Решение по иску о возложении обязанности прекратить эксплуатацию несанкц. свалки твердых отходов



Дело № 2-367/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июля 2010 года г. Череповец

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

Судьи Слягиной И.Б.,

При секретаре Кандаковой О. Л.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования В. Череповецкого района Вологодской области о возложении обязанности прекратить эксплуатацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и ликвидировать свалку,

УСТАНОВИЛ:

Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в Череповецкий районный суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации В. сельского поселения о возложении обязанности прекратить эксплуатацию несанкционированной свалки ТБО, расположенной в районе д. Ч. В. сельского поселения Череповецкого муниципального района и ликвидировать данную свалку, указав в обоснование иска, что Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в Череповецком муниципальном районе. В ходе проверки было установлено, что администрацией В. сельского поселения не выполняются возложенные на нее федеральным законодательством полномочия в части сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. На основании закона Вологодской области № 1988-ОЗ от 08.04.2009 года в муниципальное образование В. включено И. сельское поселение, преобразованное путем объединения. В состав И. сельского поселения входило 37 населенных пунктов, в которых постоянно проживают около 550 человек. Сбор бытовых отходов от населения организован только в с. И. посредством установки 10 металлических ящиков. Фактически вывоз бытовых отходов из данных емкостей производился два раза в неделю. В остальных населенных пунктах И. сельского поселения места для складирования бытовых отходов и мусора не были определены, контейнерные площадки для сбора бытовых отходов не были оборудованы. В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, согласно п.п. 17, 18 ч. 1 ст. 4 Устава И. сельского поселения (в редакции 30.08.2008 года), п. п. 19, 20 ст. 4 Устава В. сельского поселения к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также организация благоустройства. В настоящее время требования законодательства в части сбора и последующего вывоза бытовых отходов администрацией В. сельского поселения выполнены. Складирование бытовых отходов и мусора до организации их вывоза жителями И. (затем В.) сельского поселения Череповецкого района осуществлялось на несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную около д. Ч. на землях сельскохозяйственного назначения. Данная свалка была организована стихийно, требуемая разрешительная документация на свалку не разрабатывалась. В настоящее время свалка эксплуатируется в отсутствие проекта и иной разрешительной документации. Свалка не огорожена, охрана отсутствует, доступ на свалку свободный. Земельный участок, используемый в настоящее время под свалку твердых бытовых отходов, в установленном законом порядке под организацию свалки ТБО, размещение отходов не предоставлен, что свидетельствует о нарушении ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации. В нарушение ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» разрешение для функционирования свалки ТБО на земельном участке, расположенном в районе д. Ч. Череповецкого района, УРТН по Вологодской области не выдавалось, мониторинг состояния окружающей природной среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую природную среду не проводился. Ответчиком нарушен п. 2.2 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», предусматривающий обязательное наличие санитарно-эпидемиологического заключения на выбранный земельный участок. Данные нарушения способствуют угрозе создания неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в Череповецком районе, поскольку отсутствие ограждения, шлагбаума, ворот создают условия для свободного доступа на свалку бродячих, безнадзорных животных, несанкционированного поджога мусора. Отсутствие исследований земельного участка может привести к загрязнению (заражению) грунтовых (подземных) вод. Должных мер по ликвидации несанкционированной свалки администрацией И., а затем В. сельского поселения принято не было. Земельный контроль на территории поселения должным образом не осуществляется. Невыполнение требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологических норм и природоохранного законодательства при транспортировке и захоронении отходов может привести к ухудшению санитарно эпидемиологической обстановки и возникновению инфекционных заболеваний опасных для здоровья человека. Просил в целях устранения нарушений природоохранного, земельного и санитарного законодательства по предотвращению причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения обязать администрацию В. сельского поселения Череповецкого муниципального района в срок до 01.06.2011 года ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную возле д. Ч. В. сельского поселения; в срок до 01.06.2011 года привести данный земельный участок в первоначальное и естественное состояние, пригодное для использования по его целевому назначению.

