Дело № 2-597-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2010 года г. Череповец
Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:
судьи Гуслистовой С.А.
с участием прокурора Иванова Е.В.
при секретаре Пестовой Ю.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и защиту неопределенного круга лиц к администрации А. сельского поселения о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора, расположенные в 1 км к северо-западу от д. С. и 0,8 км. к северу от д. А. А. сельского поселения в срок до 01 июня 2011 года,
УСТАНОВИЛ:
Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в его обоснование, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в Ч. муниципальном районе. В ходе проверки было установлено, что администрацией А. сельского поселения не выполняются возложенные на нее федеральным законодательством полномочия в части сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. До 20ХХ года сбор и вывоз твердых бытовых отходов на территории А. сельского поселения производился от населенных пунктов: с.А., с. Ш., д. К. и д. Б. В настоящее время на территории данных населенных пунктов организованы 6 площадок для временного размещения отходов, на которых расположены 32 контейнера. Отходы от данных населенных пунктов вывозятся на санкционированный полигон ТБО. В остальных населенных пунктах сельского поселения сбор и вывоз бытовых отходов организован не был. Местные жители вывозили мусор на несанкционированные свалки в районе д.С. и д.А. На указанных свалках до организации сбора и вывоза мусора размещались отходы с территории всего сельского поселения.
В соответствии с действующим законодательством и Уставом А. сельского поселения к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также организация благоустройства. Несанкционированная свалка в 1 км к северо-западу от д. С., занимает площадь около 1,5 га. Свалка расположена в отработанном карьере. Земельный участок, на котором расположена свалка, относится к землям сельскохозяйственного назначения, к землям поселения, кому-либо в пользование не предоставлялся. Свалка существует длительный период времени. На данную свалку вывозились отходы от п. А., д. С. близлежащих населенных пунктов. Несанкционированная свалка в 800 м к северу от д. А. занимает площадь около 1,5 га. Свалка расположена в отработанном карьере. Земельный участок, на котором расположена свалка, относится к землям сельскохозяйственного назначения, к землям поселения, кому-либо в пользование не предоставлялся. Свалка существует длительный период времени. На данную свалку вывозились отходы от п. Ш. и близлежащих населенных пунктов. Земельные участки, используемые под свалки твердых бытовых отходов, были предварительно согласованы для проектирования полигонов ТБО, однако в дальнейшем в установленном законом порядке под организацию свалок ТБО и размещение отходов не предоставлены, что свидетельствует о нарушении ст. 29 Земельного кодекса РФ. Ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено создание объектов размещения отходов лишь на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Однако указанное разрешение для функционирования свалок ТБО на земельных участках, расположенных в районе д. С. и д. А. Ч. района, Управлением РТН по В. области не выдавалось. В нарушение требований, предусмотренных ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потреблений», мониторинг состояния окружающей природной среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду не проводится. Статья 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает обязанность для собственников объектов размещения отходов, а также лиц, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федераций. Отсутствие разрешительной документации, кроме того, является нарушением п.2.2. СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», поскольку данный пункт вменяет в обязанность наличие санитарно-эпидемиологического заключения на выбранный земельный участок. Кроме того, в нарушение п. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.4 СанПиН 2.1.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» на свалках ТБО у д. С. и д. А. не организовано ограждение свалки, отсутствует шлагбаум. Администрацией А. сельского поселения в 20ХХ году были предприняты меры по ликвидации свалок путем перемещения грунта бульдозером. Фактически мусор и бытовые отходы были частично засыпаны землей, что не может являться ликвидацией свалки, так как накопленный мусор не был вывезен. Перечисленные нарушения способствуют угрозе создания неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в Ч. районе, так как отсутствие ограждения, шлагбаума, ворот, создают условия для свободного доступа на свалку бродячих, безнадзорных животных, несанкционированного поджога мусора, а отсутствие исследований земельного участка (и полученного соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения) может привести к загрязнению (заражению) грунтовых (подземных) вод. Несоблюдение действующего природоохранного законодательства при размещении и эксплуатации свалки ТБО ведет к созданию неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в районе и загрязнению окружающей среды, неконтролируемому размещению, утилизации отходов производства и потребления. Должных мер по ликвидации несанкционированной свалки администрацией А. сельского поселения принято не было. Проверка показала, что закрепленные федеральным законодательством и правовыми актами (а также