Решение о признании незак. решения об исключении из очереди нуждающихся в улучшении жилищных услови



Дело № 2-457/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июля 2010 года г. Череповец

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

Судьи Слягиной И. Б.,

При секретаре Кандаковой О. Л.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Волковой Р.И. о признании незаконным решения администрации М. сельского поселения Череповецкого района Вологодской области об исключении из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий,

У с т а н о в и л:

Волкова Р.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решение администрации М. сельского поселения об исключении ее из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав в обоснование заявления, что она является женой умершего участника Великой Отечественной войны. Ее муж – В. умер в 19ХХ году. Она постоянно проживает в деревянном неблагоустроенном доме № ХХ в д. Е. М. сельского поселения. Данный дом был построен ее мужем. В 200Х году она подарила свой дом дочери – С. для того, чтобы впоследствии не было необходимости оформлять наследство. В соответствии с Федеральным законом № 327-ФЗ от 21.12.2009 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 09.01.2010 года № 30 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» она имеет право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем как член семьи умершего участника Великой Отечественной войны независимо от срока постановки на учет нуждающихся. Согласно постановлению главы М. сельского поселения № ХХ от ХХ декабря 200Х года она была поставлена на очередь как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. В марте решением Ч. районной администрации она была исключена из очереди на получение жилья как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что она проживает в доме одна и до 200Х года являлась собственником данного дома. На момент заключения договора дарения жилого дома законодательство не предполагало предоставление жилья ветеранам Великой Отечественной войны и лицам, к ним приравненным, не вставшим на учет до 1 марта 2005 года. Заключение договора дарения не могло повлиять на приобретение ею прав на обеспечение жильем на льготных условиях. С заявлением о постановке ее на очередь как нуждающейся в улучшении жилищных условий она обратилась в декабре 200Х года, то есть спустя более трех лет после заключения договора дарения. Она постоянно проживает в деревянном доме с печным отоплением, дом не имеет никаких коммунальных удобств. В зимнее время дорога в деревне не чистится, проехать в деревню невозможно, нет возможности вызвать автомобиль «скорой помощи». Ей ХХ лет, она является ххххххххххх, ей тяжело ежедневно носить воду, топить печь, чистить снег у дома. Она не воспользовалась льготами, предоставленными ей, как жене умершего участника Великой Отечественной войны и не получала от государства жилья. Считает, что ее необоснованно исключили из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просила признать незаконным и необоснованным решение администрации М. сельского поселения об исключении ее из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании заявитель Волкова Р.И. и ее представители: адвокат Пантелеева Т.А. и Салтыкова С.С. требования уточнили: просили признать незаконным постановление администрации М. сельского поселения от ХХ.06.20ХХ года № ХХ «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении», по основаниям, указанным в заявлении, пояснили, что Волкова Р.И. ввиду ее преклонного возраста и плохого состояния здоровья желала распорядиться своим имуществом и оставить жилой дом своей дочери – С. Жилой дом был подарен заявителем С. для того, чтобы дочери не пришлось в дальнейшем оформлять наследство, так как процедура оформления перехода прав по договору дарения проще, а при оформлении наследства возможно получение доли наследственного имущества другими наследниками. Кроме того, при оформлении указанной сделки в 200Х году стороны намеревались воспользоваться законодательством по «дачной амнистии», предусматривающей упрощенный порядок оформления прав на земельный участок и жилой дом. Никакого умысла на приобретение права состоять на учете в качестве нуждающейся при совершении сделки по отчуждению жилого дома у Волковой Р.И. не имелось. Заявитель обратилась в администрацию сельского поселения с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в декабре 200Х года, когда узнала о том, что имеет право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем как член семьи умершего участника Великой Отечественной войны независимо от срока постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. К указанному заявлению был приложен договор дарения земельного участка с жилым домом. Другого жилого помещения на праве собственности либо по договору социального найма Волкова Р.И. не имеет. Волкова Р.И. в вышеуказанном жилом доме зарегистрирована и проживает одна, членом семьи С. не является. С заявлением о признании указанного жилого помещения непригодным для проживания она никуда не обращалась. Данное жилье непригодным для проживания не признавалось.

Представитель заинтересованного лица - администрации М. сельского поселения в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, представил заявление с просьбой дело рассмотреть в их отсутствие, в котором указал, что Волкова Р.И. постановлением главы поселения от ХХ.12.200Х года № ХХ была поставлена на очередь по улучшению жилищных условий с нарушением норм жилищного законодательства, так как ею не были представлены документы, подтверждающие, что жилое помещение не пригодно для проживания. Поэтому постановлением администрации поселения от ХХ.06.20ХХ года № ХХ она была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Представитель заинтересованного лица - администрации Ч. муниципального района – по доверенности Зуева Е.С. в судебном заседании с требованиями заявителя не согласилась. Пояснила, что администрация М. сельского поселения уполномочена решать вопросы о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и о снятии граждан с указанного учета. Волкова Р.И. не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилых помещений. Полагает, что при подаче заявления от ХХ.12.200Х года в адрес администрации сельского поселения заявителем был приложен договор дарения земельного участка с домом. Однако считает, что уполномоченным лицом при принятии решения о постановке Волковой Р.И. на очередь по улучшению жилищных условий не были учтены требования ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку не истек пятилетний срок со дня совершения сделки по дарению жилого дома. По данному основанию администрацией М. сельского поселения было вынесено постановление от ХХ.06.20ХХ года № ХХ о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Волковой Р.И. Других оснований для принятия данного решения не имеется. Вопрос об обоснованности признания Волковой Р.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий решался на заседании жилищной комиссии ХХ.04.20ХХ года. Решение указанной комиссии носит рекомендательный характер. Считает, что действия заявителя по отчуждению жилого дома совершены с намерением приобретения ею права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Доказательством этого является решение жилищной комиссии от ХХ.04.20ХХ года, а также завещание от ХХ.07.200Х года, по которому Волкова Р.И. завещала указанный жилой дом С. Считает, что наследник имела возможность оформить свои наследственные права в соответствии с нормами гражданского законодательства о наследственном праве. По истечении пяти лет со дня совершения сделки заявитель имеет право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Основания для постановки Волковой Р.И. на учет с 200Х года по настоящее время не изменились и регулируются нормами ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Считает, что права Волковой Р.И. оспариваемым ненормативным актом не нарушены. Просила Волковой Р.И. в удовлетворении заявления отказать.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, документы, представленные лицами, участвующими в деле, приходит к следующему.

