Решение по заявлению о признании отказа администрации сельского поселения в принятии на учет в качестве нуждеющегося в жилом помещении незаконным



Дело № 2-644-10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 октября 2010 года г. Череповец

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

Судьи Гуслистовой С.А.

При секретаре Пестовой Ю.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Брангулеева В.М. о признании отказа Администрации Н. сельского поселения в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма незаконным и о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,

У с т а н о в и л:

Брангулеев В.М. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указав в его обоснование, что в 20ХХ году он, являясь ветераном-участником Великой Отечественной войны, обратился в администрацию Н. сельского поселения Ч. р-на В. области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на которое получил письменный отказ. Данный отказ в принятии на учет считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям. В соответствии с п.З ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Жилое помещение, в котором он проживает, находящееся в квартире № Х дома № Х по ул. Ф. поселка А. Ч. р-на, представляет собой однокомнатную квартиру в жилом 3-квартирном деревянном доме, общей площадью 53,6 кв.м., жилой площадью 37,4 кв.м. Дом, в котором находится указанная квартира, имеет следующие характеристики: стены - бревенчатые, перегородки - деревянные, пол - дощатый, покрытие - деревянное, крыша - железо, проемы оконные - глухие и створные, проемы дверные - простые и филенчатые, отопление - печное, наличие электроосвещения. В данном доме нет таких коммуникаций как: водопровод, канализация, горячее водоснабжение, газоснабжение. В доме также не предусмотрено таких благоустройств как туалет и ванная комната. Туалет находится за пределами жилого помещения на расстоянии 15 метров от дома. Помимо того, что ванной комнаты вообще не предусмотрено, возле дома нет даже бани. Процент износа дома составляет 50 %. Такие условия проживания для него и супруги, Б., 19ХХ года рождения, являются непригодными. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Б., которая является его единственным собственником. Других помещений для проживания, занимаемых им по договору социального найма или на праве собственности, не имеет. Просит признать отказ Администрации Н. сельского поселения в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, незаконным и обязать Администрацию Н. сельского поселения принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В судебном заседании заявитель Брангулеев В.М., а также его представитель адвокат Федоров Ю.Н. заявление поддержали по указанным в нем основаниям, пояснили, что Брангулеев В.М. со своей ххх проживает в недопустимых для ветерана Великой Отечественной войны условиях, поскольку отсутствуют элементарные удобства, квартира принадлежит ххх, ххх требует, чтобы он с ххх освободили её квартиру и получали свое жилье. При приватизации квартиры ххх, Брангулеев В.М. и его ххх отказались от участия в приватизации занимаемой квартиры, но проживают и прописаны в квартире до настоящего времени. В межведомственную комиссию для оценки жилого дома на предмет пригодности для проживания не обращались. Считают, что Брангулеев В.М. имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением и просили удовлетворить заявление.