В судебном заседании 23.06.2010 года произведена замена ненадлежащего ответчика на правопреемника – администрацию муниципального образования В..

В судебном заседании представитель истца Череповецкой природоохранной прокуратуры – помощник прокурора Иванов Е.В. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске, пояснил, что несанкционированная свалка возле д. Ч. образовалась более 15 лет назад, она расположена на землях, являющихся государственной собственностью: частично на землях запаса и землях сельхозназначения. Обязанность по ликвидации несанкционированной свалки и приведению данного земельного участка в первоначальное состояние должна исполнять администрация Муниципального образования В., как правопреемник администрации И. сельского поселения. Вышеуказанная свалка образовалась в результате ненадлежащего исполнения обязанности по организации сбора и вывоза мусора на территории данного муниципального образования администрацией сельского поселения. Сведений об использовании рассматриваемого земельного участка СХПК «Колхоз «И.» не имеется. МУП ЖКХ-Х данный земельный участок не передавался. Срок для ликвидации свалки и приведения данного земельного участка в первоначальное и естественное состояние до 01.06.2011 года является реальным. Длительное неисполнение указанных обязанностей может повлечь возникновение различных заболеваний, поскольку в настоящее время имеется свободный доступ животных и людей на территорию свалки. Установление площадок для сбора мусора или вывоз мусора должны быть организованы в каждом населенном пункте.

В судебное заседание представитель третьего лица - УРПН по Вологодской области не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, представил заявление с просьбой дело рассмотреть в их отсутствие, а также указал, что исковые требования прокуратура поддерживают.

В судебном заседании представитель третьего лица – администрации Ч. муниципального района Вологодской области – по доверенности Соловьев В.А. пояснил, что исковые требования прокурора поддерживают. Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. п. 18, 19 и 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу муниципального образования В. к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также организация благоустройства. В ходе неоднократных проверок было установлено, что администрацией муниципального образования В. не выполняются возложенные на нее федеральным законодательством полномочия в части сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в том числе ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПин 42-128-4690-88, СанПин 2.1.7.1038-01. Складирование бытовых отходов жителями ближайших населенных пунктов (д. Ч., с. И., с. В. и др.) осуществляется на несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в 1,5 км на северо-восток от д. Ч. Муниципального образования В. Свалка эксплуатируется в отсутствие проекта застройки, иная разрешительная документация на нее и ее эксплуатацию отсутствует. Свалка не огорожена, охрана отсутствует, доступ на свалку свободный. Свалка расположена на месте бывшего карьера, окружена кустарником, имеются следы возгорания. Земельный участок площадью 1,5 га, используемый под организацию свалки ТБО, размещение отходов, в установленном законом порядке не предоставлялся, что свидетельствует о нарушении ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации. Несоблюдение действующего природоохранного законодательства при размещении и эксплуатации свалки ТБО ведет к созданию неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в районе и загрязнению окружающей среды, неконтролируемому размещению, утилизации отходов производства и потребления. Закрепленные федеральным законодательством, правовыми актами и Уставом поселения полномочия ответчика в сфере охраны использования земель, администрацией муниципального образования В. в полном объеме не реализуются. В 200Х году администрацией Ч. района передано в безвозмездное пользование администрации И. сельского поселения 10 контейнеров под мусор. Исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Считает, что администрация муниципального образования В. является надлежащим ответчиком по делу. До настоящего времени земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, не прошел кадастровый учет, границы земельного участка на местности не определены. Установить какой конкретно земельный участок передавался в бессрочное пользование СХПК «Колхоз «И.», не представляется возможным. Доказательств того, что земельный участок, на котором размещена свалка, использовался данным колхозом, не имеется. Договор аренды с данным предприятием прекратил свое действие, новый договор не заключался. МУП ЖКХ-Х, для которого проводилось предварительное согласование на размещение свалки, ликвидировано, его правопреемник отсутствует. Считает, что причиной образования несанкционированной свалки является то, что на протяжении длительного времени администрацией сельского поселения не был организован надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов. Обязанность по рекультивации земельных участков в пределах границ муниципального образования, включая территории за пределами населенных пунктов, лежит на администрации муниципального образования В. Межселенные территории Уставом Ч. муниципального района не предусмотрены.

