Решение по заявлению об оспаривании решения о предоставлении земельного участка



Дело № 2-566/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 сентября 2010 года г. Череповец

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

Судьи Слягиной И.Б.,

При секретаре Каргичевой О.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зуевой М.В. об оспаривании решения о предоставлении земельного участка,

У с т а н о в и л:

Зуева М.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения о предоставлении земельного участка, указав в обоснование заявления, что в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации она обратилась с заявлением от ХХ.04.20ХХ года № ХХХ в администрацию Ч. муниципального района о предоставлении земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. На заседании земельной комиссии от ХХ.04.20ХХ года было принято решение об информировании населения о предстоящем предоставлении земельного участка. После публикации объявления о предоставлении земельного участка земельная комиссия повторно рассмотрела ее заявление о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 512 кв. метров, расположенного в д. В. И. сельсовета Ч. района В. области, для ведения личного подсобного хозяйства. Решением земельной комиссии от ХХ.06.20ХХ года по ее заявлению было определено сформировать указанный земельный участок и выставить на торги по продаже права собственности для ведения личного подсобного хозяйства. Считает указанное решение земельной комиссии от ХХ.06.20ХХ года незаконным по следующим основаниям. Рассмотрение ее заявления от ХХ.04.20ХХ года заняло более двух месяцев, чем нарушены требования ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 10.5 Положения «О порядке предоставления земельных участков на территории Ч. муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена». Исходя из данного Положения, основанием для принятия решения о торгах является поступление в течение двух недель с даты публикации еще хотя бы одного заявления на тот же земельный участок. Продление срока принятия заявления является грубым нарушением прав заявителя. Если в течение двух недель не поступило ни одной заявки, то испрашиваемый земельный участок должен быть предоставлен заявителю. Однако в решении земельной комиссии от ХХ.06.20ХХ года основанием принятия решения о торгах является поступление заявления в течение одного месяца со дня публикации объявления о наличии свободного земельного участка. В данном случае речь идет о земельном участке из земель населенных пунктов, срок принятия заявлений с момента публикации должен составлять две недели. ХХ апреля 20ХХ года она также обратилась с заявлением о предоставлении ей в аренду еще одного земельного участка площадью 380 кв. метров в д. И. Оба участка испрашивались для целей, не связанных со строительством, процедура их предоставления одинаковая. Однако решение о предоставлении земельного участка площадью 380 кв. метров в д. И. было принято земельной комиссией ХХ.05.20ХХ года. Считает, что специально была затянута процедура предоставления ей земельного участка площадью 512 кв. метров в д. В. Испрашиваемый ею земельный участок прилегает к земельному участку, принадлежащему ей на праве собственности, и находится в границах установленного ею забора. Ее семья многодетная. Данный земельный участок необходим ее семье больше, чем второму заявителю. Просила признать решение земельной комиссии от ХХ.06.20ХХ года о формировании земельного участка ориентировочной площадью 512 кв. метров, расположенного в д. В. И. сельского поселения Ч. района, и выставлением на торги по продаже права собственности незаконным; обязать земельную комиссию принять решение о предоставлении в аренду указанного земельного участка Зуевой М.В. и не препятствовать в дальнейшем оформлении.

В судебном заседании заявитель Зуева М.В. свое заявление поддержала, по указанным в нем основаниям, пояснила, что многодетные семьи имеют право на выделение им земельных участков без проведения торгов. Испрашиваемый ею земельный участок был захвачен ею самовольно, в связи с чем она была привлечена к административной ответственности. На земельном участке отсутствуют строения. Она согласна на приобретение данного земельного участка в собственность.

