Дело № 2-634/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 декабря 2010 года г. Череповец
Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:
Судьи Слягиной И.Б.
При секретаре Кандаковой О. Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова О.С. к Комитету имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области о предоставлении равноценного земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Смирнов О.С. обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района по тем основаниям, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером 35:22:ХХХ, расположенного по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Ирдоматский с/с, д. В. на основании свидетельства о государственной регистрации права от ХХ.05.20ХХ года. Земельный участок относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Обременения и ограничения на момент регистрации права не зарегистрированы. Истец при реализации права на строительство жилого дома на земельном участке обратился в Ш. линейное производственное управление магистральных газопроводов с целью согласования строительства жилого дома на земельном участке и получил отказ в согласовании по причине попадания земельного участка в зону минимальных расстояний магистрального газопровода «Г.-Ч.», Ду ХХХ мм, Ру ХХ кгс/см2, построенного в 19ХХ году. Зона минимальных расстояний для газопровода Ду ХХХ мм составляет от оси газопровода по 200 метров, где согласно СНиП 2.05.06.-85 «Магистральные трубопроводы» таблица 4 пункт 1, запрещается любое строительство. ООО «Газпром трансгаз Ухта» сообщило о том, что в администрации Ирдоматского сельского поселения обременения на строительство в зоне минимальных расстояний газопровода имеются. Бездействие администрации Ирдоматского сельского поселения, выразившееся в не установлении публичного сервитута, не предоставление информации об обременении земельного участка в Управление РН по Вологодской области по городу Череповцу и Череповецкому району, привело к неправильному установлению разрешенного использования земельного участка, что в свою очередь привело к нарушению прав собственника земельного участка по владению, пользованию земельным участком. Просил на основании ст. ст. 16, 304, 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации обязать ответчика предоставить истцу равноценный земельный участок.
В судебном заседании истец Смирнов О.С. свои исковые требования поддержал, суду пояснил, что он приобрел земельный участок у Кокшарова Л. В. для строительства дома, однако не может получить разрешение на строительство, желает получить от администрации Череповецкого муниципального района равноценный земельный участок. Земельный участок и соседние с ним участки находятся в запущенном состоянии, постройки на них отсутствуют. Он ни у кого не интересовался о наличии ограничений или карантина на данном земельном участке.
В судебном заседании представитель истца – по доверенности Аверьянова С.С. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, пояснила, что в соответствии с Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации» на данных земельных участках устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Статья 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает установление ограничения прав на землю. Указанные ограничения устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда, подлежат государственной регистрации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 года № 878 утверждены Правила охраны газораспределительных сетей, которые устанавливают порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах и ограничения хозяйственной деятельности, определяют права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации. Утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки производится на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами – для существующих газораспределительных сетей. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении границы охранной зоны и наложении ограничений (обременений) на входящие в нее земельные участки являются основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету. Для проведения кадастровых работ организация – собственник газораспределительной сети или эксплуатационная организация направляет в орган, осуществляющий ведение государственного земельного кадастра, заявку с приложением решения органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об установлении охранных зон и материалов по межеванию границ этих зон. По результатам кадастровых работ собственнику газораспределительной сети выдаются кадастровые планы земельных участков, входящих в охранную зону. Межевание земельного участка под газопроводом было проведено, следовательно, ограничения должны быть зарегистрированы. В правоустанавливающих документах на земельный участок истца, а также в документах о праве собственности прежнего собственника отсутствуют сведения о каких-либо ограничениях. Обязанность по внесению указанных ограничений лежит на комитете по управлению имуществом Череповецкого района. На земельном участке Смирнова О.С. возможно заниматься только сельским хозяйством. Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает предоставление равноценного земельного участка. Поскольку администрация сельского поселения не распоряжается земельными участками, равноценный земельный участок должен быть предоставлен из земель, находящихся в государственной собственности Комитетом имущественных отношений.
