Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июня 2010 года г. Череповец
Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:
Судьи Слягиной И. Б.,
При секретаре К.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г. к С. о признания сделки недействительной,
У с т а н о в и л:
Г. обратилась в суд с иском к С. о признании сделки недействительной по тем основаниям, что 19 ноября 2008 года был заключен договор дарения, согласно условиям которого Г. подарила С. жилой дом № ХХ по ул. Л в д. Г Череповецкого района, расположенный на земельном участке площадью 1200 кв. метров. Право собственности на дом и земельный участок зарегистрировано за С. в Едином государственном реестре прав на недвижимость по Череповецкому району. Г., 1921 года рождения, являясь инвалидом первой группы, проживала в указанном доме постоянно, ей требовался посторонний уход и помощь, поэтому она имела намерение заключить договор пожизненного содержания с иждивением. До заключения договора между сторонами было достигнуто соглашение об обязанности ответчика обеспечить за Г. уход. Некоторое время после заключения договора С. оказывала определенную помощь Г., а в январе 2010 года родственники были вынуждены забрать Г. к себе, так как оказалось, что дом подарен и Г. не может проживать в доме, а С., являясь собственником дома и земельного участка, не обязана оказывать какую-либо помощь и содержать Г. Считает, что сделка по заключению договора дарения дома и земельного участка является недействительной, поскольку совершена под влиянием заблуждения, которое имеет существенное значение. Г. заблуждалась относительно природы заключаемой сделки и ее последствий. Г. имела намерение передать право собственности на дом и земельный участок С., а взамен получить уход, постоянную постороннюю помощь. 21 марта 2010 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении С. за отсутствием в ее действиях состава преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ. Просила признать недействительным договор дарения дома и земельного участка в д. Г Череповецкого района, заключенный 19 ноября 2008 года между Г. и С.
В судебное заседание истец Г. не явилась.
В судебном заседании представитель истца Г. – по доверенности Н. исковые требования изменила, просила на основании п. 2 ст. 170 Гражданского кодекса Российской Федерации признать недействительным договор дарения жилого дома № ХХ по ул. Л в д. Г и земельного участка, заключенный 19.11.2008 года между Г. и С., поскольку данная сделка является притворной, просила применить последствия недействительности сделки.
В судебном заседании представитель Н. – адвокат Л. измененные исковые требования поддержала, пояснила, что С. в родственных и близких отношениях с Г. не состоит. Г. заключила со С. сделку дарения жилого дома и земельного участка, принадлежавших истцу на праве собственности, взамен Г. должна была получить от ответчика уход, содержание и помощь. После заключения сделки до марта 2009 года истец проживала у С., после возвращения из больницы Г., не имея средств к существованию, не получая пенсию и ухода со стороны ответчика, стала проживать в вышеуказанном жилом доме, где сохранила регистрацию по месту жительства. Осенью 2009 года истец вновь переехала в квартиру ответчика, где проживала до января 2010 года. Фактически между сторонами сложились отношения, которые свидетельствуют о совершении сделки пожизненного содержания с иждивением. Договор дарения прикрывает указанную сделку. Однако договор пожизненного содержания с иждивением также является недействительным, поскольку нотариально не удостоверен, сторонами не достигнуто соглашение по существенным условиям данного договора. Просила возвратить недвижимое имущество в собственность Г.
Представитель истца Г. – по доверенности Н. пояснила, что Г. является участником Великой Отечественной войны, в силу возраста и состояния здоровья истец нуждалась в постороннем уходе и помощи, которую рассчитывала получить от С.
В судебном заседании ответчик С. исковые требования Г. не признала, пояснила, что ее отец дружил с мужем Г. Длительное время Г. просила С. взять ее к себе жить в зимний период, осуществлять за ней уход, летом оказывать помощь по дому и в огороде. За это Г. обещала передать в ее собственность жилой дом и земельный участок в д. Г. Она на данные условия согласилась. Истец предлагала заключить договор пожизненного содержания с иждивением. Однако, поскольку при заключении указанного договора имеются сложности, требовались медицинские справки, собирать которые у нее не было времени, они решили заключить договор дарения. При заключении договора дарения она и Г. подразумевали, что С. будет ухаживать за Г., оказывать ей помощь, зимой истец будет проживать в квартире С., летом истец будет жить в д. Г, фактически они заключали договор пожизненного содержания с иждивением. Других условий договора они не оговаривали, стоимость всего объема содержания с иждивением они не определяли, у нотариуса договор не удостоверяли. Она фактически осуществляла уход за Г., с октября 2008 года до 08.05.2009 года истец проживала у нее в квартире. Ключи от дома оставались у Г., она и ее семья ни домом, ни земельным участком не пользовались, только оказывали помощь истцу по дому и в огороде, делали все, что просила Г. Считала, что дом принадлежит Г., она будет ухаживать за истцом, будет пользоваться жилым домом после смерти Г., не настаивала на передаче ей дома при жизни истца. При оформлении договора в агентстве недвижимости ей и Г. разъяснили разницу между договорами ренты и договором дарения.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей Б. и В., изучив материалы дела, документы, представленные лицами, участвующими в деле, находит исковые требования Г. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 170 Гражданского кодекса Российской Федерации притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила.
