Решение по иску о признании права собственности на жилой дом отсутствующим и встречному иску о признании права собственности на жилой дом



Дело № 2- 434 /2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 сентября 2010 года г. Череповец

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

Судьи Слягиной И.Б.,

При секретаре Кандаковой О.Л.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Войтехович Л.В. к Тарасовой Л.В. о признании права собственности на жилой дом отсутствующим и встречному исковому заявлению Тарасовой Л.В. к Войтехович Л.В. о признании права собственности на жилой дом,

У с т а н о в и л:

Войтехович Л.В. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что ХХ марта 20ХХ года она купила у Т. земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1200 кв. метров с кадастровым номером 35:22:ХХХ, находящийся в д. Н. Ч. района В. области. На момент покупки на указанном земельном участке никаких построек не было. Жилой дом, находившийся там ранее, Т. снес сам до совершения сделки. Факт сноса дома Т. установлен решением Череповецкого районного суда от 16.06.2010 года, вступившим в законную силу 29.06.2010 года. Согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ с момента сноса право собственности у Т. на дом прекратилось. Т. не исполнил своей обязанности по снятию прекратившего существование объекта недвижимости с технического и кадастрового учета, с заявлением о прекращении своего права собственности в Управление ФРС не обратился, в ЕГРП до настоящего времени существует запись о праве собственности Т. на указанный дом. Данная запись лишает ее возможности зарегистрировать право собственности на жилой дом, возведенный ею на месте дома Т. Т. скончался ХХ.12.20ХХ года. Просила признать отсутствующим право собственности Т. на жилой дом площадью 41,7 кв. метров, расположенный по адресу: В. область, Ч. район, д. Н., ул. Ц., дом № ХХ.

Тарасова Л. В. обратилась к Войтехович Л.В. со встречным иском о признании права собственности на жилой дом и пристройки к нему по тем основаниям, что она является ххх Т., умершего ХХ.12.20ХХ года. Она приняла наследство после смерти Т. На момент покупки Войтехович Л.В. земельного участка площадью 1200 кв. метров с кадастровым номером 35:22:ХХХ на нем находились жилой дом, надворные постройки: сарай, баня, два забора, ворота. Ее ххх сам не сносил жилой дом и постройки. Войтехович снесли строения сами. Просила суд признать право собственности на жилой дом и постройки к нему, которые во время купли-продажи земельного участка в д. Н. по ул. Ц., находились на нем.

Войтехович Л.В. в судебное заседание не явилась.

Представитель Войтехович Л.В. – по доверенности Третьякова Ю.П. в судебном заседании требования Войтехович Л.В. уточнила, просила признать отсутствующим право собственности Т. на жилой дом площадью 41,7 кв. метров с кадастровым номером 35:22:ХХХ, расположенный по адресу: В. область, Ч. район, деревня Н. Н. с/п, улица Ц., дом № ХХ, на земельном участке с кадастровым номером 35:22:ХХХ по основаниям, указанным в заявлении. Встречные исковые требования Тарасовой Л.В. не признала. Суду пояснила, что на момент приобретения земельного участка Войтехович Л.В. все постройки, ранее находившиеся на земельном участке, были снесены прежним собственником – Т. Указанные строения являлись собственностью Т., получены им по наследству, поэтому он мог распоряжаться этим имуществом по своему усмотрению, согласия супруги на это не требовалось. Несуществующее ко дню открытия наследства имущество не может быть включено в состав наследства. Просила исковые требования Войтехович Л.В. удовлетворить, встречные исковые требования Тарасовой Л.В. оставить без удовлетворения. Считает, что нельзя признать право собственности на снесенные строения.

Тарасова Л.В. в судебном заседании исковые требования Войтехович Л.В. не признала, свои встречные исковые требования поддержала, по основаниям, указанным в иске, уточнила, что просит признать за ней право собственности на жилой дом с постройками, площадью 41.7 кв. метров, кадастровый номер 35:22:ХХХ, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 35:22:ХХХ на момент совершения сделки купли-продажи земельного участка между Т. и Войтехович Л.В., и был снесен самим покупателем. Пояснила, что в дальнейшем она намерена взыскать с Войтехович Л.В. компенсацию за снесенные постройки. Указанный жилой дом с постройками был получен ее ххх – Т. в наследство после смерти его ххх – Г. в 19ХХ году. Т. продал Войтехович Л.В. земельный участок в 20ХХ году. Дом с постройками, расположенный на данном земельном участке, ххх не продавал. С момента продажи земельного участка ее семья данным земельным участком и строениями на нем не пользовалась. Указанную сделку по продаже земельного участка никто не оспаривал. Постройки на проданном земельном участке в 20ХХ-20ХХ годах снес ххх нового собственника – В. Никаких претензий со стороны Т. к семье Войтехович по поводу сноса строений не было. Ее ххх умер ХХ.12.20ХХ года. На день смерти Т. указанного жилого дома с постройками уже не было. В настоящее время на земельном участке Войтехович Л.В. находятся постройки, возведенные новым собственником. Она является единственным наследником по завещанию после смерти Т., получила свидетельства о праве на наследство на имущество, принадлежавшее ххх. В состав наследственного имущества вышеуказанный жилой дом и земельный участок не вошли. Полагает, что сведения, содержащиеся в техническом паспорте на жилой дом по адресу: д. Н., ул. Ц., д. ХХ, о переоценке жилого дома в 20ХХ году указаны без осмотра на местности объекта недвижимости работниками БТИ. Считает, что имеет права на указанный жилой дом с постройками в порядке наследования после смерти ххх.

