Решение по иску о возлож. обязанности принять на учет как нуждающегося в улучшении жилищ. условий



Дело № 2-402-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июля 2010 года г. Череповец

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

Судьи Гуслистовой С.А.,

При секретаре Журкиной С.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Платонова А.И. о признании незаконным решения администрации Я. сельского поселения от ХХ марта 20Х0 года и о возложении обязанности принять на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий,

У с т а н о в и л:

Платонов А.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации Я. сельского поселения от ХХ.03.20Х0 года и о возложении обязанности принять его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, указав в обоснование заявления, что отказ администрации Я. сельского поселения от ХХ марта 20Х0 года в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении считает неправильным, нарушающим его права на обеспечение жильём как ветерана в соответствии с ФЗ № 5 от 12.01.1995 года с изменениями от 21.12.2009 года. Он является инвалидом 1 группы, участником Великой Отечественной войны, имеет престарелый возраст - 87 лет, проживает в деревянном неблагоустроенном доме в д.Б. Череповецкого района, деревни по документам уже не существует, так как она должна была быть снесена в связи со строительством аэродрома в восьмидесятые годы прошлого века. Проживать в квартире № Х д.ХХ по ул. Л в д. Б, где он зарегистрирован, не имеет возможности, поскольку членом семьи П. он не является, это его бывший зять. В квартире у дочери по ул.Ш д.ХХ кв. ХХ в пос. Б он тоже жить не может, поскольку у неё своя семья, квартира приватизирована на дочь А. и её внука, он к этой квартире не имеет никакого отношения. Он в настоящее время оказался без благоустроенного жилья и проживает в жилом помещении не пригодном для проживания и подлежащем сносу, подтверждающие документы о том, что дом, в котором он проживает и вся деревня Б. подлежат сносу, находятся у администрации Я. сельского поселения. Просит решение администрации Я. сельского поселения от ХХ.03.20Х0 года признать незаконным, нарушающим его права на обеспечение жильем и обязать администрацию Я. сельского поселения устранить допущенное нарушение и принять его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании представитель заявителя Платонова А.И. – по доверенности Раков А.И. заявление поддержал по указанным в нем основаниям, пояснил, что при предоставлении дочери Платонова А.И. квартиры по адресу: пос. Б, ул. Ш, д. ХХ, кв. ХХ Платонов А.И. был включен в ордер, но в квартиру не вселялся, всегда проживал в своем деревянном доме в дер. Б, а прописан был с 198Х года в квартире по адресу: пос. Б., ул. Л, д. ХХ, кв. Х, где прописан и до настоящего времени. В межведомственную комиссию для оценки его жилого дома на предмет пригодности для проживания Платонов А.И. не обращался. Считает, что Платонов А.И. имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением и просил удовлетворить заявление.

Представитель администрации Я. сельского поселения – по доверенности Попова А.Н. в судебном заседании с заявлением Платонова А.И. не согласилась и пояснила, что согласно п.4 ч.1 ст.14 ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Порядок признания лиц нуждающимися в жилых помещениях урегулирован ЖК РФ и принятыми в соответствии с ним Законом Вологодской области №1307 от 29.06.2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан» и Постановлением Правительства Вологодской области № 932 от 19.08.2005 года «Об утверждении форм документов». Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены ч.1 ст.51 ЖК РФ и ч.1 ст.2 Закона Вологодской области № 1307 от 29.06.2005 года. Учетная норма площади жилого помещения, установленная Постановлением главы Я. сельского поселения № Х от ХХ.01.200Х года «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения по Я. сельскому поселению» составляет 12 кв. м. общей жилой площади на одного человека. Постановку на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляет администрация Я. сельского поселения по заявлению гражданина, к заявлению согласно ч. 4 ст.52 ЖК РФ должны быть приложены документы, подтверждающие основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении. Платонов А.И. обратился к главе Я. сельского поселения с заявлением от ХХ января 20Х0 года о постановке на учет для получения жилья с приложением копии паспорта, копии удостоверения инвалида ВОВ, копии справки медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности, копии страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, копии свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе, указанных документов было не достаточно для рассмотрения его заявления. По запросу администрации Я. сельского поселения были также представлены копия выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах Платонова А.И., копия справки ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» о правах Платонова А.И. Из представленных Платоновым А.И. документов и документов, имеющихся в администрации Я. сельского поселения, следует, что на момент рассмотрения заявления Платонов А.И. зарегистрирован в качестве члена семьи собственника квартиры П. по адресу: д.Б ул.Л д.ХХ кв.Х, общая площадь квартиры составляет 42,2 кв.м., в квартире зарегистрировано 3 человека и на каждого из них приходится 14,07 кв.м. жилой площади, что больше учетной нормы площади жилого помещения, установленной в Я. сельском поселении. Кроме того, в материалах сельского поселения имеется представление на выдачу ордеров на распределенную жилплощадь от ХХ.05.199Х года, согласно которому А. предоставлена квартира № ХХ в доме ХХ по ул. Ш в д.Б. В данном представлении указано, что квартира предоставлялась на 4-х человек, в том числе на Платонова А.И. Документов, подтверждающих прекращение в отношении Платонова А.И. договора социального найма на указанную квартиру, дату и основания такого прекращения, представлено не было. ХХ ноября 200Х года Платоновым А.И. было подано заявление об отказе от участия в приватизации квартиры по адресу: пос. Б. ул. Ш, д. ХХ, кв. ХХ, которая в настоящий момент передана в собственность А. и Э. Считает, что отказ Платонова А.И. от участия в приватизации указанной квартиры является намеренным ухудшением жилищных условий, что согласно ст. 53 ЖК РФ является препятствием в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет со дня совершения указанных действий. В предоставленных Платоновым А.И. документах имеются сведения о том, что Платонову А.И. на праве собственности принадлежит жилой дом № ХХ в д. Б. В настоящее время указанный жилой дом у него не изъят, процедура изъятия не проводится. Отсутствие благоустроенного жилого помещения не является основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении. Согласно п. 3 ч.1 ст.51 ЖК РФ и п.3 ч.1 ст.2 Закона Вологодской области № 1307 от 29.06.2005 года гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, установлены Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции». В соответствии с п.7 Положения признание помещения непригодным для проживания осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным требованиям. Считает, что на дату ХХ марта 20Х0 года у Администрации Я. сельского поселения отсутствовали основания для признания Платонова А.И. нуждающимся в жилом помещении. На основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ и ч.1 ст.6 закона Вологодской области № 1307 от 29.06.2005 года Платонову А.И. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Считает, что решение принято в соответствии с действующим жилищным законодательством и представленными документами.

