Дело № 2-271/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 31 мая 2011 года г. Череповец Череповецкий районный суд Вологодской области в составе: судьи Жгутовой Н.В., с участием прокурора Опаричевой Е.В., при секретаре Фединой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Билютиной З.Л. о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Постановления администрации Ирдоматского сельского поселения № 62 от 03 августа 2009 года «Об утверждении перечня дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения», а также о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункта третьего Постановления администрации Ирдоматского сельского поселения № 62 от 03 августа 2009 года «Об утверждении перечня дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения» и приложений №1 и№3 к указанному Постановлению, У с т а н о в и л: Билютина З.Л. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Постановления администрации Ирдоматского сельского поселения № 62 от 03 августа 2009 года «Об утверждении перечня дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения», а также о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункта третьего Постановления администрации Ирдоматского сельского поселения № 62 от 03 августа 2009 года «Об утверждении перечня дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения» и приложений №1 и №3 к указанному Постановлению, по тем основаниям, что она проживает и зарегистрирована в д.В. И. с/п Череповецкого района Вологодской области, где имеет в частной собственности земельный участок площадью ХХХХ кв.м. Кроме участка, находящегося в собственности, она пользуется прилегающим к нему земельным участком площадью ХХХХ кв.м. Указанными участками она пользуется с ХХХХ года. На земельных участках расположен дом с надворными постройками. Земельные участки и подсобные помещения она использует для ведения личного подсобного хозяйства, разведения крупного рогатого скота, свиней, кроликов и птицы. ХХ ХХХ ХХХХ года между ней и И. сельской администрацией был заключен договор аренды земельного участка на срок ХХ месяцев, пролонгированный на тот же срок ХХ ХХХ ХХХХ года. По окончании срока договора в ХХХХ году, возвратить арендованную землю у нее никто не требовал, она добросовестно ею пользуется по настоящее время, уплачивает арендную плату. После окончания договора аренды она принимает активные меры к оформлению прав на земельный участок, находящийся в фактическом пользовании. ХХ ХХХ ХХХХ года земельная комиссия по ее заявлению в соответствии с решением Ч. районного суда Вологодской области от ХХ ХХХ ХХХХ года решила: произвести межевание земельного участка (установление границ на местности), произвести постановку земельного участка на государственный кадастровый учет, заключить с Билютиной З.Л. договор аренды земельного участка ориентировочной площадью ХХХХ кв.м., расположенного в д.В. И. с/п Череповецкого района для ведения личного подсобного хозяйства сроком на Х лет. ХХ ХХХ ХХХХ года КИО администрации Череповецкого муниципального района принято решение № ХХХ, которым утверждена схема расположения земельного участка площадью ХХХХ кв.м. за № ХХХ. Во исполнение решения земельной комиссии от ХХ ХХХ ХХХХ года она заключила договор на производство межевых работ с ООО «А.». Межевое дело было сдано на государственный кадастровый учет в Межрайонный отдел № Х ФГУ «ЗКП» по Вологодской области, но процедура постановки на кадастровый учет вышеуказанного участка затянулась в связи с установлением в судебном порядке границы со смежным землепользователем А. В это время глава сельского поселения Н. произвел все необходимые действия по утверждению схемы расположения и постановке на кадастровый учет автодороги сельского поселения «В.-2», которая проходит по испрашиваемому ею в аренду земельному участку. ХХ ХХХ ХХХХ года в Межрайонном отделе № Х ФГУ«ЗКП» вынесено решение № ХХХХ о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости в связи с наложением границ земельного участка площадью ХХХХ кв.м., испрашиваемого ею в аренду, и ранее учтенного, вновь сформированного объекта с кадастровым номером 35:22:ХХХ - автодороги сельского поселения В.-2. После повторной сдачи межевого плана ХХ ХХХ ХХХХ года в Межрайонном отделе № Х ФГУ«ЗКП» вынесено решение № ХХХ об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета объекта недвижимости. В связи с тем, что у нее отсутствовала возможность поставить на кадастровый учет земельный участок, испрашиваемый ею в аренду, она обратилась за разрешением спора в Ч. районный суд. Решением Ч. районного суда от ХХ ХХХ ХХХХ года по делу №ХХХ схема расположения земельного участка, занятого дорогой, № ХХХ, утвержденная решением Комитета имущественных отношений Череповецкого муниципального района Вологодской области от ХХ ХХХ ХХХХ года № ХХХ и межевой план земельного участка, занятого дорогой, с кадастровым № 35:22:ХХХ, расположенного по адресу: д.