Дело № 2-604/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2010 года г. Череповец
Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:
Судьи Слягиной И.Б.,
При секретаре Кандаковой О. Л.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации М. сельского поселения Ч. района В. области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в Череповецкий районный суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации М. сельского поселения о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку ТБО, расположенную в 1,5 км от п. М. М. сельского поселения Ч. муниципального района, указав в обоснование иска, что Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в Ч. муниципальном районе. В ходе проверки было установлено, что администрацией М. сельского поселения не выполняются возложенные на нее федеральным законодательством полномочия в части сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. На территории М. сельского поселения находятся 33 населенных пункта, проживают около 1500 человек. До 2010 года сбор и вывоз твердых бытовых отходов на территории М. сельского поселения организован не был. Отходы регулярно вывозились только от нескольких домов п. М.. Остальное население осуществляло сбор и вывоз бытовых отходов самостоятельно. В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, согласно п.п. 17, 18 ч. 1 ст. 4 Устава М. сельского поселения к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также организация благоустройства. В следствие отсутствия организованного сбора и вывоза мусора населением частного сектора отходы вывозились на несанкционированную свалку в 1,5 км к северу от п. М. Размер свалки составляет примерно 0,5 га, свалка расположена на землях запаса. Данная свалка функционирует с 1993 года. Земельный участок, используемый в настоящее время под свалку, в установленном законом порядке под организацию свалки ТБО, размещение отходов не предоставлен, что свидетельствует о нарушении ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации. В нарушение ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» разрешение для функционирования свалки ТБО на земельном участке, расположенном в 1,5 км от п. М. Ч. района, Управлением РТН по В. области не выдавалось, мониторинг состояния окружающей природной среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую природную среду не проводится. Ответчиком нарушен п. 2.2 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», предусматривающий обязательное наличие санитарно-эпидемиологического заключения на выбранный земельный участок. В нарушение п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.4 СанПиН 2.1.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» на свалке ТБО у п. М. не организовано ограждение свалки, отсутствует шлагбаум. Данные нарушения способствуют угрозе создания неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в Ч. районе, поскольку отсутствие ограждения, шлагбаума, ворот создают условия для свободного доступа на свалку бродячих, безнадзорных животных, несанкционированного поджога мусора. Отсутствие исследований земельного участка может привести к загрязнению (заражению) грунтовых (подземных) вод. Должных мер по ликвидации несанкционированной свалки администрацией М. сельского поселения принято не было. В ноябре 2009 года участок был рекультивирован, однако на нем продолжают оставаться и накапливаться бытовые отходы и мусор ввиду отсутствия организованного сбора и вывоза мусора с населенных пунктов населения. Факт наличия свалки подтверждается актом обследования территории от ХХ.05.20ХХ года. Невыполнение требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологических норм и природоохранного законодательства при транспортировке и захоронении отходов может привести к ухудшению санитарно эпидемиологической обстановки и возникновению инфекционных заболеваний опасных для здоровья человека. Просил в целях устранения нарушений природоохранного, земельного и санитарного законодательства, предотвращения причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения обязать администрацию М. сельского поселения Ч. муниципального района: в срок до 01.06.2011 года ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную в 1,5 км к северу от п. М. М. сельского поселения Ч. муниципального района; в срок до 01.07.2011 года привести данный земельный участок в первоначальное и естественное состояние.
В судебном заседании представитель истца Череповецкой природоохранной прокуратуры – помощник прокурора Иванов Е.В. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске, пояснил, что до настоящего времени свалка не ликвидирована, ответчиком сбор и вывоз мусора в ряде населенных пунктов не организован.
В судебное заседание представитель третьего лица - Управления РПН по В. области не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, представил отзыв с просьбой дело рассмотреть в их отсутствие, а также указал, что исковые требования прокуратура поддерживают.
