Дело 2-384/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июля 2010 года г. Череповец
Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:
Председательствующего судьи Инюкина С.В.;
с участием:
представителя истца заместителя Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Шарагина А.А.;
представителя ответчика главы администрации муниципального образования В. Никитиной В.В.;
при секретаре Лапиной Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования В. о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и привести земельный участок в первоначальное и естественное состояние,
у с т а н о в и л:
Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации В. сельского поселения Череповецкого муниципального района с требованием обязать ответчика ликвидировать в срок до 01.05.2011 года несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора возле д. Р. и в срок до 01.07.2011 года привести данный земельный участок в первоначальное и естественное состояние. В обоснование иска указал, что в населенных пунктах В. сельского поселения, за исключением п.В. и д. Р., не был организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. До ноября 200Х года складирование бытовых отходов и мусора жителями поселения осуществлялось на несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную на расстоянии 0,5 км от д. Р. на земельном участке площадью 1 га. Свалка эксплуатируется в отсутствие проекта и разрешительной документации, в нарушение ст. 29 Земельного кодекса РФ, ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 21, 22 ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», и требований СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Это ведет к созданию неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в Череповецком районе, загрязнению окружающей среды, неконтролируемому размещению, утилизации отходов производства и потребления. Невыполнение администрацией требований природоохранного законодательства нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и на экологическую безопасность, создают угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц. В силу ст.12 ГК РФ.
7 июля 2010 года судом по ходатайству прокурора произведена замена ненадлежащего ответчика - администрации В. сельского поселения на ее правопреемника – администрацию муниципального образования В.
В судебном заседании иск поддержан помощником Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Шарагиным А.А. по основаниям, изложенным в исковом заявлении письменно.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, администрация Ч. муниципального района и управление РПН по Вологодской области надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились.
Представитель администрации Ч. муниципального района по доверенности Соловьев В.А. представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв на исковое заявление, в котором указал об обоснованности требований прокурора.
Руководитель Управления РПН по Вологодской области Д. направил в суд отзыв на заявление прокурора, в котором также указал об обоснованности исковых требований.
Представитель ответчика глава муниципального образования В. Никитина В.В. иск не признала, пояснила, что муниципальным образованием исполняются требования федерального законодательства в части организации сбора и вывоза бытовых отходов. Решением Совета муниципального образования В. №ХХ от ХХ.02.20ХХг. утвержден порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования. Администрация муниципального образования В. не является собственником либо владельцем земельного участка на котором расположена несанкционированная свалка. Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не предусмотрено полномочий органов местного самоуправления по ликвидации несанкционированных свалок. В соответствии с п.1 ст.13 Земельного кодекса РФ это является обязанностью собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Поскольку земельный участок, на котором расположена свалка, является государственной собственностью, ликвидация свалки является обязанностью органов местного самоуправления Ч. муниципального района, в бюджете поселения средств на это не имеется.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Неисполнение органом местного самоуправления поселения своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора приводит к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, по данному делу прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании на территории муниципального образования В. в 0,5 км от д.Р. на земельном участке площадью 1 га имеется несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора. Складирование бытовых отходов и мусора на свалку явилось следствием ненадлежащей организации администрацией В. сельского поселения сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения до ноября 200Х года. Складирование бытовых отходов и мусора на земельный участок производилось не законно. Свалка организована на землях сельскохозяйственного назначения, земельный участок под свалку бытовых отходов не предоставлялся, отсутствует проектная и иная разрешительная документация, позволяющая использовать данный земельный участок под свалку. Свалка не огорожена, отсутствует ее охрана, имеется свободный доступ.
Изложенное подтверждается представленными суду доказательствами:
Из постановления главы администрации Ч. района №ХХХ от ХХ.05.200Хг. (л.д.27-31) следует, что МУП ЖКХ-Х дано разрешение на проектирование свалки твердых бытовых отходов на землях ТОО «П» в районе д.Р. площадью 1 га.
Другой документации на данный объект не имеется.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от ХХ.11.200Хг. принято решение о завершении конкурсного производства ТОО СП «П», данное юридическое лицо исключено из реестра юридических лиц.
Из кадастровой выписки о земельном участке от ХХ.06.ХХг. следует, что земельный участок, используемый под свалку, является государственной собственностью, предназначен для сельскохозяйственного использования.
Постановлением главы администрации Ч. муниципального района №ХХХ от ХХ.06.200Хг. запрещено размещение бытовых и промышленных отходов на свалке у д.Р., определены полигоны для размещения твердых бытовых отходов – у д.Б. и у д.К..
В адрес главы В. сельского поселения заместителем главы района (л.д.48) направлено письмо с требованием не допускать вывоз и размещение отходов на несанкционированной свалке у д.Р., установить запрещающие аншлаги и в срок до ХХ.10.200Хг. принять меры по ликвидации свалки.