Уставом) полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны и использования земель администрацией А. сельского поселения в полном объеме не реализуются. Земельный контроль на территории поселения должным образом не осуществляется. Невыполнение требований законодательства об отходах производства и потребления, а также санитарно-эпидемиологических норм и природоохранного законодательства при транспортировке и захоронении отходов может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки и возникновению инфекционных заболеваний опасных для здоровья человека. Неисполнение Администрацией А. сельского поселения требований природоохранного, земельного и санитарного законодательства, нарушает гарантированные ст. 42 Конституции РФ права жителей Ч. района, других граждан посещающих указанный район, на благоприятную окружающую среду, этим нарушается так же и требования ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Невыполнение администрацией А. сельского поселения требований природоохранного законодательства нарушает права граждан и на экологическую безопасность, состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера их последствий. Нарушения природоохранного и санитарного законодательства, допускаемые ответчиком, прямо затрагивают интересы неопределенного круга лиц, так как создают угрозу причинения вреда здоровью людей (как местных жителей, так и граждан которые могут находиться в данном районе), окружающей природной среде и среде обитания. Невыполнение требований природоохранного, законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем. Просит обязать администрацию А. сельского поселения Ч. муниципального района в срок до 01.06.2011 г. ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора, расположенные в 1 км к северо-западу от д. С. и 0,8 км к северу от д. А. А. сельского поселения Ч. муниципального района.
В судебном заседании представитель истца – помощник Череповецкого природоохранного прокурора Иванов Е.В. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, пояснил, что меры к ликвидации свалок ответчиком принимались, однако полностью свалки не ликвидированы, поэтому прокурор обратился в суд с иском.
Представитель ответчика – ххх администрации А. сельского поселения Новоселов А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласился, пояснил, что действительно населением организуются несанкционированные свалки в районе дер. С. и д. А. на территории А. сельского поселения, администрацией поселения принимаются меры к их ликвидации, свалки частично ликвидированы и полагает, что в срок до 01 июня 2011 года будут ликвидированы полностью, в том числе будут приниматься меры по предотвращению образования новых свалок.
Третье лицо – представитель Управления РПН по В. области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, в отзыве указал, что исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме.
Третье лицо – представитель администрации Ч. муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, находит исковые требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, Устава А. сельского поселения к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также организация благоустройства территории поселения.
Статьей 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ предусмотрено создание объектов размещения отходов на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. В соответствии с п. 2 ст. 13 указанного Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В судебном заседании установлено и фактически признано представителем ответчика, что в районе дер. С. и дер. А. А. сельского поселения организованы несанкционированные свалки бытовых отходов, необходимая разрешительная документация для организации свалки отсутствует.
Постановлением № ХХХ административной комиссии в Ч. муниципальном районе В. области от ХХ.07.20ХХ года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.8 Кодекса Вологодской области об административном правонарушении в отношении ххх А. сельского поселения К. прекращено за малозначительностью.
Суд признает установленным факт ненадлежащего исполнения администрацией сельского поселения обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора
В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель.
Поскольку в судебном заседании установлено, что земельные участки, на которых расположены вышеуказанные свалки, являются государственной собственностью, расположены в границах земель А. сельского поселения, которое ненадлежаще осуществляет полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, что привело к образованию несанкционированных свалок возле д. С. и д. А., то суд считает, что обязанность по ликвидации свалок должна быть возложена на администрацию А. сельского поселения, о чем суд и полагает вынести решение. Сроки, в которые прокурор просит ликвидировать свалки, не оспариваются представителем ответчика в судебном заседании, поэтому суд полагает обязать ответчика ликвидировать свалки в указанные в исковом заявлении сроки, оснований для сокращения или увеличения срока суду не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и защиту неопределенного круга лиц к администрации А. сельского поселения удовлетворить.
Обязать администрацию А. сельского поселения ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора, расположенные в 1 км к северо-западу от д. С. и 0,8 км. к северу от д. А. А. сельского поселения в срок до 01 июня 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 дней.
Судья