого ему деяния, так и в настоящее время признаков какого-либо психического расстройства, исключающего вменяемость, не обнаружено. При совершении преступления он мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Состояние подсудимого на момент совершения преступления квалифицируется как эмоциональное возбуждение на фоне алкогольного опьянения, аффект исключен. Принимая во внимание данное заключение специалистов в совокупности с иными данными о личности подсудимого, суд признает его вменяемым и подлежащим уголовной ответственности за содеянное.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень тяжести совершенного преступления, которое является особо тяжким и представляет повышенную общественную опасность, а также данные о личности Заводчикова А.А., который ранее не судим, неоднократно привлекался к административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок, подсудимый не зарегистрирован по месту жительства, по месту фактического пребывания характеризуется, как лицо, ведущее асоциальный образ жизни, злоупотребляющее спиртными напитками.

В качестве обстоятельств, смягчающих наказание, суд учитывает явку с повинной подсудимого.

Обстоятельств, отягчающих наказание, судом не установлено.

Принимая во внимание все обстоятельства по делу в их совокупности, отношение подсудимого к содеянному, данные о личности потерпевшего Т., а также данные, характеризующие подсудимого, суд, руководствуясь требованиями ст. 43 УК РФ о принципах назначения уголовного наказания, предусматривающей цель восстановления социальной справедливости, исправление осужденного и предотвращения совершения новых преступлений, полагает необходимым назначить Заводчикову А.А. наказание в условиях изоляции от общества. Достаточных оснований для применения ст. 73, 64 УК РФ суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 307,308,309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л :

Заводчикова А.А. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч.4 УК РФ и назначить ему наказание в виде 6 (шести) лет лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания исчислять с ХХ апреля 2010 года. Меру пресечения на кассационный период в отношении Заводчикова А.А. не изменять, оставить заключение под стражу.

Вещественные доказательства по делу: куртку и джинсы Заводчикова А.А. – возвратить по принадлежности подсудимому, при отказе получить – уничтожить; 2-е брюк, принадлежащих Т., дактилопленки – уничтожить; денежные купюры в сумме 5160 руб., изъятые из дома потерпевшего Т. – обратить в доход государства.

Приговор может быть обжалован в судебную коллегию по уголовным делам Вологодского областного суда через Череповецкий районный суд в течение 10 суток со дня вынесения, осужденным – в тот же срок со дня вручения копии приговора. В случае подачи жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии посредством видеоконференц-связи для изложения своей позиции при рассмотрении дела кассационной инстанцией, а также пригласить защитника для участия в рассмотрении уголовного дела кассационной инстанцией либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника в кассационной инстанции.

Председательствующий подпись

Приговор вступил в законную силу 03 августа 2010 года.