Решение по иску о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора и привести земельный участок в первоначальное и естественное состояние



Дело № 2-554/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2010 года г. Череповец

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

Судьи Слягиной И.Б.,

При секретаре Кандаковой О. Л.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Я. сельского поселения Ч. района В. области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора и привести земельный участок в первоначальное и естественное состояние,

УСТАНОВИЛ:

Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Я. сельского поселения о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора и привести земельный участок в первоначальное и естественное состояние, указав в обоснование иска, что Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в Ч. муниципальном районе. В ходе проверки было установлено, что администрацией Я. сельского поселения не выполняются возложенные на нее федеральным законодательством полномочия в части сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В состав Я. сельского поселения входит 23 населенных пункта, в которых постоянно проживают 1186 человек. Административным центром поселения является д. Я., в которой проживает 380 человек. Сбор бытовых отходов от населения поселения не организован. На территории поселения отсутствует специализированная организация, оказывающая услуги по сбору и вывозу отходов и мусора с территории поселения. В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ, п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, а также согласно п.п. 19, 20 ч. 1 ст. 4 Устава Я. сельского поселения (в редакции от 29.01.2010 года) к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также организация благоустройства. В настоящее время требования законодательства в части сбора и последующего вывоза бытовых отходов администрацией Я. сельского поселения выполнены только на территории населенного пункта д. Я. С января 20ХХ года администрацией Я. сельского поселения заключен договор с обслуживающей организацией на оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов из д. Я. Складирование бытовых отходов и мусора жителями Я. сельского поселения Ч. района ввиду отсутствия организации сбора и вывоза длительное время осуществлялось самостоятельно на несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную на расстоянии около 300 м на северо-запад от д. Я., площадью 12000 кв.м. Свалка расположена на землях сельскохозяйственного назначения, находилась в постоянном бессрочном пользовании СХПК «Я.» до момента ликвидации предприятия. Данная свалка была образована около 30 лет назад. Земельный участок был предварительно согласован постановлением администрации Ч. района от ХХ.03.20ХХ г. № ХХХ. Однако в дальнейшем требуемая разрешительная документация на свалку не разрабатывалась. Свалка эксплуатировалась в отсутствие проекта, иная разрешительная документация на ее размещение и эксплуатацию также отсутствовала, обслуживающей свалку организации не было. В настоящее время эксплуатация несанкционированной свалки ТБО, расположенной на территории Я. сельского поселения, прекращена, однако сбор и вывоз мусора юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производится самостоятельно, что может повторно привести к несанкционированным свалкам. Земельный участок, используемый под свалку твердых бытовых отходов, в установленном законом порядке под организацию свалки ТБО, размещение отходов не предоставлен, что свидетельствует о нарушении ст. 29 Земельного кодекса РФ. Ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено создание объектов размещения отходов лишь на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Однако указанное разрешение для функционирования свалки ТБО на земельном участке, расположенном в районе д. Я. Ч. района, Управлением РТН по В. области не выдавалось. Также, в нарушение требований, предусмотренных ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», мониторинг состояния окружающей природной среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую природную среду не проводится. Ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998г. устанавливает обязанность для собственников объектов размещения отходов, а также лиц, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Отсутствие разрешительной документации, кроме того, является нарушением п. 2.2. СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», поскольку данный пункт вменяет в обязанность наличие санитарно-эпидемиологического заключения на выбранный земельный участок. Перечисленные нарушения способствуют угрозе создания неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в Ч. районе, отсутствие исследований земельного участка (и полученного соответствующего санитарно - эпидемиологического заключения) может привести к загрязнению (заражению) грунтовых (подземных) вод. Несоблюдение действующего природоохранного законодательства при размещении и эксплуатации свалки ТБО ведет к созданию неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в районе и загрязнению окружающей среды, неконтролируемому размещению, утилизации отходов производства и потребления. Проверка показала, что закрепленные федеральным законодательством и правовыми актами (а также Уставом) полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны и использования земель, администрацией Я. сельского поселения в полном объеме не реализуются. Земельный контроль на территории поселения должным образом не осуществляется. Согласно ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель. ХХ июня 20ХХ г. было прекращено производство по делу об административном правонарушении, возбужденное в отношении Главы Я. сельского поселения Ч. муниципального района С. по факту нарушения порядка сбора и вывоза бытовых, промышленных отходов и мусора, в связи с малозначительностью деяния. Однако, указанные выше требования законодательства администрацией Я. сельского поселения не выполняются. Нарушения природоохранного и санитарного законодательства, допускаемые ответчиком, прямо затрагивают интересы неопределенного круга лиц, так как создают угрозу причинения вреда здоровью людей (как местных жителей, так и граждан которые могут находиться в данном районе), окружающей природной среде и среде обитания. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждение к исполнению обязанности в натуре. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Просил в целях устранения нарушений природоохранного, земельного и санитарного законодательства, предотвращения причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения обязать администрацию Я. сельского поселения Ч. муниципального района в срок до 01.06.2011 г. ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную возле д. Я. Я. сельского поселения Ч. муниципального района, а также в срок до 01.07.2011 г. обязать ответчика привести данный земельный участок в первоначальное и естественное состояние.

В судебном заседании заместитель Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора – Шарагин А.А. исковые требования поддержал, по основаниям, указанным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Я. сельского поселения Ч. муниципального района – ххх поселения Лоскутова Т.А. исковые требования прокурора признала в полном объеме, суду пояснила, что исковые требования прокурора обоснованны, администрация сельского поселения примет меры к ликвидации несанкционированной свалки и приведению земельного участка в первоначальное состояние в указанные сроки.

Судом представителю ответчика администрации Я. сельского поселения – Лоскутовой Т.А. разъяснены последствия признания иска и принятия его судом, предусмотренные ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель третьего лица – Управления РПН по В. области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен. Представил отзыв, в котором просил дело рассмотреть в их отсутствие, исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.

Представитель третьего лица – администрации Ч. муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, о причинах неявки суду не сообщил, представил отзыв, в котором указал, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав письменные отзывы на исковое заявление представителей третьих лиц, принимает признание иска представителем ответчика Лоскутовой Т.А., поскольку признание иска соответствует обстоятельствам дела и представленным документам, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, и в соответствии с частью 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает вынести решение об удовлетворении исковых требований Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Я. сельского поселения о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора и привести данный земельный участок в первоначальное и естественное состояние.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 173, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Я. сельского поселения Ч. района В. области:

- в срок до 01.06.2011 года ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную возле д. Я. Я. сельского поселения Ч. муниципального района;

- в срок до 01.07.2011 года привести данный земельный участок в первоначальное и естественное состояние.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 дней.

Судья