В судебное заседание представитель третьего лица – администрации Ч. муниципального района В. области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, представил отзыв, в котором указал, что согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. п. 18, 19 и 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу М. сельского поселения к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также организация благоустройства. В ходе неоднократных проверок было установлено, что администрацией М. сельского поселения не выполняются возложенные на нее федеральным законодательством полномочия в части сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в том числе ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПин 42-128-4690-88, СанПин 2.1.7.1038-01. Складирование бытовых отходов жителями М. сельского поселения осуществлялось на несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в 1,5 км от п. М.. В настоящее время сбор и вывоз твердых бытовых отходов производится только в п. М., в котором размещены 10 контейнеров. Вывоз отходов осуществляется специализированной организацией ООО «М». В остальных населенных пунктах сельского поселения сбор и вывоз бытовых отходов не организован. Места для складирования бытовых отходов и мусора не определены, контейнерные площадки не оборудованы. Данная свалка образована стихийно, эксплуатируется в отсутствие проекта застройки, иная разрешительная документация на нее и эксплуатацию отсутствует. На свалках установлен аншлаг «Свалка мусора запрещена». Земельный участок спланирован, засыпан грунтом. Поселением предприняты определенные действия к ликвидации свалки. Земельный участок, используемый под организацию свалки, в установленном законом порядке не предоставлялся, что свидетельствует о нарушении ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации. Несоблюдение действующего природоохранного законодательства при размещении и эксплуатации свалки ТБО ведет к созданию неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в районе и загрязнению окружающей среды, неконтролируемому размещению, утилизации отходов производства и потребления. Закрепленные федеральным законодательством, правовыми актами и Уставом поселения полномочия ответчика в сфере охраны использования земель, администрацией М. сельского поселения в полном объеме не реализуются. Исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В судебное заседание представитель ответчика - администрации М. сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, представил заявление с просьбой дело рассмотреть в их отсутствие. В котором также указал, что свалка, расположенная рядом с с. М. закрыта, в 2009 году проведена ее рекультивация. В с. М. с 2009 года организован вывоз мусора на полигон ТБО д. Д. силами ООО «М». Однако, еще происходит вывоз мусора на территорию, где ранее находилась свалка. В 2010 году дважды убирался с нее вновь наваленный мусор. В декабре 2009 года Советом М. сельского поселения утверждено новое положение о порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории М. сельского поселения. Ликвидация свалки является обязанностью М. поселения, к 01.06.2011 года свалка должна быть убрана.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, документы, представленные лицами, участвующими в деле, находит исковые требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации М. сельского поселения о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку ТБО и привести данный земельный участок в первоначальное и естественное состояние, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, п.п. 17, 18 ч. 1 ст. 4 Устава М. сельского поселения к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также организация благоустройства территории поселения.
Статьей 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ предусмотрено создание объектов размещения отходов на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. В соответствии с п. 2 ст. 13 указанного Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В судебном заседании из пояснений лиц, участвующих в деле и исследованных документов установлено, что земельный участок, используемый до настоящего времени под свалку твердых бытовых отходов, расположенный в 1,5 км к северу от п. М., в установленном законом порядке под организацию свалки твердых бытовых отходов не предоставлялся. Необходимая разрешительная документация для организации свалки отсутствует.
Постановлением № ХХХ административной комиссии в Ч. муниципальном районе В. области от ХХ.05.20ХХ года глава сельского поселения В. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.8 Кодекса Вологодской области об административных правонарушениях, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Исследовав материалы гражданского дела, суд считает установленным факт ненадлежащего исполнения администрацией сельского поселения обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель.
С учетом всего вышеизложенного, суд приходит к убеждению, что в результате ненадлежащего исполнения администрацией сельского поселения обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора образовалась указанная несанкционированная свалка в 1,5 км к северу от п. М. Следовательно, обязанность по ликвидации свалки и приведению земельного участка под свалкой в первоначальное и естественное состояние должна исполнять администрация М. сельского поселения, что также подтверждается письменными пояснениями представителя ответчика.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает исковые требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить и обязать администрацию М. сельского поселения Ч. муниципального района В. области: в срок до 01.06.2011 года ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную в 1,5 км к северу от п. М. М. сельского поселения; в срок до 01.07.2011 года привести данный земельный участок в первоначальное и естественное состояние.
Суд считает указанные сроки реальными для исполнения и полагает, что установление более длительных сроков может повлечь негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей.
На основании изложенного, руководствуюсь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию М. сельского поселения Ч. района В. области:
- в срок до 01.06.2011 года ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную в 1,5 км к северу от с. М. М. сельского поселения Ч. муниципального района;
- в срок до 01.07.2011 года привести данный земельный участок в первоначальное и естественное состояние.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 дней.
Судья