Решение по заявлению о признании незаконным предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности



Дело № 2-762/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 декабря 2010 года г. Череповец

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

Судьи Слягиной И. Б.,

При секретаре Пестовой Ю. В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению МДОУ «Ягановский детский сад» о признании незаконным предписания № 145 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 26.10.2010 года,

У с т а н о в и л:

МДОУ «Ягановский Детский сад» обратился в суд с заявлением об оспаривании действий по проведению проверки и предписания № 145, указав в обоснование заявления, что 26.10.2010 года проводилась проверка отделом государственного пожарного надзора по Череповецкому району УГПН Главного управления МЧС России по Вологодской области в отношении МДОУ «Ягановский детский сад» по итогам которой 26.10.2010 года составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 145, предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности № 145. В акте проверки № 145 указано, что к пожарному водоему не оборудован подъезд с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, пожарный водоем не очищен от мусора, у пожарного водоема отсутствует указатель. Считают, что ответственность за данные нарушения в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» должна нести администрация сельского поселения, а не детский сад. На балансе детского сада объект недвижимости – пожарный водоем не числится, в реестре муниципального имущества Ч. муниципального района информация о данном объекте отсутствует. Согласно перечню имущества, закрепленного за Ягановским муниципальным детским садом комбинированного вида, от ХХ.11.20ХХ года объект недвижимости – пожарный водоем не числится. ХХ.10.20ХХ года между Комитетом и МДОУ «Ягановский детский сад» заключен договор № ХХ об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальным учреждением, в соответствии с пунктом 2 договора имущество учреждения, закрепленное за ним на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью муниципального образования Ч. муниципальный район и отражается на самостоятельном балансе. Постановлением администрации Ягановского сельского Совета от ХХ.08.19ХХ года № ХХ детскому сад-ясли «К.» передан в бессрочное пользование для производственных нужд земельный участок площадью 0,65 га, выдано свидетельство № ХХХ от ХХ.02.19ХХ года. На данном земельном участке расположен объект нежилой застройки площадью ХХХХ кв. метров – здание детского сада, что подтверждается выпиской из государственного земельного кадастра от ХХ.10.20ХХ года, планом земельного участка от ХХ.10.20ХХ года и актом установления и согласования границ земельного участка от ХХ.10.20ХХ года. Никакого объекта недвижимости в виде пожарного водоема на используемом ими земельном участке не имеется. По итогам проверки выдано предписание № 145. Считают незаконными пункты 3 и 4 предписания о возложении обязанности на МДОУ по оборудованию к пожарному водоему подъезда с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, очистке пожарного водоема от мусора; установке у пожарного водоема соответствующего указателя. Просили признать незаконными действия по проведению проверки отделом государственного пожарного надзора по Череповецкому району УГПН Главного управления МЧС России по Вологодской области и недействительным предписание № 145 в части возложения на муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ягановский детский сад» следующих обязанностей: к пожарному водоему оборудовать подъезд с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, пожарный водоем очистить; у пожарного водоема установить соответствующий указатель.

В судебном заседании представитель заявителя МДОУ «Ягановский детский сад» - ххх Селиверстова Т.Ю. требования уточнила: просила признать незаконными пункты 3 и 4 предписания № 145 об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 26.10.2010 года. Суду пояснила, что спорный пожарный водоем на балансе детского сада не числится, учредитель детского сада – управление образования Череповецкого муниципального района средств на содержание указанного водоема им не выделяет. Ягановский детский сад-ясли был построен совхозом «К.». Ей, как материально-ответственному лицу, под отчет переданы товарно-материальные ценности, указанные в приложении № Х инвентаризационной описи основного оборудования и товарно-материальных ценностей по Ягановскому детскому ясли-саду совхоза «К.» на ХХ.09.19ХХ года. Данный документ не содержит пожарного водоема. Ни в каких документах указанный водоем не значится. В карточке тушения пожара, подписанной представителем службы пожаротушения, содержится схема проезда от водоема – озера Ягановское к зданию сада.

Представитель заинтересованного лица Главного управления МЧС России по Вологодской области – по доверенности заместитель начальника отдела государственного пожарного надзора по Череповецкому району Лысов С.Л. в судебном заседании пояснил, что искусственный пожарный водоем был сооружен при строительстве детского сада для забора воды с целью тушения пожара в детском саде. Должна быть отдельная смета на строительство водоема. Приемка детского сада в эксплуатацию не могла быть осуществлена без водоема. Однако, документы, подтверждающие, принадлежность водоема детскому саду либо иному лицу, отсутствуют. Пожарный водоем расположен за пределами земельного участка, на котором расположен детский сад. Подъезд к водоему проходит через территорию детского сада.