В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования В. Череповецкого муниципального района – глава поселения Никитина В.В. исковые требования прокурора не признала, суду пояснила, что согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 16.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Ответственность за содержание земельного участка должна нести администрация Ч. муниципального района. Согласно постановлению администрации Ч. муниципального района от ХХ.04.200Х года № ХХХ было проведено предварительное согласование проектирования свалки твердых бытовых отходов в районе д. Ч., однако организация свалки не была доведена до конца. МУП ЖКХ-3 земельный участок не передавался. Земельный участок, на котором образовалась свалка, находится в государственной собственности. Администрацией сельского поселения на указанную свалку мусор не вывозился. Советом муниципального образования В. принято решение от ХХ.02.20ХХ года № ХХ «Об утверждении порядка сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования В.». Согласно указанному Порядку ответственность за организацию сбора и вывоза бытовых отходов с территории многоквартирных и индивидуальных домов несут соответственно лица, осуществляющие управление домами либо непосредственно собственники помещений. Администрацией муниципального образования заключаются соответствующие договоры со специализированными организациями на оказание коммунальных услуг по вывозу и утилизации бытового мусора на полигон ТБО с территории населенных пунктов. Заключены договоры ЗАО «Ж.» с физическими лицами. В муниципальном образовании В. нет своего полигона ТБО, мусор вывозится в К. за 15 км. В мае 20ХХ года достигнуто соглашение с отделом по охране окружающей среды Череповецкого района о выборе двух участков под размещение полигона. Контейнеры под мусор установлены только в с. И., которое расположено в двух километрах от д. Ч. Вывоз мусора ими организован только от благоустроенного жилья. Остальная часть населения и дачники вывозят мусор самостоятельно. В малонаселенных деревнях мусор компостируется местными жителями. Они не имеют возможности установить контейнеры или обеспечить вывоз мусора из каждого населенного пункта. Считает, что жители деревень сами должны обеспечить вывоз мусора. Просила Череповецкому межрайонному природоохранному прокурору в иске отказать.

Представитель третьего лица – СХПК «Колхоз «И.» - председатель правления СХПК «Колхоз «И.» - Иванов Н.А. в судебном заседании пояснил, что на данном земельном участке в 80-х годах был построен цементный завод для производства бетона и строительства автодороги Череповец-Кириллов. Доказательств по данному факту нет. Постановлением администрации Череповецкого района от ХХ.02.199Х года № ХХ СХП «И.» было передано: в коллективно-долевую собственность бесплатно 1507 га пашни, а также передан в аренду сроком на 10 лет земельный участок общей площадью 1395 га. Договор аренды земельного участка по истечении десятилетнего срока был расторгнут. Земельный участок, на котором расположена свалка, никогда не передавался их хозяйству и ими не использовался, на данную свалку мусор ими не вывозился. Договор на вывоз мусора у них заключен с ЗАО «УК «К.». Фактически в бессрочное пользование никакой земельный участок СХП «И.» не предоставлялся, границы данного земельного участка не определялись. Согласование на проектирование свалки МУП ЖКХ-Х с ним никто не проводил. Никакими иными земельными участками, кроме долевых паев и арендованной землей, они никогда не пользовались, в них не нуждаются. Их хозяйство пользовалось земельными участками, отмеченными на карте от ХХ.08.198Х года.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, находит исковые требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования В. о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку и привести данный земельный участок в первоначальное и естественное состояние, пригодное для использования по целевому назначению, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, п.п. 19, 20 ст. 4 Устава муниципального образования В. к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также организация благоустройства территории поселения.