В. И. с/п Череповецкого района Вологодской области признаны недействительными. ХХ ХХХ ХХХХ года определением В. областного суда № ХХХ решение Ч. районного суда от ХХ ХХХ ХХХХ года по делу №ХХХ отменено и вынесено новое решение, которым в удовлетворении ее исковых требований отказано в полном объеме. Основанием к отказу в удовлетворении ее исковых требований явилось Постановление главы Ирдоматского с/п Череповецкого муниципального района Вологодской области № 62 от 03 августа 2009 года «Об утверждении перечня дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения». В ХХХ ХХХХ года она обратилась в администрацию Ирдоматского с/п, где ей был предоставлен «Ирдоматский информационный вестник» № Х, в котором было напечатано обжалуемое Постановление. Считает, что указанный нормативный акт затрагивает ее права и свободы в связи с тем, что ширина автомобильной дороги В.-2, сведения о которой имеются в вышеуказанном Постановлении № 62 и приложении к нему, превышает допустимые нормы, и расположение автомобильной дороги накладывается на земельные участки, находящиеся у нее собственности и фактическом пользовании, имеется возможность лишиться части вышеназванных участков. В связи с наличием обжалуемого Постановления №62, дорога В.-2 поставлена на кадастровый учет ранее, и в настоящее время у нее отсутствует возможность поставить на кадастровый учет земельный участок, испрашиваемый ею в аренду площадью ХХХХ кв.м. Соответственно, она утрачивает право на заключение договора аренды земельного участка площадью ХХХХ кв.м., согласно решению земельной комиссии от ХХ ХХХ ХХХХ года. Обжалуемое Постановление № 62 принято администрацией Ирдоматского с/п, подписано главой поселения Н. Считает, что обжалуемое Постановление противоречит действующему законодательству и подлежит признанию недействительным по следующим основаниям. Во-первых, оспариваемый нормативный акт принят за пределами полномочий органа власти и с нарушением процедуры принятия. В период принятия Постановления № 62 действовала редакция Устава Ирдоматского сельского поселения, опубликованная в газете «С.Н.» от ХХ ХХХ ХХХХ года № ХХ (далее Устав). В соответствии с Уставом поселения полномочиями на издание такого рода нормативных актов обладал Совет поселения. Так же процедура принятия Постановления № 62 не соответствует процедуре, предусмотренной Уставом поселения. Во-вторых, оспариваемый нормативный акт противоречит Федеральному закону № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и принятым в рамках этого закона подзаконных актов и ранее принятых, действующих стандартов. В пункте 3 обжалуемого Постановления № 62 говорится о выделении полосы отвода для указанных в приложении №1 автомобильных дорог в размере 18 метров. В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов. В соответствии с п.1 ст.26 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов придорожные полосы не устанавливаются. Соответственно, для выделения полос отвода под автодороги должна быть в наличии документация по планировке территории и нормы отвода земель должны соответствовать действующему законодательству. На момент вынесения обжалуемого Постановления № 62 в Ирдоматском сельском поселении отсутствовала документация по планировке территории, генеральный план территории, схемы зонирования территории. Генеральный план территории Ирдоматского сельского поселения утвержден ХХ ХХХ ХХХХ года, т.е. после вступления в силу обжалуемого Постановления № 62, но и утвержденный ХХ ХХХ ХХХХ года генеральный план также не отражает спорную автомобильную дорогу В.-2. Считает, что сельским поселением нарушена процедура подготовки, утверждения и состав документации по планировке территории, что является нарушением положений глав 3 и 5 Градостроительного Кодекса РФ. В соответствии с Приложением № 18 Постановления Правительства РФ № 717 от 02 сентября 2009 года «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса» для автомобильных дорог IV и V категории допускается ширина полосы отвода до 3,5 метров. Этот же норматив установлен в двух стандартах: пункт 4.2.4 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства», утв. Постановлением Госстроя РФ от 30 декабря 1999 года № 94, таблица 9 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Согласно п.6.9 СНиП 2.07.01-89* не