Представитель третьего лица по иску Войтехович Л.В. – Управления ФСГРКиК по В. области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, представил отзыв на иск, в котором просил дело рассмотреть в их отсутствие.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, документы, представленные лицами, участвующими в деле, материалы гражданского дела Череповецкого районного суда № 2-ХХХ/10 по заявлению Войтехович Л.В. об установлении факта сноса жилого дома, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи земельного участка от ХХ.03.20ХХ года, заключенного между Т. и Войтехович Л.В., Войтехович Л.В. является собственником земельного участка общей площадью 1200 кв. метров в д. Н. Ч. района В. области, кадастровый номер 35:22:ХХХ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ХХ.04.20ХХ года. Указанный договор не расторгался, недействительным в установленном законом порядке не признавался.

Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ХХ марта 20ХХ года № ХХХ следует, что Т. на праве собственности принадлежит жилой дом площадью 41,7 кв. метров в д. Н. Ч. района, ул. Ц., д. ХХ.

Из исследованного в судебном заседании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ХХ.09.19ХХ года следует, что Т. принял наследство после смерти Г. в виде ? доли жилого дома в с. Н. общей полезной площадью 41,7 кв. метров и надворных построек: сарая, бани, двух заборов, ворот. Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ХХ.06.20ХХ года Т. принял наследство после смерти ххх – А. в виде ? доли жилого дома, находящегося по адресу: Ч. район, с. Н., ул. Ц., д. ХХ, полезной площадью 41,7 кв. метров, с пристройками. Следовательно, Т. являлся собственником всего указанного дома с постройками.

Из пояснений сторон в судебном заседании, кадастрового плана земельного участка от ХХ.02.20ХХ года № ХХХ, свидетельства о праве на наследство по закону от ХХ.06.20ХХ года, следует, что указанный жилой дом с постройками находились на земельном участке с кадастровым номером 35:22:ХХХ (предыдущий номер 35:22:ХХХ).

Согласно справке администрации Н. сельсовета от ХХ.03.20ХХ года № ХХХ жилой дом, расположенный по адресу: с. Н. Ч. района, ул. Ц., д. ХХ, принадлежавший Т. на праве личной собственности, снесен самим владельцем дома. Указанная справка была представлена в ГУЮ «В. областной центр ГРПнаНИмСсН» для регистрации права (сделки) по договору купли-продажи земельного участка от ХХ.03.20ХХ года, о чем свидетельствует расписка о приеме документов от ХХ.04.20ХХ года. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства Тарасовой Л.В. в судебное заседание не представлено.

Из материалов наследственного дела № ХХХ в судебном заседании установлено, что Т. умер ХХ.12.20ХХ года. После его смерти наследство по завещанию в порядке п. 1 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации приняла его ххх – Тарасова Л.В. Свидетельств о праве на наследство на вышеуказанный земельный участок и жилой дом Тарасовой Л.В. не выдавалось.

В судебном заседании из пояснений лиц, участвующих в деле, установлено и подтверждается исследованными документами, что на день открытия наследства жилой дом и постройки, принадлежавшие наследодателю, были снесены, следовательно, прекратили свое существование. В настоящее время на данном земельном участке находятся строения, возведенные новым собственником земельного участка.

Сведения о пересчете инвентаризационной стоимости жилого дома № ХХ по ул. Ц. в д. Н. на 20ХХ год, содержащиеся в техническом паспорте на индивидуальный жилой дом, составленном по состоянию на ХХ.05.19ХХ года и ХХ.08.19ХХ года, не являются доказательством фактического наличия указанного объекта недвижимости на дату переоценки, что подтверждается пояснениями сторон в судебном заседании и другими материалами дела.

В соответствии с п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при гибели или уничтожении имущества.

Следовательно, право собственности Т. на спорный жилой дом с постройками прекратилось до открытия наследства.

Истец по первоначальному иску - Войтехович Л.В. не имеет возможности зарегистрировать право собственности на жилой дом, возведенный ею на месте жилого дома, принадлежавшего ранее Т., поэтому суд на основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации полагает исковые требования Войтехович Л.В. удовлетворить и признать отсутствующим право собственности Т. на вышеуказанный дом.

Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. В силу п. 1 ст. 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации днем открытия наследства является день смерти гражданина.

С учетом изложенного, вышеуказанный жилой дом № ХХ по ул. Ц. в д. Н. с постройками не может входить в состав наследства, оставшегося после смерти Т., и право собственности на него не может перейти к наследникам в порядке правопреемства.

Иных оснований для признания права собственности за Тарасовой Л.В. на вышеуказанный снесенный дом в судебном заседании не установлено.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд полает Тарасовой Л.В. в удовлетворении исковых требований о признании за ней права собственности на жилой дом с постройками отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Войтехович Л.В. удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности Т. на жилой дом площадью 41,7 кв. метров с кадастровым номером 35:22:ХХХ, расположенный по адресу: В. область, Ч. район, д. Н., Н. с/п, улица Ц., дом ХХ, на земельном участке с кадастровым номером 35:22:ХХХ.

Тарасовой Л.В. в удовлетворении исковых требований о признании за ней права собственности на жилой дом с постройками, расположенный по адресу: В. область, Ч. район, д. Н., ул. Ц., дом ХХ, отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 дней.

Судья