Представитель ответчика - Комитета имущественных отношений в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, представил заявление с просьбой дело рассмотреть в его отсутствие, в котором указал, что надлежащим ответчиком является Кокшаров Л.В. В письменном отзыве на исковое заявление представитель Комитета имущественных отношений – по доверенности Соловьев В.А. указал, что ХХ.04.20ХХ года В. приобрел по договору купли-продажи земельный участок, расположенный по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Ирдоматский с/с, д. В., общей площадью ХХХХ кв.м., с кадастровым номером 35:226:ХХХ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ХХ мая 20ХХ года сделана запись регистрации № ХХХ. Вид разрешенного использования земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства. Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 для магистральных трубопроводов углеводородного сырья даются санитарные разрывы (санитарные полосы отчуждения). В соответствии с п. 4.1, 4.2 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных заместителем Министра топлива и энергетики России 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 № 9, для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны: вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими от оси трубопровода с каждой стороны. Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований названных Правил. Ограничением и одновременно обременением, права собственности на земельный участок, входящий в охранную зону трубопроводов, являются запрещение строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения. При этом возможность использования земельных участков, входящих в охранную зону объектов системы газоснабжения для проведения сельскохозяйственных работ сохраняется. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Таким образом, личное подсобное хозяйство можно вести и без строительства жилого дома, если предусмотрены определенные ограничения использования земельного участка. Доказательств того, что земельный участок не может использоваться по целевому назначению, не представлено. Из содержания искового заявления и представленных документов, следует, что Комитет не является надлежащим ответчиком по данному делу ввиду того, что прав и законных интересов истца не нарушает. Считают, что истцом не доказан факт нарушения своих прав Комитетом по данному делу, в удовлетворении требований истцу следует отказать. Основания для предоставления равноценного земельного участка отсутствуют. Согласно пункту 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Публичные сервитуты могут устанавливаться для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. Ни Администрация, ни Комитет решения об установлении публичного сервитута не принимали. При этом пункт 7 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, на который ссылается истец, действует только в случае установления публичного сервитута. В данном случае публичный сервитут не установлен, поскольку ограничения (обременения) земельного участка в ЕГРП не зарегистрированы, что связано с отсутствием в государственном кадастре недвижимости сведений об охранных зонах магистральных газопроводов. Требовать равноценного земельного участка собственник может лишь в случае, когда земельный участок в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением земельного участка. Как правило, публичный характер обременения земельного участка предполагает, что данный участок может быть выкуплен для государственных или муниципальных нужд. Однако подобного основания изъятия (выкупа) ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрены. Предоставление равноценного земельного участка должно осуществляться согласно требованиям по предоставлению земельного участка в соответствии со статьями 30 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, действующее законодательство не содержит критериев определения равноценности земельных участков. Охранная зона и сервитут не являются тождественными понятиями. В случае отсутствия равноценного земельного участка Земельный кодекс Российской Федерации допускает возможность отказа уполномоченного органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка в натуре. В то же время действующее законодательство не предусматривает обязанности для уполномоченных органов в случае несогласия собственника с предложенным ему участком предлагать на выбор другие участки. Истец не может быть признан добросовестным приобретателем земельного участка как лицо, не проявившее той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась. Заключая договор купли-продажи земельного участка, Смирнов О. С. не предпринял необходимых мер для того, чтобы узнать, проходит ли газопровод в непосредственной близости от земельного участка, может ли он находиться в охранной зоне газопровода. Просил в удовлетворении исковых требований Смирнову О.С. о предоставлении равноценного земельного участка отказать.
Представитель третьего лица – администрации Ирдоматского сельского поселения – ххх поселения Нилов Ю.А. в судебном заседании пояснил, что на территории их поселения несколько десятков земельных участков, расположенных в зоне минимального расстояния от газопровода. Указанные участки были предоставлены гражданам в 1980-х годах в пользование для огородничества. При приватизации администрацией сельского поселения земельные участки предоставлялись для ведения личного подсобного хозяйства, выданы государственные акты. В тот период никто не думал об ограничениях, земли использовали только под посадку картофеля. В настоящее время указанные земли не используются, введен карантин. Филиалом ООО «Газпром трансгаз Ухта» направляются в их адрес предупреждения о запрещении строительства в охранной зоне, ими подписываются акты о закреплении трассы МГ. Соответствующее подразделение Г. либо правительство области должны были зарегистрировать обременение земельного участка. Газопровод подключен с 19ХХ года, все жители данного населенного пункта знали о прохождении газопровода, информация о прохождении газопровода публикуется в газете «СН», на местности установлены предупреждающие таблички. Кроме того, над участками проходит линия электропередач. В администрацию никто не обращался с вопросом о возможности строительства на данном земельном участке. Спорный земельный участок включен в границу населенного пункта д. В. В настоящее время решается вопрос о снижении давления в газопроводе, что повлечет уменьшение охранной зоны и зоны минимального расстояния для газопровода. Считает, что может быть изменен вид разрешенного использования земельных участков после зонирования территории и утверждения правил застройки.