Статьей 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ предусмотрено создание объектов размещения отходов на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. В соответствии с п. 2 ст. 13 указанного Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В судебном заседании из пояснений лиц, участвующих в деле и исследованных документов установлено, что складирование бытовых отходов и мусора до организации их вывоза жителями И. сельского поселения, а затем муниципального образования В. осуществлялось на несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную около д. Ч. Необходимая разрешительная документация для организации свалки отсутствует.

Постановлением № ХХХ административной комиссии в Ч. муниципальном районе Вологодской области от ХХ.07.200Х года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.8 Кодекса Вологодской области об административном правонарушении в отношении главы И. сельского поселения П. прекращено за малозначительностью.

Согласно закону Вологодской области от ХХ.04.20ХХ года № ХХХХ-ОЗ «О преобразовании некоторых муниципальных образований Череповецкого муниципального района Вологодской области» В. сельское поселение, Д. сельское поселение, И. сельское поселение преобразованы путем объединения в муниципальное образование В..

Представителем ответчика – главой муниципального образования В. Никитиной В.В. в судебном заседании наличие несанкционированной свалки возле д. Ч., а также отсутствие необходимых разрешений на размещение и функционирование указанной свалки не отрицалось.

Суд считает установленным факт ненадлежащего исполнения администрацией сельского поселения обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, поскольку он подтверждается материалами об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.8 Кодекса Вологодской области об административных правонарушениях в отношении П. – главы муниципального образования И. (л. д. 44-50), постановлением мирового судьи по судебному участку № 38 от ХХ марта 200Х года, которым установлен факт совершения П. правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ (л.д. 41). Кроме того, в судебном заседании из пояснений сторон и исследованных материалов дела установлено и не опровергнуто представителем ответчика, что договор на оказание услуг по вывозу и утилизации бытового мусора на полигон ТБО был заключен администрацией И. сельского поселения только в 200Х году.

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель.

В судебном заседании установлено, что земельный участок возле д. Ч., на котором расположена вышеуказанная свалка, является государственной собственностью, расположен в границах земель муниципального образования В. Доказательств использования земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка, иными лицами, сторонами в судебное заседание не представлено, судом при рассмотрении гражданского дела не добыто.

Из пояснений лиц, участвующих в деле следует и подтверждено представителем ответчика в судебном заседании, что фактической передачи земельных участков сельхозпредприятию «И.» в бессрочное пользование не производилось, границы данных земельных участков на местности не устанавливались, СХПК «Колхоз «И.» земельным участком, на котором образовалась несанкционированная свалка, не пользовался. Каких-либо оснований не доверять лицам, участвующим в деле, у суда не имеется.

С учетом всего вышеизложенного, суд приходит к убеждению, что в результате ненадлежащего исполнения администрацией сельского поселения обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора образовалась указанная несанкционированная свалка возле д. Ч. Следовательно, обязанность по ликвидации свалки и приведению земельного участка под свалкой в первоначальное состояние, пригодное для использования по его целевому назначению, должна исполнять администрация муниципального образования В.

Достаточных оснований для освобождения ответчика от указанной обязанности, а также для отказа Череповецкому межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования судом при рассмотрении настоящего гражданского дела не установлено.

Доводы представителя ответчика в судебном заседании об отсутствии вины администрации муниципального образования В. несостоятельны и не могут быть приняты судом во внимание по вышеуказанным основаниям.

Принимая во внимание изложенное, суд полагает исковые требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить и обязать администрацию В. сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области: в срок до 01.06.2011 года ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную возле д. Ч. В. сельского поселения; в срок до 01.06.2011 года привести данный земельный участок в первоначальное и естественное состояние, пригодное для использования по его целевому назначению.

Суд считает указанные сроки реальными для исполнения и полагает, что установление более длительных сроков может повлечь негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей.

На основании изложенного, руководствуюсь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию муниципального образования В. Череповецкого района Вологодской области:

- в срок до 01.06.2011 года ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную возле д. Ч. муниципального образования В.;

- в срок до 01.06.2011 года привести данный земельный участок в первоначальное и естественное состояние, пригодное для использования по его целевому назначению.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 дней.

Судья