допускается проход через сельское поселение автомобильных дорог I, II, III категорий. Согласно таблице 1 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» дороги местного значения распределяются следующим образом: при интенсивности движения до 200 единиц машин в сутки – V категория дорог, от 200 до 2000 единиц машин в сутки – IV категория дорог. Согласно таблице 4 СНиП 2.05.02-85 для категории V – предусмотрена одна полоса движения, для категории IV – предусмотрено две полосы движения. При этом согласно п.2.9. СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» микрорайоны и кварталы с застройкой 5 этажей и выше, как правило, обслуживаются двухполосными, а с застройкой до 5 этажей – однополосными проездами. Считает, что автодороги Ирдоматского сельского поселения относятся к V категории, полоса отвода для дороги «В.-2» должна быть шириной 3,5 м, состоять из одной полосы для движения транспорта. В-третьих, нарушен порядок опубликования нормативного акта. В соответствии с ч.3 cт.15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Полагает, что имеются сомнения в фактическом опубликовании Постановления № 62, так как источник опубликования она смогла получить только в ХХХ ХХХХ года из рук главы Ирдоматского сельского поселения Н. Источником опубликования Постановления №62 является «Ирдоматский информационный вестник № 8». Согласно информации, содержащейся на оборотной стороне «Ирдоматского информационного вестника № 8», это печатное издание отпечатано в ООО «М.» тиражом всего 10 экземпляров. Считает, что у населения отсутствовала возможность ознакомления с оспариваемым Постановлением. Согласно ст.5 Закона № 76-ОЗ Вологодской области «О порядке обнародования и вступления в силу законов области и иных нормативных актов органов государственной власти области», принятого Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 4 апреля 1996 года № 134, официальным изданием для опубликования (обнародования) нормативных актов является областная газета «К.С.». В соответствии с п.6 ст.30 Устава Череповецкого муниципального района, нормативные правовые акты органов местного самоуправления Череповецкого муниципального района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным считается опубликование в газете «С.Н.». Считает, что «Ирдоматский информационный вестник № 8» является ненадлежащим печатным изданием для публикации такого рода нормативных актов. В-четвертых, нормативный акт принят за пределами компетенции органа власти. Во исполнение положений ст.ст.83, 85 ФЗ №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которым до 01 января 2009 года устанавливается переходный период, в течение которого между муниципальными образованиями должно быть проведено перераспределение имущества в соответствии с разграничением полномочий. Нормативный акт о разграничении имущества -дорог местного значения и распределении полномочий в области дорожной деятельности между Ирдоматским сельским поселением и Череповецким муниципальным районном отсутствует, что противоречит ФЗ №131-Ф3 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ФЗ от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». На момент принятия Постановления № 62 отсутствовал нормативный акт, определяющий границы и закрепляющий землепользование Ирдоматского сельского поселения и Череповецкого муниципального района на землях, государственная собственность на которые не разграничена, что противоречит Земельному Кодексу РФ и ФЗ от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» В-пятых, оспариваемый нормативный акт противоречит Земельному Кодексу РФ и Федеральному Закону №172-ФЗ от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Согласно приложению 3 Постановления № 62 объект автодорога В.-2 проходит по землям сельхозназначения. Считает, что имеет место нецелевое использование земель сельхозназначения. В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Земельного Кодекса РФ использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий. Считает, что администрацией сельского поселения нарушен порядок перевода из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, предусмотренный главой 2 Федерального Закона № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Просит признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу Постановление администрации Ирдоматского сельского поселения № 62 от 03 августа 2009 года «Об утверждении перечня дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения», а также признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу пункт 3 Постановления администрации Ирдоматского сельского поселения № 62 от 03 августа 2009 года «Об утверждении перечня дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения», приложения №1 и №3 к обжалуемому Постановлению. В судебном заседании представитель заявителя Билютиной З.