Представитель заинтересованного лица - администрации Ягановского сельского поселения Череповецкого района – по доверенности Туманова Н.А. в судебном заседании пояснила, что никаких документов, подтверждающих принадлежность пожарного водоема Ягановскому детскому саду, нет. Данный водоем расположен на территории Ягановского сельского поселения в границах населенного пункта. После ликвидации администрации Ягановского сельского Совета пожарный водоем не передавался КИО администрации Череповецкого муниципального района.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, свидетеля М., изучив материалы дела, документы, представленные лицами, участвующими в деле, приходит к следующему.

26 октября 2010 года в целях реализации сводного плана проведения плановых проверок на 2010 год, согласованного с прокуратурой Вологодской области, опубликованного на сайте ГУ МЧС России по вологодской области и на сайте прокуратуры области на основании распоряжения № ХХХ от ХХ.09.20ХХ года главного государственного инспектора Череповецкого района по пожарному надзору Ц. проведена плановая выездная проверка муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ягановсакий детский сад» по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Ягановское сельское поселение, д. Я., ул. М., д. Х.

Из акта проверки № 145 от 26.10.2010 года, составленного отделом государственного пожарного надзора по Череповецкому району следует, что при проведении проверки в отношении МДОУ Ягановский детский сад выявлены нарушения обязательных требований статей 4, 54 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» № 123 от 22.06.2008 года; здание детского сада не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации; СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты; здание детского сада не оборудовано системой оповещения людей при пожаре; п.п. 94,90,60 Правил пожарной безопасности ППБ 01-03 РФ (утверждены приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003 года, зарегистрированы в Минюсте РФ 27.06.2003 года); к пожарному водоему не оборудован подъезд с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; пожарный водоем не очищен от мусора; у пожарного водоема отсутствует указатель. Лампы накаливания уличного освещения не закрыты плафонами.

По результатам проверки заместителем главного государственного инспектора Череповецкого района по пожарному надзору Лысовым С. Л. вынесено предписание № 145 от 26.10.2010 года. Согласно указанному предписанию в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» необходимо устранить следующие нарушения, в том числе: согласно п. 3 предписания к пожарному водоему оборудовать подъезд с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Пожарный водоем очистить от мусора в соответствии с ППБ 01-03 п. 94 в срок до 15.09.2011 года; согласно п. 4 предписания у пожарного водоема установить соответствующий указатель согласно ППБ 01-03 п. 90 в срок до 15.09.2011 года.

Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Данное дело подведомственно суду общей юрисдикции, поскольку оспаривается ненормативный правовой акт, не затрагивающий права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

МДОУ «Ягановский детский сад» обратился с данным заявлением в суд в сроки, установленные статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, на которые ссылается представитель Главного управления МЧС России по Вологодской области, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Согласно п. 94 указанных правил при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

В соответствии со статьей ст. 19 Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

В соответствии со статьей 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании из пояснений лиц участвующих в деле и исследованных документов следует, что вышеуказанный пожарный водоем на балансе МДОУ «Яганоский детский сад» не стоит, в оперативное управление данному учреждению не передавался, денежные средства на содержание данного объекта учредителем – управлением образования Череповецкого района не выделяются. Доказательств, опровергающих указанные выводы, заинтересованными лицами в судебное заседание не представлено. Из пояснений свидетеля М. следует, что спорный водоем стоял на балансе совхоза «К.». Согласно акту приема-передачи Ягановского детского ясли-сада «К.» от ХХ.10.19ХХ года здание детского ясли-сада «К.» со всеми материальными ценностями передается с баланса совхоза на баланс Ягановского сельского Совета с ХХ.09.19ХХ года. Инвентаризационная опись основного оборудования и товарно-материальных ценностей по Ягановскому детскому саду совхоза «К.» на ХХ.09.19ХХ года также не содержит пожарного водоема.

Принимая во внимание все вышеизложенное, суд считает, что оспариваемые МДОУ «Ягановский детский сад» пункты 3 и 4 Предписание № 145 от 26.10.2010 года не соответствуют требованиям действующего законодательства, на МДОУ Ягановкий детский сад» незаконно возложена обязанность оборудовать к пожарному водоему подъезд с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; пожарный водоем очистить от мусора; у пожарного водоема установить соответствующий указатель.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 257, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление муниципального дошкольного образовательного «Ягановский детский сад» удовлетворить.

Признать незаконными пункты 3 и 4 предписания № 145 по устранению требований пожарной безопасности МДОУ «Ягановский детский сад» от 26 октября 2010 года в части возложения обязанности оборудовать к пожарному водоему подъезд с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; пожарный водоем очистить от мусора; у пожарного водоема установить соответствующий указатель.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 дней.

Судья