Представитель заинтересованного лица администрации Ч. муниципального района В. области, член земельной комиссии в администрации Ч. муниципального района – по доверенности Малышева И.Л. в судебном заседании с требованиями Зуевой М.В. не согласилась, пояснила, что ХХ.04.20ХХ года Зуева М.В. обратилась в администрацию района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства сроком на три года. Указанное заявление рассмотрено земельной комиссией в порядке заочного голосования ХХ.04.20ХХ года. Принято решение информировать население о предстоящем предоставлении в аренду свободного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов ориентировочной площадью 512 кв. метров через газету «Сельская новь» и официальный сайт Ч. муниципального района с приемом заявлений в течение одного месяца с момента выхода объявления в газете, на сайте. ХХ мая 20ХХ года информационное сообщение о приеме заявлений на данный земельный участок опубликовано в газете «Сельская новь» и на официальном сайте. После публикации сообщения о наличии свободных земельных участков граждане вправе подавать заявления о приобретении права на них. Сама по себе подача заявления гражданином до публикации информации о наличии свободного земельного участка всего лишь инициирует начало процедуры его предоставления в соответствии с земельным законодательством. Просьбы гражданина, содержащиеся в его заявлении о предоставлении земельного участка о сроке договора аренды, виде разрешенного использования земельного участка, площади, не являются обязательными для учета органами местного самоуправления, поскольку указываются без учета требований законодательства, категории земель, возможности установления вида разрешенного использования, ограничений и обременений. Решение о присвоении вида разрешенного использования земельного участка принимается органом местного самоуправления на основании имеющихся сведений из государственного кадастра недвижимости, градостроительной документации. Зуева М.В. испрашивала земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта д. В., следовательно, установление такого вида разрешенного использования в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» предполагает возможность возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, зданий, строений, сооружений. Администрация обязана это учитывать при проведении процедуры предоставления земельного участка. В соответствии с п. 2 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства в собственность осуществляется исключительно на торгах в соответствии со ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта предполагает первоначально принятие решения либо о проведении торгов, либо о публикации сообщения о приеме заявлений. При наличии двух и более заявлений граждан на один и тот же земельный участок администрация обязана провести торги для соблюдения интересов всех заинтересованных лиц. Ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает прием заявлений на земельные участки, где возможно индивидуальное жилищное строительство в течение одного месяца со дня публикации информационного сообщения. Пункт 10.5 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Ч. муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного решением Муниципального собрания района от ХХ.03.20ХХ года № ХХХ, не запрещает установить более длительный срок для приема заявлений на земельные участки с видом разрешенного использования для целей, не связанных со строительством, что согласуется с принципом сочетания интересов общества и законных интересов граждан. Решением земельной комиссии от ХХ.06.20ХХ года права Зуевой М.В. на приобретение земельного участка не нарушены, поскольку она вправе подать заявление на участие в торгах и приобрести его в собственность с аукциона. Отмена данного решения повлечет нарушение прав и законных интересов неограниченного круга лиц, которые могут подать заявление на участие в аукционе. Незаконное использование Зуевой М.В. испрашиваемого земельного участка не дает ей каких-либо преимуществ по его приобретению перед иными лицами. За данное нарушение постановлением государственного инспектора Ч. района по использованию и охране земель Зуева М.В. привлечена к административной ответственности по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Просила Зуевой М.В. в удовлетворении заявления отказать.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, документы, представленные лицами, участвующими в деле, полагает заявление Зуевой М.В. об оспаривании решения земельной комиссии от ХХ.06.20ХХ года не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании из материалов дела установлено, что Зуева М.В. ХХ.04.20ХХ года обратилась с заявлением на имя главы района о предоставлении в аренду земельного участка площадью 512 кв. метров, расположенного в д. В. И. с/п Ч. района, для ведения личного подсобного хозяйства. Указанное заявление рассмотрено земельной комиссией, созданной при администрации района, ХХ.04.20ХХ года, в двухнедельный срок, предусмотренный п.3.2. Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Ч. муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Решением Муниципального Собрания Ч. муниципального района от ХХ марта 20ХХ года № ХХХ. Принято решение информировать население о предстоящем предоставлении в аренду свободного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов ориентировочной площадью 512 кв. метров через газету «Сельская новь» и официальный сайт Ч. муниципального района с приемом заявлений в течение одного месяца с момента выхода объявления в газете, на сайте. Данное информационное сообщение опубликовано ХХ мая 20ХХ года. ХХ мая 20ХХ года поступило заявление Б. о предоставлении ей вышеуказанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. ХХ июня 20ХХ года земельной комиссией принято решение сформировать земельный участок ориентировочной площадью 512 кв. метров, расположенный в д. В. И. сельсовета Ч. района, и выставить на торги по продаже права собственности для ведения личного подсобного хозяйства.