Л.- Расторгуев С.В. заявление Билютиной З.Л. поддержал по основаниям, изложенным при его подаче, пояснил, что вызывает сомнение факт опубликования обжалуемого Постановления в «Ирдоматском информационном вестнике», поскольку он обращался в ООО «М.» с просьбой предоставить сведения об опубликовании обжалуемого Постановления, но директор ООО «М.» письменно ответил, что архивы произведенных работ не сохраняются и порекомендовал обратиться в администрацию поселения. Билютина З.Л. обратилась в администрацию сельского поселения в ХХХ ХХХХ года и ей выдали экземпляр «Ирдоматского информационного вестника», аналогичный экземпляру, представленному суду. На экземпляре «Ирдоматского информационного вестника» указан тираж в количестве 10 экземпляров. Согласно акту выполненных работ, представленному ООО «М.», в ХХХХ году отпечатано 30 экземпляров «Ирдоматского информационного вестника». Следовательно, имеются сомнения в опубликовании обжалуемого Постановления. ООО «М.» является ненадлежащим печатным изданием. Обжалуемое Постановление должно было быть опубликовано в газете «К.С.» и в газете «С.Н.». Тираж 10 экземпляров очень мал, у населения отсутствовала возможность ознакомления с содержанием обжалуемого Постановления. У администрации сельского поселения отсутствовала компетенция на принятие обжалуемого Постановления, поскольку нормотворчество в области дорожной деятельности относится к исключительной компетенции Совета сельского поселения. Билютиной З.Л. не были известны обстоятельства, что Решением Совета сельского поселения от ХХ ХХХ ХХХХ года администрация сельского поселения была наделена полномочиями в области дорожной деятельности. Считает, что нельзя распространять действие Решения Совета сельского поселения о наделении администрации поселения полномочиями в области дорожной деятельности на правоотношения, возникшие с ХХ ХХХ ХХХХ года, поскольку указанное Решение затрагивает права и свободы неограниченного круга лиц. Если бы обжалуемое Постановление было принято после принятия Советом поселения Решения №ХХ о наделении администрации поселения полномочиями в области дорожной деятельности, то оно было бы принято с соблюдением компетенции. На момент принятия обжалуемого Постановления отсутствовал нормативный акт о перераспределении имущества между муниципальными образованиями Череповецкий район и Ирдоматское сельское поселения и об определении границ сельского поселения. Следовательно, невозможно определить к какому району относится территория, занятая дорогой. По содержанию обжалуемое Постановление не соответствует действующему законодательству. Для выделения полос отвода под автодорогу должна быть в наличии документация по планировке территории. На момент вынесения обжалуемого Постановления № 62 в Ирдоматском сельском поселении отсутствовала документация по планировке территории, генеральный план территории, схемы зонирования территории. Генеральный план территории Ирдоматского сельского поселения утвержден ХХ ХХХ ХХХХ года, т.е. после вступления в силу обжалуемого Постановления № 62, но и утвержденный ХХ ХХХ ХХХХ года генеральный план также не отражает спорную автомобильную дорогу В.-2. Генеральный план Ирдоматского сельского поселения не соответствует положениям глав 3 и 5 Градостроительного кодекса РФ. До принятия обжалуемого Постановления необходимо было организовать публичные слушания. При отсутствии документов по планировке территорий, обжалуемое Постановление нельзя было принимать. Это единственная дорога, поставленная на кадастровый учет. Согласно п.1 ст.26 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, придорожные полосы не устанавливаются. Пункт 3 Постановления № 62, которым установлена полоса отвода 18 метров, противоречит действующему законодательству, поскольку, по мнению заявителя Билютиной З.Л., автодорога «В.-2» относится к V категории, полоса отвода для дороги «В.-2» должна быть шириной 3,5 м, состоять из одной полосы для движения транспорта. Дорога имеет неправильную форму. Дорога как будто «облизывает» земельный участок, находящийся в фактическом пользовании у Билютиной З.Л. Договор аренды земельного участка площадью ХХХХ кв.м. до настоящего времени с Билютиной З.Л. не заключен, поскольку земельный участок, испрашиваемый ею в аренду, накладывается на земельный участок, занятый дорогой. Решение земельной комиссии о заключении с Билютиной З.