Дело №2-547/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2010 года г. Череповец
Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:
Судьи Слягиной И. Б.,
При секретаре Кандаковой О.Л.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бондаревой М.Я. о признании незаконным постановление главы К. сельского поселения № ХХ от ХХ.05.20ХХ года,
Установил:
Бондарева М.Я. обратилась в суд с заявлением о признании права на предоставление жилого помещения, признании незаконным постановления Главы поселения об отказе в признании нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, о возложении обязанности предоставить жилое помещение, указав в обоснование заявления, что она является участником Великой Отечественной войны, имеет инвалидность ХХ группы бессрочно. Постановлением Главы поселения от ХХ.12.20ХХ года № ХХ она была признана нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма на основании личного заявления от ХХ.12.20ХХ года. ХХ.05.20ХХ года заместитель главы Ч. района Р. письмом № ХХХ сообщил Главе поселения о необходимости отмены указанного постановления на основании протокола № ХХ от ХХ.04.20ХХ года заседания жилищной комиссии администрации Ч. района. Комиссия расценила изменение ею места жительства как намеренное ухудшение жилищных условий. Считает постановление Главы К. сельского поселения от ХХ.05.20ХХ года № ХХ «Об отмене постановления администрации поселения от ХХ.12.20ХХ года № ХХ» незаконным, нарушающим ее право ветерана войны на обеспечение жилым помещением. Она была зарегистрирована и проживала с ХХ.05.19ХХ года по ХХ.06.20ХХ года по адресу: с. З., ул. Ц., дом ХХ Д. муниципального района Л. области в доме ххх, Б. Общая площадь дома составляет 31,8 кв. метров, жилая площадь - 21,8 кв. метров. С июня 20ХХ года она переехала на постоянное место жительства в дом, принадлежащий С. - гражданскому ххх ее ххх - К., по адресу: Ч. район, п. С., ул. С., дом ХХ. В указанном доме также зарегистрированы С. и ее ххх К. К. также проживает в п. С.. Общая площадь жилого помещения составляет 32 кв. метра, на 1 человека приходится 10,9 кв. метров, что меньше установленной учетной нормы на территории К. сельского поселения. Она переехала из Л. области не для того, чтобы ухудшить свои жилищные условия, а по состоянию здоровья. Ее ххх, Б., сама является пожилым человеком и не может обеспечивать за ней уход, как это делают ее ххх и ххх. Она обратилась с заявлением об улучшении жилищных условий только через четыре года после переезда. На основании Федерального закона от 21.12.2009 года № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2010 года № 30 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации просила признать за ней право на предоставление жилого помещения по договору социального найма; признать незаконным Постановление Главы К. сельского поселения от ХХ мая 20ХХ года № ХХ «Об отмене постановления администрации поселения от ХХ декабря 20ХХ года № ХХ «О признании нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма»; возложить обязанность на ответчиков предоставить ей жилое помещение по договору социального найма до ХХ января 20ХХ года.
В судебное заседание заявитель Бондарева М.Я. не явилась.
В судебном заседании представитель заявителя - по доверенности Комиссарова Т.Г. требования Бондаревой М.Я. уточнила: просила признать незаконным постановление Главы К. сельского поселения от ХХ мая 20ХХ года № ХХ «Об отмене постановления администрации поселения от ХХ декабря 20ХХ года № ХХ «О признании нуждающимся в жилом помещении по договору социального, найма» по основаниям, указанным в заявлении, пояснила, что у ее ххх - Бондаревой М.Я. никакого умысла на приобретение права состоять на учете в качестве нуждающейся при смене места жительства не имелось. Она сама привезла Бондареву М.Я. в п. С. по просьбе своей ххх - Б., которая по состоянию здоровья не может осуществлять уход за ее ххх. Она зарегистрирована вместе со своим младшим ххх в частично благоустроенной однокомнатной квартире, принадлежащей ей на праве собственности, по адресу: д. К., ул. Л., д. Х, кв. ХХ. Ей в администрации сельского совета не дали разрешение на регистрацию Бондаревой М.Я. по данному адресу, поскольку общая площадь ее квартиры составляет 29 кв. метров, жилая площадь - 13 кв. метров. Фактически Бондарева М.Я., она, ее ххх: К., 19ХХ года рождения, С., 19ХХ года рождения, и С. проживают в доме, принадлежащем С., поскольку она со своей семьей не имеет возможности проживать в однокомнатной квартире. Заявитель обратилась в администрацию сельского поселения с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в декабре 20ХХ года, когда узнала о том, что имеет право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем. К указанному заявлению были приложены необходимые документы. Другого жилого помещения на праве собственности либо по договору социального найма заявитель не имеет и не имела.
Представитель заинтересованного лица - администрации Ч. муниципального района - по доверенности Малышева И.Л. в судебном заседании с требованиями заявителя не согласилась. Пояснила, что администрация К. сельского поселения уполномочена решать вопросы о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и о снятии граждан с указанного учета. Считает, что уполномоченным лицом при принятии решения о постановке Бондаревой М.Я. на очередь по улучшению жилищных условий не были учтены требования ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку не истек пятилетний срок со дня перемены места жительства заявителя. Считает, что действия заявителя по переезду на другое место жительства совершены с намерением приобретения ею права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку по прежнему месту жительства Бондарева М.Я. не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, в настоящее время заявитель зарегистрирована и проживает в доме, принадлежащем С., который не является родственником заявителю. Полагает, что в случае регистрации Бондаревой М.Я. в квартире, принадлежащей ее ххх - Комиссаровой Т.Г., заявитель может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в указанной квартире менее учетной нормы. Бондарева М.Я. подпадает под основания признания ее нуждающейся в жилом помещении, предусмотренные п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку Бондарева М.Я. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи жилого помещения.