Представитель третьего лица – ООО «Газпром трансгаз Ухта» - по доверенности Соколова И.Н. в судебном заседании пояснила, что Смирнов О.С. обратился к начальнику Ш. ЛПУ МГ с заявлением о согласовании строительства жилого дома на принадлежащем ему земельном участке, расположенном по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Ирдоматский с/с, д. В.. Письмом от ХХ.08.20ХХ г. № ХХХ главный инженер Ш. ЛПУ МГ сообщил истцу, что Ш. ЛПУ МГ не может согласовать место размещения данного строительства, т.к. оно попадает в зону минимальных расстояний магистрального газопровода «Г.-Ч.» диаметром ХХХ мм, построенного в 19ХХ г. Минимальные расстояния от строений до оси газопровода определяется исходя из технических характеристик трубопровода. Об этом говориться в п. 3.16. действующего сегодня СНиП 2.05.06-85*: расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в табл. 4. Зона минимальных расстояний для трубопровода «Г.-Ч.» диаметром ХХХ мм составляет 200 м. Согласно п.6 ст.90 ЗК РФ (с 2001г.) в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; 2) размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта; 3) установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков. Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф. Аналогичные нормы содержались в Земельном Кодексе РСФСР (ст. 83) и в ст. ст. 8,9,10,11 «Положения о землях транспорта», утвержденного Постановлением Совмина СССР от 08.01.1981 г. Из вышесказанного следует, что минимально-допустимые расстояния до различных строений, сооружений от оси газопровода были установлены уже в 19ХХ г. и по сегодняшний день, граждане организации обязаны их соблюдать. Что касается отсутствия ограничений в использовании земельного участка: в соответствии с частью 3 статьи 87 Земельного кодекса РФ (далее - Кодекс) в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено Кодексом, определяется: Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности. Аналогичные нормы были предусмотрены и земельным законодательством, действовавшим до введения в силу Земельного кодекса Российской Федерации, в частности ст. 83 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 г №1103-1. В соответствии с частью 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах может устанавливаться в виде ограничений прав на землю, также могут устанавливаться иные предусмотренные федеральным законодательством ограничения, которые согласно части 3 статьи 56 Кодекса устанавливаются актами исполнительных органов власти, актами местного самоуправления или решением суда. Кроме того, согласно части 6 статьи 56 Кодекса ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в установленном порядке. В соответствии с Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.12.2009г. № 22066-ИМ/Д23 «О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий» в ряде случаев действующие правила охраны объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны, не предусматривают необходимости принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны (Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29 апреля 1992 г., Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. N 9). При таких обстоятельствах, по мнению Минэкономразвития России, в качестве основания для внесения в кадастр сведений о зоне (решения об установлении зоны) может выступать непосредственно нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида, и документы, описывающие местоположение границы соответствующей зоны. Сведения о зонах вносятся в кадастр в соответствии с Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 618. Участниками информационного взаимодействия при ведении кадастра являются соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления. ООО «Газпром трансгаз Ухта» ранее информировало земельный комитет по Череповецкому району и г. Череповцу, Администрацию Ирдоматского сельского поселения о фактическом расположении газопровода «Г.-Череповец» с подписанием актов «О закреплении трассы МГ». Кроме того, в адрес Главы Администрации Ирдоматского сельского поселения направлялись предупреждения, где установлены запреты на возведение строений в опасных зонах. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность заключать договор аренды земельного участка под газопроводом. Они проводили межевание земельного участка. Межевое дело на земельные участки ООО «С.» газопровода Г. – Череповец на территории Череповецкого района было передано в КпоЗРиЗ по г. Череповцу и Череповецкому району по накладной от ХХ.07.20ХХ года. Охранные зоны и зоны минимальных расстояний устанавливаются в соответствии со СНиПами и Правилами охраны магистральных газопроводов. Обязанность по регистрации указанных ограничений лежит на органах местного самоуправления. Охранная зона составляет 25 метров, строительство запрещено в зоне минимальных расстояний от оси газопровода – 200 метров. На местности установлены таблички с указанием места расположения газопровода и охранной зоны. Предупреждения в адрес администрации сельского поселения они направляют для сведения, это не входит в их обязанность. Раз в квартал они публикуют информацию о прохождении газопровода в газете «СН» в соответствии с Правилами охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения. Указанные Правила и СНиПы обязательны для исполнения всеми юридическими лицами и гражданами. Земельный участок можно использовать для ведения сельского хозяйства. Трасса магистрального газопровода «Г. – Ч.» введена в эксплуатацию в 19ХХ году. Газопровод имеет давление 55 атмосфер. В случае уменьшения давления, спорный земельный участок не будет входить в зону минимальных расстояний. Оставляет разрешение вопроса о предоставлении равноценного земельного участка на усмотрение суда.