Л. договора аренды не исполнено. В соответствии с положением о КИО администрации Череповецкого муниципального района земельный участок формирует КИО. КИО земельный участок сформировал, утвердил схему расположения земельного участка, но Билютина З.Л. лишена возможности реализовать свое право на заключение договора аренды. Кроме того, часть дороги проходит по землям сельскохозяйственного назначения, имеет место нецелевое использование земель. Перевод земель из одной категории в другую не произведен. Просит удовлетворить требования Билютиной З.Л. в полном объеме. Заявитель Билютина З.Л. в судебном заседании заявление поддержала по основаниям, изложенным при подаче заявления и по основаниям, приведенным в настоящем судебном заседании ее представителем Расторгуевым С.В., дополнительно пояснила, что расположение дороги «В.-2» не затрагивает ее права на земельный участок, принадлежащий ей на праве собственности, площадью ХХХХ кв.м. Расположением дороги «В.-2» нарушено ее право на заключение договора аренды земельного участка площадью ХХХХ кв.м., который она фактически использует в течение 20 лет. Она выкопала на этой земле пруд, убрала свалку, построила сарай для животных, огородила участок забором. По ее просьбе забор устанавливали лица, злоупотребляющие алкогольными напитками. Забор установлен чуть-чуть неправильно. Раньше она не оформляла свои права на землю, поскольку никто не препятствовал ей пользоваться землей без документов, никто не истребовал у нее землю. Схема расположения земельного участка, испрашиваемого ею в аренду, утверждена КИО. Она не может поставить испрашиваемый участок на кадастровый учет, т.к. он накладывается на земельный участок, занятый дорогой. Считает, что ей препятствуют в заключении договора аренды испрашиваемого земельного участка, ввиду неприязненных отношений с главой сельского поселения Н., поскольку на выборах она поддерживала другого кандидата. Ее соседка З. тоже захватила часть дороги, но к ней претензий никто не предъявляет. Мировой судья рассматривал в отношении нее административный материал по самовольному захвату земли, но ее не наказали. Дорога имеет неправильную форму, она окружает испрашиваемый ею в аренду земельный участок. При таком расположении дороги, ей придется сносить сарай для животных, и она будет лишена возможности использовать пруд, который ею выкопан. Дорога около ее земли была всегда. Эта дорога малой интенсивности движения, она ведет в поле. Зимой дорога не чистится. Считает, что у дороги должна быть одна полоса движения шириной 3,5 метра и этой ширины вполне достаточно для дороги такого уровня. В день по дороге проезжает 2-3 машины. Дорога «В.-2» никогда не была шириной 18 метров. В настоящее время дорога отремонтирована, подсыпана. Она измеряла дорогу в ХХХ ХХХХ года, ширина дорожного полотна составляла 9,5 метров. На дороге спокойно разъезжаются две машины. Считает, что дорога, которая ведет в поле, может быть и шириной 9,5 метров. Этого вполне предостаточно. Если бы обжалуемым Постановлением была утверждена полоса отвода 9,5 метров, ее бы это устроило, и она не стала бы обжаловать указанное Постановление. При ширине дороги 9,5 метров, сохраняется возможность получения в аренду испрашиваемого земельного участка площадью ХХХХ кв.м. По ее мнению полоса отвода – это ширина проезжей части дороги и ширина обочины. При ширине полосы отвода 18 метров испрашиваемый ею в аренду земельный участок уменьшается до ХХХ кв.м. Она не согласна брать в аренду ХХХ кв.м., она желает получить в аренду земельный участок площадью ХХХХ кв.м. Необходимость установления полосы отвода в размере 18 метров ничем не подтверждена. Форма дороги неправильная. Из плана видно, что на дороге имеется выступ, который сделан непонятно для каких целей. Ширина центральной дороги в деревне составляет 12 метров, а дорога «В.-2» ведет в поле. Считает, что ширина дороги в размере 18 метров установлена администрацией сельского поселения с целью воспрепятствовать ей в получении испрашиваемого земельного участка в аренду. Доводы о том, что в поле, находящемся за ее домом, планируется жилищная застройка, считает мечтами главы сельского поселения Н. О том, что администрацией сельского поселения принято обжалуемое Постановление, она узнала в судебном заседании в ХХХ ХХХХ года, когда глава поселения вручил ей текст обжалуемого Постановления при рассмотрении судом ее иска. В ХХХ ХХХХ года она обратилась в администрацию сельского поселения, где ей вручили экземпляр «Ирдоматского информационного вестника» №8. С ХХХ ХХХХ года по ХХХ ХХХХ года у нее была возможность ознакомиться с текстом