Согласно п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Из материалов дела в судебном заседании установлено, что между Г. и С. заключен договор дарения от 19 ноября 2008 года. Согласно данному договору даритель Г. безвозмездно передает в собственность одаряемой С. принадлежащие Г. на праве собственности земельный участок площадью 1200 кв. метров с кадастровым номером 35:22:ХХХХХ, и размещенный на наем жилой дом с хозяйственными постройками и сооружениями: пристройкой, сараем, баней, колодцем, находящиеся по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Д с/с, д. Г, ул. Л, д. ХХ.
Указанная сделка и право собственности С. на данный жилой дом и земельный участок зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 9 декабря 2010 года. Данный договор не изменялся, не отменялся.
Из пояснений сторон и свидетелей Б. и В. в судебном заседании следует, что фактически спорное имущество С. не передавалось, указанным жилым домом и земельным участком продолжала пользоваться истец Г., которая не прекратила свою регистрацию в данном доме по месту жительства, другого постоянного места жительства истец не имеет.
Из пояснений сторон в судебном заседании также установлено и подтверждено пояснениями свидетелей Б. и В., что при согласовании условий сделки Г. и С. договорились, что Г. передает принадлежащие ей жилой дом и земельный участок в собственность ответчика С. при условии проживания Г. в квартире С. в зимний период, содержания Г., осуществления ухода за ней, оказания помощи ответчику по дому и в огороде, следовательно, стороны при заключении указанной сделки имели в виду договор пожизненного содержания с иждивением.
В судебном заседании из пояснений ответчика С. следует и подтверждено показаниями свидетелей Б. и В., что фактически после оформления договора дарения от 19.11.2008 года С. осуществляла уход за Г., истец проживала в зимний период в квартире ответчика, С. производила работы по дому и в огороде в д. Г.
Согласно ст. 601 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору пожизненного содержания с иждивением получатель ренты - гражданин передает принадлежащие ему жилой дом, квартиру, земельный участок или иную недвижимость в собственность плательщика ренты, который обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением гражданина и (или) указанного им третьего лица (лиц). К договору пожизненного содержания с иждивением применяются правила о пожизненной ренте, если иное не предусмотрено правилами настоящего параграфа.
Из пояснений ответчика С. в судебном заседании установлено, что между нею и Г. был оформлен договор дарения с целью более быстрого оформления сделки, поскольку оформление договора пожизненного содержания с иждивением требовало получения медицинских справок.
С учетом изложенного, на основании п. 2 ст. 170 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд признает сделку дарения жилого дома и земельного участка от 19.11.2008 года, между Г. и С., ничтожной в силу ее притворности, поскольку в судебном заседании установлено, что сторонами заключен договор дарения с целью прикрыть сделку пожизненного содержания с иждивением.
В силу ст. 602 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре пожизненного содержания с иждивением должны быть определены обязанности плательщика ренты по предоставлению содержания с иждивением, а также стоимость всего объема содержания с иждивением.
Согласно ст. 584 Гражданского кодекса Российской Федерации договор ренты подлежит нотариальному удостоверению, а договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, подлежит также государственной регистрации.
В судебном заседании из исследованных документов и пояснений ответчика С. установлено, что обязанности, предусмотренные ст. 602 Гражданского кодекса Российской Федерации, ею и Г. не согласовывались, указанный договор нотариально удостоверен не был.
В соответствии со ст. 165 Гражданского кодекса Российской Федерации несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных законом, - требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.
С учетом изложенного, в соответствии с п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации суд считает указанную сделку пожизненного содержания с иждивением, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, ничтожной, не влекущей юридических последствий за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и не действительной с момента ее совершения.
Согласно пункту 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
С учетом изложенного суд считает необходимым восстановить право собственности на указанный жилой дом и земельный участок за Г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным договор дарения земельного участка и жилого дома от 19 ноября 2008 года, заключенный между Г. и С., зарегистрированный в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09.12.2008 года.
Восстановить право собственности Г. на земельный участок площадью 1200 кв. метров с кадастровым номером 35:22:ХХХХХ и жилой дом, состоящий из основного строения и хозяйственных построек и сооружений: пристройки, сарая, бани, колодца, находящийся по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Д с/с, д. Г, ул. Л, д. ХХ.
Обязать С. передать Г. земельный участок площадью 1200 кв. метров с кадастровым номером 35:22:ХХХХХ и жилой дом, состоящий из основного строения и хозяйственных построек и сооружений: пристройки, сарая, бани, колодца, находящийся по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Д с/с, д. Г, ул. Л, д. ХХ.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья: подпись
Текст мотивированного решения составлен 21.06.2010 года.
Судья: подпись