Представитель администрации Н. сельского поселения – Бородий Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявлением Брангулеева В.М. не согласилась и пояснила, что согласно п.4 ч.1 ст.14 и п. 3 ст. 15 ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» инвалиды войны, а также участники Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Порядок признания лиц нуждающимися в жилых помещениях урегулирован ЖК РФ и принятыми в соответствии с ним Законом Вологодской области №1307 от 29.06.2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан» и Постановлением Правительства Вологодской области № 932 от 19.08.2005 года «Об утверждении форм документов». Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены ч.1 ст.51 ЖК РФ и ч.1 ст.2 Закона Вологодской области № 1307 от 29.06.2005 года. Учетная норма площади жилого помещения, установленная Постановлением главы Н. сельского поселения № ХХ от ХХ.02.20ХХ года по Н. сельскому поселению составляет 10 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека. Постановку на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляет администрация Н. сельского поселения по заявлению гражданина, к заявлению согласно ч. 4 ст.52 ЖК РФ должны быть приложены документы, подтверждающие основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении. Брангулеев В.М. обратился с заявлением о постановке на учет для получения жилого помещения с приложением необходимых документов, из которых следовало, что на момент рассмотрения заявления Брангулеев В.М. зарегистрирован в качестве члена семьи собственника квартиры Б. по адресу: пос. А., ул. Ф., д.Х, кв.Х, общая площадь квартиры составляет 56,3 кв.м., в квартире зарегистрировано 3 человека и на каждого из них приходится 18,8 кв.м. общей площади, что больше учетной нормы площади жилого помещения, установленной в Н. сельском поселении, поэтому Брангулееву В.М. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, отказ считает соответствующим закону. Также считает, что отказ Брангулеева В.М. от участия в приватизации занимаемой квартиры является намеренным ухудшением жилищных условий. Отсутствие у заявителя благоустроенного жилого помещения не является основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении. Согласно п. 3 ч.1 ст.51 ЖК РФ и п.3 ч.1 ст.2 Закона Вологодской области № 1307 от 29.06.2005 года гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, установлены Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции». В соответствии с п.7 Положения признание помещения непригодным для проживания осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным требованиям, указанных документов Брангулеевым В.М. представлено не было. Считает, что на дату подачи и рассмотрения заявления у Администрации Н. сельского поселения отсутствовали основания для признания Брангулеева В.М. нуждающимся в жилом помещении. На основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ и ч.1 ст.6 закона Вологодской области № 1307 от 29.06.2005 года Брангулееву В.М. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Считает, что решение принято в соответствии с действующим жилищным законодательством и представленными документами.

Суд, заслушав объяснения заявителя, его представителя, представителя Администрации Н. сельского поселения, изучив материалы дела и представленные документы, находит заявление Брангулеева В.М. подлежащим отклонению по следующим основаниям.

Согласно учетному делу № ХХХ Брангулеев В.М. обратился в администрацию Н. сельского поселения с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

ХХ февраля 20ХХ года администрацией Н. сельского поселения было принято постановление об отказе Брангулееву В.М. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и выдано уведомление об отказе в принятии его на учет за отсутствием оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении.

Пунктом 4 части 1 статьи 14 и пунктом 3 ч.1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ предусматривается обеспечение за счет средств федерального бюджета инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Аналогичные нормы содержатся в статье 2 Закона Вологодской области от 29 июня 2005 года № 1307-ОЗ.

В соответствии с ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Постановлением администрации Н. сельского поселения № ХХ от ХХ февраля 20ХХ года на территории сельского поселения установлена учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 10 кв. метров общей площади на одного человека.

Из пояснений лиц, участвующих в деле, и исследованных документов в судебном заседании установлено, что Брангулеев В.М. зарегистрирован по месту жительства по адресу: пос. А., ул. Ф., д. Х, кв. Х в качестве члена семьи собственника жилого помещения Б., общая площадь квартиры составляет 56,3 кв.м., на Брангулеева В.М. приходится 18,8 кв.м. общей площади жилого помещения, что более учетной нормы, установленной в Н. сельском поселении для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Утратившим право пользования указанным жилым помещением Брангулеев В.М. не признан.

Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 8 указанного Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Из пояснений представителя заявителя Брангулеева В.М. в судебном заседании установлено, что жилое помещение, в котором проживает заявитель, не признано в установленном законом порядке непригодным для проживания, с заявлением об оценке указанного жилого помещения ни Брангулеев В.М., ни собственник квартиры никуда не обращались.

Доводы заявителя Брангулеева В.М. и его представителя о том, что Брангулеев В.М. проживает в неблагоустроенном жилом помещении и нуждается в благоустроенном жилом помещении не могут являться основанием для признания заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку указанное основание не предусмотрено действующим жилищным законодательством.

Таким образом, изучив документы, суд считает, что оспариваемый Брангулеевым В.М. отказ администрации Н. сельского поселения в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма соответствует требованиям действующего законодательства, отказ совершен в пределах полномочий органа местного самоуправления и не нарушает прав заявителя Брангулеева В.М., оснований для признания указанного отказа незаконным и возложении на Администрацию Н. сельского поселения обязанности поставить заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Брангулееву В.М. в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа администрации Н. сельского поселения в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, незаконным и о возложении обязанности принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма - отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 дней.

Судья