обжалуемого постановления в администрации сельского поселения или в прокуратуре Череповецкого района, куда она обращалась с жалобой на действия главы поселения. У нее имеются сомнения в том, что обжалуемое Постановление было опубликовано, поскольку на первое заседание по ее иску по делу №ХХХ оно не было представлено главой поселения. Кроме того, ей ничего неизвестно о принятии Советом поселения Решения №ХХ от ХХ ХХХ ХХХХ года, которым администрацию Ирдоматского сельского поселения наделили полномочиями в области дорожной деятельности. Она не согласна с тем, что действие Решения №ХХ распространено на правоотношения, возникшие с ХХ ХХХ ХХХХ года. Просит удовлетворить ее заявление в полном объеме. В судебном заседании представитель заинтересованного лица – администрации Ирдоматского сельского поселения – глава поселения Н. заявление Билютиной З.Л. не признал, пояснил, что при принятии обжалуемого Постановления был соблюден порядок принятия и опубликования муниципальных правовых актов. Согласно Уставу сельского поселения муниципальные правовые акты вступают в силу после их официального опубликования. Согласно решению Совета поселения №233 от 24 октября 2008 года, источником официального опубликования правовых актов, принятых органами местного самоуправления Ирдоматского сельского поселения, является «Ирдоматский информационный вестник», тиражируемый в количестве 10 экземпляров, один из которых передается в муниципальную библиотеку для обеспечения возможности гражданам на ознакомление, другие находятся в администрации сельского поселения и выдаются для ознакомления гражданам по их просьбе. Кроме того, тексты нормативных актов размещаются на информационных стендах. Все принятые администрацией поселения нормативные правовые акты направляются в прокуратуру Череповецкого района, которая осуществляет контроль за нормотворческой деятельностью органов местного самоуправления. Обжалуемое Постановление было вручено Билютиной З.Л в судебном заседании в ХХХ ХХХХ года. Обжалуемое постановление также было направлено в прокуратуру и проверено на предмет соответствия закону. Обжалуемое Постановление принято в соответствии с компетенцией администрации сельского поселения и во исполнение закона. В соответствии с Уставом сельского поселения администрация сельского поселения вправе по вопросам местного значения принимать нормативные и иные правовые акты. В соответствии со ст.4 Устава сельского поселения, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования относится к вопросам местного значения. В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», одним из вопросов местного значения является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области дорожной деятельности. Исходя из вышеуказанных правовых норм, дорожная деятельность относится к компетенции органов местного самоуправления, одним из которых является администрация Ирдоматского сельского поселения, и не относится к исключительной компетенции Совета сельского поселения или главы поселения. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 Устава поселения предусмотрено, что управление и распоряжение муниципальной собственностью Ирдоматского сельского поселения, ведение учета объектов муниципальной собственности в реестре объектов муниципальной собственности является компетенцией администрации поселения. Утверждение перечня дорог общего пользования является специальным реестром имущества - дорог общего пользования местного значения, которое является муниципальной собственностью поселения в силу ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в РФ». Утверждение перечня дорог общего пользования местного значения является учетом объектов муниципальной собственности в реестре муниципального имущества Ирдоматского сельского поселения и в силу закона является обязанностью администрации поселения. Кроме общих полномочий, администрация поселения наделена и специальными полномочиями в области дорожной деятельности, в том числе правом на установление категории дорог. Решением Совета поселения №ХХ от ХХ ХХХ ХХХХ года, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с ХХ ХХХ ХХХХ года, администрация наделена полномочиями, указанными в ст.13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в РФ», а также правами определять порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог местного значения, устанавливать границы полосы отвода автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов на территории поселения. Находясь в состоянии реформы, органы местного самоуправления многое упускают. На момент принятия обжалуемого Постановления не