Земельная комиссия в администрации Ч. муниципального района создана и действует на основании Положения о земельной комиссии, утвержденного Постановлением Главы Ч. муниципального района от ХХ.02.20ХХ года № ХХХ.

Из пояснений заявителя Зуевой М.В. и в судебном заседании следует, что земельный участок ей необходим для ведения личного подсобного хозяйства, для целей, не связанных со строительством. В соответствии с п. 10.5 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Ч. муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Положение), в течение двух недель с даты публикации информационного сообщения в газете «Сельская новь» и на официальном сайте Ч. муниципального района (по землям сельскохозяйственного назначения – в течение одного месяца) Комитет принимает заявки от граждан о предоставлении земельного участка. Поскольку заявление Б. от ХХ мая 20ХХ года поступило до истечения указанного двухнедельного срока, ссылки заявителя Зуевой М.В. в своем заявлении на истечение срока для принятия заявок от иных лиц, не состоятельны. Отказ в принятии заявки, поданной в установленный срок, от иного лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, являлся бы нарушением прав и законных интересов указанного лица. По истечении установленного в информационном сообщении срока земельной комиссией принято решение о формировании земельного участка и выставлении его на торги по продаже права собственности для ведения личного подсобного хозяйства. Доводы заявителя о затягивании процедуры предоставления земельного участка не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Ссылки Зуевой М.В. на то, что по ее другому заявлению от ХХ.04.20ХХ года о предоставлении земельного участка площадью 380 кв. метров в д. И. для ведения огородничества земельной комиссией принято решение ХХ.05.20ХХ года не могут быть приняты во внимание, поскольку процедура предоставления данного участка носит самостоятельный характер.

Факт незаконного использования Зуевой М.В. испрашиваемого земельного участка не может служить основанием для предоставления ей земельного участка без проведения торгов.

Доводы заявителя о наличии у нее права на испрашиваемый земельный участок в связи с тем, что ее семья многодетная, не имеют законных оснований.

Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (далее - Указ Президента) предусмотрено оказание помощи многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, и обеспечить выделение для этих целей земельных участков. В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) льготное (бесплатное) предоставление земельных участков возможно в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) изданные до введения в действие Земельного кодекса и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу. Указ Президента принят 5 мая 1992 г., следовательно, в соответствии со статьей 6 Закона N 137-ФЗ он должен применяться в части, не противоречащей Земельному кодексу. Таким образом, Указ Президента в части установления возможности льготного предоставления земельных участков не применяется.

Из пояснений Зуевой М.В. в судебном заседании следует, что она согласна на приобретение указанного земельного участка в собственность.

Зуева М.В. обратилась с указанным заявлением в суд в сроки, установленные статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд не находит достаточных оснований для удовлетворения заявления Зуевой М.В. о признании незаконным решения земельной комиссии от ХХ.06.20ХХ года о формировании земельного участка ориентировочной площадью 512 кв. метров, расположенного в д. В. И. сельского поселения Ч. района, и выставлении на торги по продаже права собственности. Нарушений прав Зуевой М.В. на приобретение земельного участка судом не установлено, поскольку заявитель вправе приобрести право на данный земельный участок на торгах в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, оснований для удовлетворения требований заявителя о возложении обязанности на земельную комиссию принять решение о предоставлении в аренду указанного земельного участка Зуевой М.В. и не препятствовать в дальнейшем оформлении не имеется.

Руководствуясь статьями 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Зуевой М.В. в удовлетворении заявления о признании незаконным решения земельной комиссии от ХХ.06.20ХХ года о формировании земельного участка ориентировочной площадью 512 кв. метров, расположенного в д. В. И. сельского поселения Ч. района и выставлением на торги по продаже права собственности и о возложении обязанности принять решение о предоставлении в аренду указанного земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 дней.

Судья