Третье лицо – Кокшаров Л.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, представил заявление с просьбой дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, документы, представленные лицами, участвующими в деле, приходит к следующему.
В судебном заседании из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, установлено, что Смирнову О.С. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью ХХХХ кв. метров, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный в д. В. Ирдоматского с/с Череповецкого района Вологодской области, с кадастровым номером 35:22:ХХХ, на основании договора купли-продажи земельного участка от ХХ.04.20ХХ года.
ООО «Газпром трансгаз Ухта» письмом от ХХ.08.20ХХ года № ХХХ отказало Смирнову О.С. в согласовании места размещения строительства жилого дома на данном земельном участке, так как оно подпадает в зону минимальных расстояний магистрального газопровода «Г.-Ч.» Ду ХХХ мм, Ру ХХ кгс/см2, построенного в 19ХХ году. Зона минимальных расстояний для газопровода Ду ХХХ мм составляет от оси газопровода по 200 м в обе стороны, где согласно СНиП 2.05.06.-85 «Магистральные трубопроводы» таблица 4 пункт 1, запрещается любое строительство.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Свои требования истец основывает на ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 указанной нормы закона публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Пункт 3 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации содержит закрытый перечень видов публичных сервитутов для: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ на земельном участке; забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; использования земельного участка в целях охоты и рыболовства; временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе.
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком (п. 2 ст. 274 ГК РФ).
В соответствии с п.1 ст. 27 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 года № 9, которые являются обязательными для исполнения предприятиями трубопроводного транспорта, местными органами власти и управления, а также другими предприятиями, организациями и гражданами, производящими работы или какие-либо действия в районе прохождения трубопроводов (п.1.3), земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил.
Любые работы, согласно п. 5.1 Правил, и действия, производимые в охранных зонах трубопроводов, кроме ремонтно-восстановительных и сельскохозяйственных работ, могут выполняться только по получении «Разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода» от предприятия трубопроводного транспорта.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
В судебном заседании из материалов дела установлено, что линейное сооружение – магистральный газопровод «Г. – Ч», инвентарный номер ХХХ, лит А, А1, А2, А3, А4, А5 принадлежит на праве собственности ОАО «Г», введен в эксплуатацию на основании акта от ХХ.12.19ХХ года.
Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) в Едином государственном реестре не зарегистрировано, решений об установлении сервитута не принималось. Истец приобрел земельный участок по договору купли-продажи у Кокшарова Л.В. ХХ.04.20ХХ года, о наличии обременений земельного участка в указанном договоре сведения отсутствуют.
В соответствии с п. 7 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
Истцом и его представителем в судебное заседание не представлено доказательств наличия оснований для установления публичного сервитута по использованию указанного земельного участка, а также невозможности использования принадлежащего ему земельного участка. Из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что земельный участок может быть использован для производства сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с п. 1 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Пункт 2 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает ограничения на установление прав на землю, включая особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда (п. 3 ст. 56 ЗК РФ). Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации при ограничении прав собственников земельных участков допускается возмещение причиненных убытков. Статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которую ссылался представитель истца, также предусматривает возмещение убытков. Статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации возлагает обязанности по причинению вреда, причиненного личности или имуществу гражданина в полном объеме, лицом причинившим вред. В силу ст. 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации вред возмещается лицом, ответственным за причинение вреда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее – земли промышленности и иного специального назначения). Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые не совместимы с целями установления зон.
В судебном заседании из пояснений сторон также установлено, что на местности местонахождение газопровода и расположение охранной зоны обозначены табличками, в средствах массовой информации регулярно публикуются сообщения о прохождении газопровода.
С учетом изложенного, истцом и его представителем не приведены в исковом заявлении и в судебном заседании основания, предусмотренные законодательством, для возложения обязанности на ответчика – Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района предоставить истцу равноценный земельный участок.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Смирнову О.С. в удовлетворении исковых требований к Комитету имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области о предоставлении равноценного земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья
Мотивированное решение составлено 7 декабря 2010 года.
Судья