было принято решение Совета сельского поселения о наделении администрации специальными полномочиями в области дорожной деятельности. Прокуратура при проверке указала на необходимость принятия отдельного нормативного акта, конкретизирующего полномочия администрации. Решение Совета поселения №ХХ проверялось прокуратурой, несоответствий законодательству не установлено. Решение Совета поселения №ХХ не ухудшает положение субъектов права, поэтому может быть распространено на прошедший период времени. Собственность на дороги общего пользования местного значения в границах населенных пунктов разделена законом №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в РФ», согласно которому указанные дороги являются собственностью поселений. Дополнительного документа о перераспределении имущества между муниципальными образованиями Череповецкий район и Ирдоматское сельское поселение в отношении дорог общего пользования местного значения не требуется. Размер полосы отвода, установленный обжалуемым Постановлением соответствует действующему законодательству. Отсутствие документации по планировке территории не является препятствием для установления полосы отвода дорог и утверждения перечня дорог. Если имеются документы по планировке территории, то полоса отвода должна соответствовать этим документам. Если документы по планировке территории отсутствуют, то в соответствии с п.10 Постановления Правительства РФ от 02 сентября 2009 года №717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса», до подготовки документации по планировке территории и разработки проектной документации для определения границ полосы отвода, необходимой для размещения планируемых к строительству и реконструкции автомобильных дорог, могут быть использованы осредненные нормы отвода земель. Данные нормы указаны в Приложении №18 к Постановлению Правительства РФ №717. Единицы измерения в указанном Приложении составляют гектары на один линейный километр и указаны в графах 3,5,7,9. Учитывая, что категория дорог местного значения общего пользования на территории Ирдоматского сельского поселения не определена, а также, учитывая, что любая дорога должна соответствовать требованиям не менее пятой категории, исходя из осредненных норм по Приложению №18, минимальная осредненная норма отвода земель, необходимая для определения границ полосы отвода автомобильной дороги составляет 21 метр для земель сельскохозяйственного назначения и 33 метра для земель населенных пунктов. Обжалуемым Постановлением была учтена фактическая застройка населенного пункта, зарегистрированные права на земельные участки и установлена полоса отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения в размере всего 18 метров. Дорога «В.-2» действительно имеет неровную форму, поскольку сельское поселение ранее не занималось дорогами, и граждане расширили свои земельные участки за счет земель сельского поселения, поставили заборы, возвели сараи. В результате таких действий дорогу невозможно надлежаще содержать. Полоса отвода земли для дороги должна быть достаточной для размещения непосредственно дорожного полотна, придорожных канав, тротуаров и конструктивных элементов дороги, необходимых для ее обслуживания. Границы муниципального образования Ирдоматского сельского поселения установлены Законом Вологодской области №1129-ОЗ, и деревня В. находится в границах Ирдоматского сельского поселения, а дорога в д.В. является собственностью Ирдоматского сельского поселения. Генеральный план Ирдоматского сельского поселения утвержден в ХХХ ХХХХ года. Разработка генплана велась в течение двух лет. На плане не детализирована спорная дорога, поскольку детализация плана с изображением дорог общего пользования местного значения сельского поселения дорого стоит. Отсутствие дороги «В.-2» в генеральном плане не свидетельствует о фактическом отсутствии дороги. Наличие дороги подтверждено межевым планом и постановкой ее на кадастровый учет. При наличии денежных средств в казне поселения, в генплан могут быть внесены изменения и дополнения. Считает, что обжалуемое Постановление принято с соблюдением процедуры, в пределах компетенции администрации поселения, не противоречит закону или другому нормативному акту, имеющему более высокую юридическую силу, и основано на законе. Не согласен с доводами заявителя о том, что обжалуемое Постановление противоречит Земельному кодексу РФ, поскольку часть дороги В.-2 проходит по землям сельхозназначения, т.