Решение по иску о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора и привести земельный участок в первоначальное и естественное состояние



Дело № 2-555/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 октября 2010 года г. Череповец

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

Судьи Слягиной И.Б.,

При секретаре Кандаковой О. Л.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации И. сельского поселения Ч. района Вологодской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора и привести земельный участок в первоначальное и естественное состояние,

УСТАНОВИЛ:

Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации И. сельского поселения о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора и привести земельный участок в первоначальное и естественное состояние, указав в обоснование иска, что Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в Ч. муниципальном районе. В ходе проверки было установлено, что администрацией И. сельского поселения не выполняются возложенные на нее федеральным законодательством полномочия в части сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Численность населения И. сельского поселения составляет около 1700 человек, из них 1400 человек проживают в многоквартирных домах п. И. и п. Ш.. Административным центром поселения является п. И. Многоквартирные дома обслуживаются управляющими компаниями, в плату за обслуживание жилья включена плата за сбор и вывоз мусора. Непосредственно управляющая компания устанавливает контейнеры для сбора мусора, обслуживает контейнерные площадки, заключает договор на вывоз мусора со специализированной организацией, оплату услуг которой производит самостоятельно. В части организации сбора и вывоза мусора от частного жилого сектора договоры со специализированными организациями население не заключает. Администрация И. сельского поселения планирует установку контейнеров для сбора мусора, однако из-за отсутствия денежных средств работа в данном направлении осуществляется поэтапно. В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, согласно п. п. 19, 20 ч. 1 ст. 4 Устава И. сельского поселения к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также организация благоустройства. Вдоль автомобильной дороги, проходящей с севера и северо-запада д. Б. практически на всем протяжении, а также около пруда, расположенного на юге указанного населенного пункта находятся несанкционированные свалки бытовых отходов. Указанные отходы на данных участках складировались населением продолжительное время. Конкретные лица, виновные в захламлении земель отходами, не установлены.

Несоблюдение действующего природоохранного законодательства при размещении свалки ТБО ведет к созданию неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в районе и загрязнению окружающей среды, неконтролируемому размещению, утилизации отходов производства и потребления. Указанные нарушения свидетельствуют о невозможности выполнения в полном объеме требований ст.ст. 21, 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусматривающих обязательность соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, деятельности по обращению с отходами.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001г. № 136-ФЗ, согласно которой - земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Проверка показала, что закрепленные федеральным законодательством и правовыми актами (а также Уставом) полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны и использования земель, администрацией И. сельского поселения в полном объеме не реализуются. Земельный контроль на территории поселения должным образом не осуществляется.

В ст. 13 Земельного кодекса РФ указано, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель.

Невыполнение требований законодательства об отходах производства и потребления, а также санитарно-эпидемиологических норм и природоохранного законодательства при транспортировке и захоронении отходов может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки и возникновению инфекционных заболеваний опасных для здоровья человека.

Статья 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» целью принятия санитарных правил определила установление санитарно-эпидемиологических требований (в том числе критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Игнорирование ответчиком требований природоохранного, земельного и санитарного законодательства, нарушает гарантированные ст. 42 Конституции РФ права жителей Ч. района, других граждан посещающих указанный район, на благоприятную окружающую среду. Этим нарушается так же и требования ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Невыполнение администрацией И. сельского поселения требований природоохранного законодательства нарушает права граждан и на экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Нарушения природоохранного и санитарного законодательства, допускаемые ответчиком, прямо затрагивают интересы неопределенного круга лиц, так как создают угрозу причинения вреда здоровью людей (как местных жителей, так и граждан которые могут находиться в данном районе), окружающей природной среде и среде обитания.

В соответствии со ст. ст. 1,2 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ. В их число входит пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Просил в целях устранения нарушений природоохранного, земельного и санитарного законодательства, предотвращения причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения обязать администрацию И. сельского поселения Ч. муниципального района в срок до 30.11.2010 г. ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную вдоль автомобильной дороги, проходящей с севера и северо-запада д.Б. и около пруда, расположенного на юге д. Б. И. сельского поселения Ч. муниципального района, а также в срок до 01.05.2011 г. обязать ответчика привести данный земельный участок в первоначальное и естественное состояние.

В судебном заседании представитель истца Череповецкой природоохранной прокуратуры – помощник прокурора Иванов Е.В. исковые требования уточнил, просил: обязать администрацию И. сельского поселения Ч. муниципального района в срок до 01.05.2011 года ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную вдоль автомобильной дороги, проходящей с севера и северо-запада д. Б. и около пруда, расположенного на юге д. Б. И. сельского поселения Ч. муниципального района, а также в срок до 01.05.2011 г. обязать ответчика привести данный земельный участок в первоначальное и естественное состояние по основаниям, указанным в иске.

В судебное заседание представитель третьего лица - Управления РПН по В. области не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, представил заявление с просьбой дело рассмотреть в их отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика администрации И. сельского поселения Ч. муниципального района – ххх поселения Нилов Ю.А. исковые требования прокурора признал в полном объеме, пояснил, что несанкционированная свалка до настоящего времени не ликвидирована, они принимают меры к ее ликвидации, в вышеуказанные сроки.

Судом представителю ответчика администрации И. сельского поселения – ххх поселения Нилову Ю.А. разъяснены последствия признания иска и принятия его судом, предусмотренные ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд принимает признание иска представителем ответчика Ниловым Ю.А., поскольку признание иска соответствует обстоятельствам дела и представленным документам, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, и в соответствии с частью 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает вынести решение об удовлетворении исковых требований Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации И. сельского поселения о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора и привести земельный участок в первоначальное и естественное состояние.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 173, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию И. сельского поселения Ч. района Вологодской области:

- в срок до 01.05.2011 года ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную вдоль автомобильной дороги, проходящей с севера и северо-запада д. Б. и около пруда, расположенного на юге д. Б. И. сельского поселения Ч. муниципального района;

- в срок до 01.05.2011 года привести данный земельный участок в первоначальное и естественное состояние.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 дней.

Судья