Решение по иску о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод



Дело № 2-41-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2011 года г. Череповец

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

Судьи Гуслистовой С.А.

С участием прокурора Иванова Е.В.

При секретаре Пестовой Ю.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Малечкино» о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых через выпуск № Х в реку Я.,

У С Т А Н О В И Л:

Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском к ЗАО «Малечкино», указав в обоснование иска, что в результате проведенной прокуратурой проверки деятельности ЗАО «Малечкино» установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности предприятием не соблюдаются требования водного законодательства. В ходе проверки установлено, что основной вид деятельности общества: производство и реализация ххх, растениеводство (зерновые культуры), торгово-розничная деятельность. Для осуществления основного вида деятельности общество эксплуатирует следующие объекты: первое птицеотделение (п. М.), второе птицеотделение (д. П.), птицеперерабатывающий цех, автотранспортный цех, административное здание. Указанные объекты принадлежат обществу на праве собственности. Земельные участки, на которых расположены указанные объекты - на праве бессрочного пользования, в настоящий момент общество оформляет право собственности на данные земельные участки. Среднегодовое поголовье кур не более ХХХ тыс.кур. Водоотведение первого птицеотделения осуществляется в центральные канализационные сети ЗАО «Г.» на основании договора на отпуск и прием сточных вод. Учет объема сточных вод осуществляется расчетным путем. Водоотведение в д. П. осуществляется в водный объект - река Я, выпуск № Х. Согласно ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст.11,22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. В соответствии со ст.ст. 22,23 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов. В соответствии со ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивают выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению окружающей среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Той же статьей установлено, что критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. В Российской Федерации поддержание поверхностных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Согласно ч. 4 ст. 35 Водного Кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. В соответствии с требованиями, установленными Санитарными правилами и нормами «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» СанПиН 2.1.5.980-00 (далее - СанПиН), утвержденными Главным государственным санитарным врачом 22.06.2000 года для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (ПДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы. ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, в т.ч. продуктов его трансформации, исходя из условия, что их концентрации не будут превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водного объекта в створе не далее 500 м. от места выпуска. Пользование водным объектом - река Я. для сброса сточных вод осуществляется ЗАО «Малечкино» на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ХХ января ХХХХ года №ХХХ, срок до ХХ января ХХХХ года. ЗАО «Малечкино» не получено разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты). Через выпуск №Х в поверхностный водный объект ЗАО «Малечкино» сбрасывает сточные воды с превышением максимальных допустимых концентраций загрязняющих веществ, что подтверждается результатами производственного контроля. По результатам анализов сбрасываемых через выпуск № Х сточных вод наблюдаются превышения загрязняющих веществ по показателям: «аммоний -ион» (в 3 и более раза), «сульфаты» (в 2 раза) и «нефтепродукты» (в 3 и более раза). Данные свидетельствуют о систематическом и длительном загрязнении водных объектов - река Я. со стороны ЗАО «Малечкино». Из указанного следует, что ЗАО «Малечкино», сбрасывая через выпуск №Х сточные воды без достаточной их очистки, нарушает ст.ст. 3,22,23 ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. 1,2,5 ч. 2 ст. 39, ч.ч. 1,4 ст. 44, ч. 2 ст. 55, ч. 6 ст. 56, ст. 69 Водного кодекса РФ, ст. 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.1.1. СанПиН 2.1.5.980-00, так как сточные воды после очистки сбрасываются с превышением пределов допустимых концентраций загрязняющих веществ по указанным выше компонентам. Превышение пределов допустимых концентраций и непринятие ЗАО Малечкино» мер к устранению причин такого превышения свидетельствует об отсутствии надлежащего производственного контроля за составом сточных вод, качеством воды водного объекта, что должно обеспечиваться организациями, предприятиями, являющимися водопользователями, в соответствии с п. 7.2 СанПиН 2.1.5.980-00. Сброс недостаточно очищенных сточных вод в реку Я. не обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение биологического разнообразия и благоприятной окружающей среды, что создает угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем. Поскольку сброс загрязненных сточных вод ЗАО «Малечкино» влечет к поступлению с объемом сточных вод завышенного количества загрязняющих веществ, это ведет к загрязнению окружающей природной среды и причинению вреда водным объектам, что нарушает права Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Действиями ЗАО «Малечкино» нарушены права Российской Федерации, поскольку в соответствии со ст. 35 Водного кодекса РФ все водные объекты являются государственной собственностью, поэтому загрязнение водного объекта, находящегося в федеральной собственности нарушает права собственника по рациональному использованию природных ресурсов. На основании статьи 304 Гражданского кодекса РФ собственник (Российская Федерация) может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации - населения Вологодской области, проживающего в районе расположения акватории указанных водных объектов, а также лиц временно находящихся на указанной территории нарушены, поскольку негативное влияние на водный объект загрязняющих веществ ведет к затруднениям в водопользовании указанных поверхностных водных объектов в целях: питьевых (которые согласно Водному кодексу РФ являются приоритетными) и рыбохозяйственных (так как согласно ст. 24.Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено законом). Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага согласно ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Просит обязать закрытое акционерное общество «Малечкино» в срок до 01 июля 2011 года обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых через выпуск № Х в реку Я.

В судебном заседании прокурор – помощник Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Иванов Е.В. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель третьего лица на стороне истца – Управления Росприроднадзора по Вологодской области – в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, представил отзыв о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что исковое заявление прокурора поддерживает.

Представитель третьего лица на стороне истца – Двинско-Печорского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов РФ - в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, представил отзыв о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что исковое заявление прокурора поддерживает.

Представитель ответчика – ЗАО «Малечкино» - Дрочнева Л.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора признала, о чем представила суду письменное заявление.

Судом представителю ответчика разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, которые ему понятны.

Суд принимает признание иска представителем ответчика, поскольку полномочия на признание иска у него имеются, признание иска соответствует обстоятельствам дела и закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, поэтому суд считает необходимым вынести решение об удовлетворении исковых требований

Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в связи с удовлетворением исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора к закрытому акционерному обществу «Малческино» удовлетворить.

Обязать закрытое акционерное общество «Малечкино» в срок до 01 июля 2011 года обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых через выпуск № Х в реку Я.

Взыскать с ЗАО «Малечкино» госпошлину в бюджет в сумме 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 дней.

Судья