Представитель заинтересованного лица - администрации К. сельского поселения в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, представил заявление с просьбой дело рассмотреть в их отсутствие, в котором указал, что ХХ.12.20ХХ года администрацией поселения принято постановление № ХХ «О признании нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма Бондареву М.Я.». Данным постановлением Бондарева М.Я., ХХ.11.19ХХ года рождения, являющаяся ветераном Великой Отечественной войны, признана нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. С ХХ.06.20ХХ года Бондарева М.Я. зарегистрирована по адресу: п. С., ул. С., д. ХХ. По указанному адресу также зарегистрированы С. и К. Собственником жилого помещения является С. Так как с момента регистрации заявителя на территории поселения не прошло пяти лет документы были переданы в администрацию Ч. муниципального района. ХХ.04.20ХХ года жилищная комиссия решила, что Бондарева М.Я. намеренно ухудшила свои жилищные условия, а решение администрации поселения о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий - необоснованно. В связи с этим Бондарева М.Я. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, документы, представленные лицами, участвующими в деле, приходит к следующему.
Постановлением администрации К. сельского поселения от ХХ.12.20ХХ года № ХХ на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации Бондарева М.Я. признана нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
Постановлением администрации К. сельского поселения от ХХ.05.20ХХ года № ХХ отменено постановление администрации сельского поселения от ХХ.12.20ХХ года № ХХ «О признании нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма».
Из исследованных в судебном заседании документов следует, что Бондарева М.Я. является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом ХХ группы по общему заболеванию. Из пояснений представителя заявителя в судебном заседании, исследованных материалов дела в судебном заседании установлено и не оспорено представителями заинтересованных лиц, что с ХХ.06.20ХХ года Бондарева М.Я. зарегистрирована и проживает по адресу: п. С. К. сельского поселения, ул. С., д. ХХ, в доме, принадлежащем С.
Нарушений Бондаревой М.Я. сроков, установленных статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом при рассмотрении заявления не установлено, представителями заинтересованных лиц доказательств пропуска указанных сроков в судебное заседание не представлено.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жильце помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма; членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (им) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Аналогичные нормы содержатся в статье 2 Закона Вологодской области от 29 июня 2005 года №1307-03.
Из пояснений лиц, участвующих в деле, исследованных материалов дела в судебном заседании установлено, что Бондарева М.Я. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не является собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
С учетом изложенного Бондарева М.Я. подпадает под перечень граждан, нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что в период с ХХ.05.19ХХ года по ХХ.06.20ХХ года Бондарева М.Я. была зарегистрирована и проживала по адресу: с. З., ул. Ц., д. ХХ Д. муниципального района Л. области в доме, принадлежащем ее ххх - Б.
В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии со статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Согласно определению Конституционного суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года № 258-0-0 по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При оценке вышеуказанных действий суд принимает во внимание фактические обстоятельства конкретного дела.
В соответствии со статьей 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Необходимых и достаточных доказательств совершения Бондаревой М.Я. умышленных действий с целью намеренного, то есть осознанного ухудшения ее жилищных условий лицами, участвующими в деле, в судебное заседание не представлено, судом при рассмотрении гражданского дела не установлено.
Ссылки представителя администрации К. сельского поселения в письменном отзыве на заявление на решение жилищной комиссии от ХХ.04.20ХХ года несостоятельны, поскольку указанные выводы жилищной комиссии ничем не подтверждены, данное решение носит рекомендательный характер.
Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Из пояснений заявителя и ее представителя в заявлении и в судебном заседании следует и не опровергнуто представителями заинтересованных лиц, что Бондарева М.Я. сменила место своего жительства в связи с невозможностью Б. осуществлять уход за ней. Кроме того, суд принимает во внимание, что Бондарева М.Я. зарегистрирована по месту жительства по адресу: п. С., ул. С., д. ХХ Ч. района с ХХ. 06.20ХХ года, однако с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся Бондарева М.Я. обратилась ХХ.12.20ХХ года.
Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Из письменных пояснений представителя администрации К. сельского поселения следует, что заявитель снята с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи нарушением требований ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации при постановке Бондаревой М.Я. на учет, иные основания для принятия постановления от ХХ.06.20ХХ года № ХХ отсутствуют.
Принимая во внимание все вышеизложенное, суд считает, что оспариваемое Бондаревой М.Я. постановление администрации К. сельского поселения от ХХ.05.20ХХ года № ХХ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права заявителя на улучшение жилищных условий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 257, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Бондаревой М.Я. удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации К. сельского поселения от ХХ мая 20ХХ года № ХХ «Об отмене постановления администрации поселения от ХХ.12.20ХХ года № ХХ».
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной; суд через Череповецкий районный суд в течение 10 дней.
Судья