Информационным письмом главы В. сельского поселения Т. от ХХ.12.200Хг. №ХХХХ (л.д.34) о том, что свалка у д.Р. существует с 70 годов, все население с.В. и близлежащих населенных пунктов и организации с.В. самостоятельно вывозили туда мусор.
Из акта контрольного мероприятия от ХХ.12.200Хг. (л.д.32-33) проведенного старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Череповецкому району П. следует, что В. сельским поселением вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с постановлением главы администрации Ч. муниципального района №ХХХ от ХХ.06.200Хг. в населенных пунктах кроме с.В. и д.Р., не организован. Эксплуатация несанкционированной свалки у д.Р. не прекращена.
Из акта обследования территории от Х июня 20ХХ года (л.д.57), составленного ведущим специалистом отдела природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Ч. муниципального района Н. следует, что на площади земельного участка площадью около 1 га у д.Р. на месте бывшего карьера складируется мусор. К участку примыкает дорога с бетонным покрытием.
Из письменного объяснения Т. (л.д.16-17) занимавшей должность главы В. сельского поселения с 200Х по 200Х год (л.д.21), следует, что ХХ марта 200Х года решением Совета В. сельского поселения был утвержден порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения. Был организован вывоз мусора на территории с.В. и д.Р. от многоквартирных благоустроенных домов. На территории д.Р., д.П., других населенных пунктов, а также из частного сектора с.В. вывоз мусора организован не был: граждане вывозили отходы самостоятельно на свалку у д.Р. Эта свалка эксплуатировалась ЗАО «К.», а последние два года ее содержанием занималась администрация поселения. С декабря 200Х года эксплуатация свалки была прекращена, но затем на свалку вновь стали возить мусор, она использовала эту свалку до лета, на период субботников.
Постановлением Административной комиссии Ч. муниципального района от ХХ.05.200Хг. (л.д.53-56) установлен факт ненадлежащего исполнения своих обязанностей главой В. сельского поселения Т. по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения, что привело к складированию бытовых отходов и мусора на свалку у д.Р. Из мотивировочной части постановления следует, что свалка использовалась до лета 200Х года с разрешения главы поселения для складирования мусора и бытовых отходов.
Расположение несанкционированной свалки на землях сельскохозяйственного назначения нарушает требования ст.29 Земельного кодекса РФ, приводит к захламлению земли, использованию ее не по целевому назначению, нарушению требований ст.1, 12 Земельного Кодекса РФ.
Свалка организована с нарушением ст.12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», требований СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».
Несоблюдение требований природоохранного законодательства при складировании бытовых отходов и мусора на несанкционированной свалке у д.Р. нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Несоблюдение требований санитарного законодательства создает угрозу жизни и здоровью человека, несет угрозу возникновения и распространения заболеваний, что закреплено в ст.1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Требования прокурора основаны на положении абзаца 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Поскольку образование несанкционированной свалки явилось следствием бездействия администрации В. сельского поселения, своевременно не организовавшей в соответствии с законом сбор и вывоз бытовых отходов с территории поселения и не прекратившей доступ на свалку, обязанность по устранению этих последствий и восстановления положения, существовавшего до нарушения права, лежит на администрации сельского поселения.
Доводы ответчика о том, что в настоящее время свалка не используется и на территории поселения организован сбор и вывоз бытовых отходов в соответствии с требованиями закона, не являются основанием для освобождения ответчика от указанной обязанности. В соответствии с Законом Вологодской области №1988 от 08.04.2009г. «О преобразовании некоторых муниципальных образований Череповецкого муниципального района Вологодской области» муниципальное образование В. является правопреемником В. сельского поселения.
Доводы ответчика о том, что ликвидация несанкционированной свалки администрацией муниципального образования невозможна в виду отсутствия для этого законных полномочий и бюджетных средств, не основаны на законе.
Как указано выше, в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие в бюджете муниципального образования В. достаточных денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, ликвидацию последствий ненадлежащей организации такой работы, не освобождает муниципальное образование от решения этих вопросов.
Также не является основанием для освобождения ответчика от ответственности и то обстоятельство, что указанный земельный участок не является муниципальной собственностью муниципального образования В., поскольку земельный участок под свалку использовался незаконно.
Указанный прокурором срок для устранения ответчиком нарушений природоохранного, земельного и санитарного законодательства, суд считает разумным. Учитывая, что мероприятия по ликвидации свалки, предусматривают ее рекультивацию для приведения земельного участка в первоначальное и естественное состояние, суд считает правильным определить единый срок для проведения таких мероприятий ответчиком – до 01.07.2011 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Возложить на администрацию муниципального образования В. Череповецкого муниципального района обязанность в срок до 1 июля 2011 года ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную возле д.Р. Череповецкого муниципального района и привести земельный участок в первоначальное и естественное состояние.
В соответствие с п.19 ст.333.36 части второй Налогового Кодекса РФ от взыскания государственной пошлины администрацию муниципального образования В. освободить.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья:
Резолютивная часть решения оглашена 19 июля 2010 года.
Мотивированное решение составлено 23 июля 2010 года.
Судья