Суд, заслушав объяснения представителей заявителя и Администрации Я. сельского поселения, изучив материалы дела и представленные документы, находит заявление Платонова А.И. подлежащим отклонению по следующим основаниям.

ХХ.01.20Х0 года Платонов А.И. обратился в администрацию Я. сельского поселения с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

ХХ марта 20Х0 года администрацией Я. сельского поселения Платонову А.И. выдано уведомление об отказе в принятии его на учет за отсутствием оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении.

Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ предусматривается обеспечение за счет средств федерального бюджета инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Аналогичные нормы содержатся в статье 2 Закона Вологодской области от 29 июня 2005 года № 1307-ОЗ.

В соответствии с ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Постановлением администрации Я. сельского поселения № Х от ХХ.01.200Х года на территории сельского поселения установлена учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 12 кв. метров общей площади на одного человека.

Из пояснений лиц, участвующих в деле, и исследованных документов в судебном заседании установлено, что Платонов А.И. зарегистрирован по месту жительства по адресу: пос. Б, ул. Л, д. ХХ, кв. Х с ХХ октября 198Х года в качестве члена семьи собственника жилого помещения А., общая площадь квартиры составляет 42,2 кв.м., на Платонова А.И. приходится 14,07 кв.м. жилой площади, что более учетной нормы, установленной в Я. сельском поселении для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Утратившим право пользования указанным жилым помещением Платонов А.И. не признан.

Кроме того, Платонову А.И. согласно ордеру, выданному А. в 199Х году было предоставлено жилое помещение по адресу: пос. Б, ул. Ш, д. ХХ, кв. ХХ, общей площадью 62,5 кв.м., в отношении которого Платонов А.И. ХХ ноября 200Х года отказался от участия в приватизации. Утратившим либо неприобретшим право пользования указанным жилым помещением Платонов А.И. признан также не был.

Также согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ХХ февраля 20Х0 года и свидетельству о государственной регистрации права Платонов А.И. является собственником жилого дома общей площадью 36, 7 кв.м., расположенного по адресу: дер. Б, д. ХХ.

С учетом изложенного, размер общей площади жилых помещений, приходящийся на Платонова А.И., превышает размер установленной учетной нормы на территории Я. сельского поселения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 8 указанного Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Из пояснений представителя заявителя Платонова А.И. в судебном заседании установлено, что жилой дом № ХХ в дер. Б., принадлежащий Платонову А.И. не признан в установленном законом порядке непригодным для проживания, с заявлением об оценке указанного дома Платонов А.И. никуда не обращался.

Доводы представителя Платонова А.И. о том, что Платонов А.И. проживает в неблагоустроенном жилом доме и нуждается в благоустроенном жилом помещении не может являться основанием для признания заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку не предусмотрен действующим жилищным законодательством. Довод заявителя о том, что деревня Б. подлежит сносу, как и его дом, опровергается представленным заявителем свидетельством о регистрации за ним права собственности на жилой дом от ХХ июня 200Х года, документов о принятии в отношении указанного дома каких-либо решений после регистрации на него права собственности за Платоновым А.И., суду не представлено.

Таким образом, изучив документы, суд считает, что оспариваемый Платоновым А.И. отказ администрации Я. сельского поселения от ХХ.03.20Х0 года в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма соответствует требованиям действующего законодательства, отказ совершен в пределах полномочий органа местного самоуправления и не нарушает прав заявителя Платонова А.И., оснований для признания указанного отказа незаконным и возложении на Администрацию Я. сельского поселения обязанности поставить заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 257-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Платонову А.И. в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа администрации Я. сельского поселения от ХХ марта 20Х0 года в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и возложении обязанности принять его на учет - отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья подпись

Текст мотивированного решения составлен 06 июля 2010 года.

Судья подпись