Постановлением главы М. сельского поселения от ХХ.12.200Х года № ХХ на основании решения жилищно-бытовой комиссии от ХХ.12.200Х года Волкова Р.И. (вдова умершего) принята на общую очередь по улучшению жилищных условий.

Постановлением администрации М. сельского поселения от ХХ.06.20ХХ года № ХХ Волкова Р.И. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что Волкова Р.И. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с нарушением норм жилищного законодательства.

Волкова Р.И. обратилась с данным заявлением в суд в сроки, установленные статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно справке Военного комиссариата г. Череповца и Череповецкого района от ХХ.12.200Х года № ХХХХ Волкова Р.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны – В., умершего ХХ.07.19ХХ года. Заявитель имеет удостоверение ветерана труда, награждена медалями материнства первой и второй степени, является хххххх, имеет право на льготы, установленные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».

Пункт 4 части 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ предусматривает обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Аналогичные нормы содержатся в статье 2 Закона Вологодской области от 29 июня 2005 года № 1307-ОЗ.

Из пояснений лиц, участвующих в деле, исследованных материалов дела в судебном заседании установлено, что Волкова Р.И. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не является собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.

С учетом изложенного Волкова Р.И. подпадает под перечень граждан, нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Дочь заявителя - С. по адресу: д. Е., дом ХХ не проживает, следовательно, в силу требований ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членом семьи Волковой Р.И. не является.

В судебном заседании установлено, что по договору дарения земельного участка с жилым домом от ХХ.12.200Х года Волкова Р.И. подарила С. земельный участок площадью 2326 кв. метров с кадастровым номером 35:22:ХХХХХ и размещенный на нем жилой дом, расположенный по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, М. с/с, д. Е., д. ХХ. Указанный договор прошел государственную регистрацию ХХ.01.200Х года.

В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии со статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Согласно определению Конституционного суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года № 258-О-О по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При оценке вышеуказанных действий суд принимает во внимание фактические обстоятельства конкретного дела.

В соответствии со статьей 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Необходимых и достаточных доказательств совершения Волковой Р.И. дарения жилого дома либо иных умышленных действий с целью намеренного, то есть осознанного ухудшения ее жилищных условий лицами, участвующими в деле, в судебное заседание не представлено, судом при рассмотрении гражданского дела не установлено. Таким доказательством не может являться исследованное в судебном заседании завещание ХХ.07.200Х года. Ссылки представителя администрации Ч. муниципального района в судебном заседании на решение жилищной комиссии от ХХ.04.20ХХ года несостоятельны, поскольку указанные выводы жилищной комиссии ничем не подтверждены, данное решение носит рекомендательный характер.

Из исследованных в судебном заседании документов установлено и не опровергнуто представителями заинтересованных лиц, что сделка по отчуждению недвижимого имущества была заключена Волковой Р.И. ХХ.12.200Х года, государственная регистрация указанной сделки, а также перехода права собственности на указанное имущество произведена ХХ.01.200Х года. Однако с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся Волкова Р.И. обратилась ХХ.12.200Х года.

Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Частью 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

В нарушение вышеуказанных норм закона в постановлении администрации М. сельского поселения от ХХ.06.20ХХ года № ХХ ссылки на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации отсутствуют.

Из пояснений заявителя и ее представителей в судебном заседании следует и не опровергнуто представителями заинтересованных лиц, что о совершении дарения жилого дома орган местного самоуправления был уведомлен заявителем в декабре 200Х года. Из исследованных в судебном заседании материалов дела установлено, что рассмотрение вопроса об обоснованности признания Волковой Р.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий администрацией М. сельского поселения состоялось на заседании жилищной комиссии ХХ.04.20ХХ года. Следовательно, администрацией сельского поселения нарушен срок принятия решения, предусмотренный ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Ссылки представителя администрации М. сельского поселения в заявлении от ХХ.07.200Х года на непредставление Волковой Р.И. документов, подтверждающих, что жилое помещение непригодно для проживания, несостоятельны по вышеизложенным основаниям.

Из пояснений представителя администрации Ч. муниципального района в судебном заседании следует, что заявитель снята с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи нарушением должностным лицом администрации сельского поселения требований ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации при постановке Волковой Р.И. на учет, иные основания для принятия постановления от ХХ.06.20ХХ года № ХХ отсутствуют.

Принимая во внимание все вышеизложенное, суд считает, что оспариваемое Волковой Р.И. постановление администрации М. сельского поселения от ХХ.06.20ХХ года № ХХ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права заявителя на улучшение жилищных условий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 257, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Волковой Р.И. удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации М. сельского поселения от ХХ июня 20ХХ года № ХХ «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении».

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 дней.

Судья