Решение по иску о признании права собственности на жилой дом



Дело № 2-86-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 февраля 2011 года г.Череповец

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

Судьи Гуслистовой С.А.

При секретаре Пестовой Ю.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гуляевой В.В. к Кудряшовой М.В. о признании права собственности на жилой дом,

У с т а н о в и л:

Гуляева В.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском о признании права собственности на жилой дом и служебные постройки, указав в обоснование иска, что ХХ ХХ ХХХХ года умер её хххх О. После его смерти открылось наследство в виде земельного участка площадью Х,ХХ га. и жилого дома № ХХ, общей площади ХХ,1 кв.м., находящихся по адресу: Ч. район, М. с/с, д. С. Наследниками по закону являлись она, её ххххх Кудряшова М.В. и ххх В. Все они получили ХХ.ХХ.ХХХХ года свидетельства о праве на наследство по закону после смерти О. Её ххх В. умерла ХХ ХХ ХХХХ года, после ее смерти она с Кудряшовой М.В. обратились к нотариусу и получили свидетельства о праве на наследство, оставшееся после смерти ххх - часть земельного участка, расположенного в д. С. М. с/с. Спора о порядке пользования земельным участком между ними не было. На общем земельном участке ею в ХХХХ году был построен жилой дом, строительство которого она вела своими силами и за счет своих средств. Постановлением за № Х от ХХ.ХХ.ХХХХ года главы М. сельского поселения вновь построенному дому был присвоен номер ХХ «а». Жилой дом состоит из основного строения, площадью ХХ,8 кв.м., пристройки и крыльца, в техническом паспорте дом обозначен под лит. «Б». На момент подачи иска между нею и Кудряшовой М.В. заключено соглашение о разделе земельного участка, и долевая собственность на земельный участок прекращена, между вновь образованными участками установлены и согласованы границы. За ней зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью ХХХХ кв.м., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ХХ.ХХ.ХХХХ года сделана запись о регистрации. Выстроенный жилой дом находится на её земельном участке, запрета на строительство на участке жилого дома нет, однако зарегистрировать право собственности на жилой дом в УФРС она не может. Просит признать за ней право собственности на жилой дом за №ХХ «а», общей площади ХХ,8 кв.м., с мансардой крыльцом и пристройкой, расположенный в д. С., М. с/с, Ч. района.

В судебном заседании истец Гуляева В.В. исковые требования подержала и уточнила, что в числе построек к жилому дому просит также указать колодец Г4, суду пояснила, что каких-либо разрешений на строительство жилого дома у неё не имеется. Жилой дом начали строить, так как считали земельный участок своим, ни ххх, ни ххххх не возражали против возведения ею отдельного дома на принадлежащем им земельном участке. Дом был выстроен в ХХХХ году ещё при жизни ххх. В настоящее время нотариус не может выдать им свидетельства о праве на наследство на жилой дом после смерти ххх, поскольку не может определить состав наследственного имущества. После получения свидетельств о праве на наследство на жилой дом после смерти хххх, никто из них не регистрировал свои права в Управлении РР. Считает, что ничьи права строительством дома она не нарушила, споров с соседями по расположению её жилого дома и построек у неё нет, в сельсовете знали, что они строят дом, и никаких претензий к ним никто не предъявлял. До дома хххх от выстроенного дома расстояние более 15 метров, на соседних участках построек нет, все ближайшие постройки находятся на расстоянии более 15 метров от выстроенного дома. Колодец к дому Г4 был выкопан ею за свои средства и находится в настоящее время на её земельном участке.

Ответчик Кудряшова М.В. в судебном заседании уточненные исковые требования Гуляевой В.В. признала в полном объеме и пояснила, что жилой дом лит. Б, с пристройкой, крыльцом и колодцем Г4 выстроены за счет личных средств Гуляевой В.В., ни она, ни ххх средств в это имущество не вкладывали и не возражали, чтобы Гуляева В.В. выстроила на принадлежащем им земельном участке указанные строения. Подтверждает, что жилой дом Гуляевой В.В. расположен на расстоянии более 15 метров от любых других соседних строений, никто не предъявлял Гуляевой В.В. претензий при строительстве ею жилого дома. В настоящее время право общей долевой собственности на земельный участок между ею и истцом прекращено, все постройки, на которые претендует Гуляева В.В. находятся на земельном участке, принадлежащем Гуляевой В.В. Решение суда о признании права собственности на жилой дом лит. Б за Гуляевой В.В. необходимо для выдачи свидетельства о праве на наследство на жилой дом лит. А, оставшийся после смерти их хххи В.

Третье лицо, привлеченное судом к участию в деле, - представитель Администрации Череповецкого муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, представил отзыв с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что жилой дом был построен истцом без необходимых на то разрешений и является самовольной постройкой. Считает, что истцу в соответствии со ст. 222 ГК РФ необходимо доказать, что выстроенный жилой дом не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также доказать, что выстроенный жилой дом находится на принадлежащем ей земельном участке. Решение по делу оставляет на усмотрение суда.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает исковые требования Гуляевой В.В. удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В судебном заседании установлено и подтверждено документально, что Гуляева В.В. осуществила самовольную постройку жилого дома и построек, которые находятся на земельном участке, принадлежащем ей на праве собственности. Также в судебном заседании установлено и подтверждено ответчиком Кудряшовой М.В., что жилой дом и постройки, возведенные Гуляевой В.В., не нарушают права и охраняемые законом интересы смежных землепользователей и собственников, каких-либо претензий от них по расположению жилого дома и построек не имеется, поэтому суд полагает признать за Гуляевой В.В. право собственности на выстроенные ею жилой дом и постройки согласно техническому паспорту от ХХ ХХ ХХХХ года. Оснований для отказа в иске судом при рассмотрении дела не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Признать за Гуляевой В.В. право собственности на жилой дом литер Б, общей площадью ХХ,8 кв.м., жилой площадью ХХ,6 кв.м., с пристройкой б и крыльцом б1, колодцем Г4, расположенный в деревне С., д. ХХ-а, М. с/с, Ч. района, инвентарный номер 19:256:ХХХ.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 дней.

Судья

Согласовано

Судья Череповецкого районного суда С.А. Гуслистова