к. границы населенного пункта расширены и часть дороги, ранее проходящая по землям сельскохозяйственного назначения включена в границы деревни В.. Дороги нужны сельскому поселению, на территории поселения планируется жилищное строительство. Обжалуемым Постановлением не нарушаются права и свободы Билютиной З.Л., гарантированные Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами. Билютина З.Л. имеет в собственности земельный участок площадью ХХХХ кв.м., расположенный в д.В. Утверждение полосы отвода в размере 18 метров не нарушает право собственности Билютиной З.Л. Иных прав на земельные участки, прилегающие к дороге «В.-2», у Билютиной З.Л. не имеется. Решение земельной комиссии о заключении с Билютиной З.Л. договора аренды земельного участка, ориентировочной площадью ХХХХ кв.м. и схема расположения испрашиваемого ею в аренду земельного участка не являются актами, из которых возникают какие-либо права на землю. Площадь испрашиваемого Билютиной З.Л. в аренду земельного участка подлежит уточнению при межевании. Просит отказать Билютиной З.Л. в удовлетворении заявления в полном объеме. Представитель заинтересованного лица- администрации Ирдоматского сельского поселения- Корнетов Е.Е. в судебном заседании заявление Билютиной З.Л. не признал, поддержал объяснения главы поселения Н., суду пояснил, что факт опубликования обжалуемого Постановления подтвержден представленным суду первоисточником - экземпляром «Ирдоматского информационного вестника». У Билютиной З.Л., как и у других граждан, была возможность ознакомиться с обжалуемым Постановлением. Билютина З.Л. была ознакомлена с содержанием обжалуемого Постановления в ХХХ ХХХХ года. Факт существования дороги подтвержден кадастровым и техническим паспортами на дорогу. Доводы Билютиной З.Л. о том, что достаточно ширины дороги в размере 9,5 метров не основаны на законе. Доводы представителя Билютиной З.Л. – Расторгуева С.В. о том, что придорожные полосы не устанавливаются для дорог, расположенных в границах населенных пунктов несостоятельны, поскольку действующее законодательство различает понятия «придорожная полоса» и «полоса отвода». Придорожных полос у дороги может не быть, а полоса отвода должна быть обязательно. Без полосы отвода дорога не может существовать, т.к. ее необходимо обслуживать. Свидетели, допрошенные судом по ходатайству Билютиной З.Л., дали различные показания о количестве машин, проезжающих по дороге «В.-2». Считает, что свидетельские показания по настоящему делу не являются надлежащим средством доказывания отсутствия необходимости установления полосы отвода в размере 18 метров. Просит учесть, что свидетель Г. суду показала, что забор вдоль дороги был установлен Билютиной З.Л. примерно три года назад. В результате самовольного захвата земельного участка в незаконном владении Билютиной З.Л. в ХХХХ году оказался земельный участок площадью ХХХХ кв.м. Данное обстоятельство установлено вступившим в силу постановлением мирового судьи по судебному участку № ХХ от ХХ ХХХ ХХХХ года. После вынесения предписания Билютиной З.Л. об устранении нарушений земельного законодательства начались суды. Договор аренды земельного участка, на который ссылается Билютина З.Л. в своем заявлении, является ничтожным, что подтверждается решением Ч. районного суда по делу №ХХХ. Права Билютиной З.Л. не нарушены обжалуемым Постановлением. Дорога «В.-2» не пересекает земельный участок, находящийся у нее в собственности. При рассмотрении судом дела №ХХХ по иску Билютиной З.Л., заявитель сама объясняла суду, что неровная форма земельного участка, оформленного в собственность в порядке дачной амнистии, была выбрана ею намеренно, с целью, чтобы оставшиеся прилегающие земельные участки, используемые ею фактически, не могли быть предоставлены иным лицам, кроме нее. Этими обстоятельствами объясняется неровная форма дороги, учитывающая существующие постройки, принадлежащие гражданам на праве собственности. Обжалуемое Постановление принято с соблюдение действующего законодательства. Земельные участки, занятые дорогами, находятся в собственности сельских поселений в силу прямого указания в законе. Просит отказать Билютиной З.Л. в удовлетворении заявления в полном объеме. Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и представленные документы, допросив свидетелей М., В., Г., заслушав заключение прокурора Опаричевой Е.В., полагавшей признать, что оспариваемый нормативный акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и отказать Билютиной З.Л. в удовлетворении заявления, находит заявление Билютиной З.Л. подлежащим отклонению по следующим основаниям. Согласно пунктам 3, 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, и осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями на издание муниципальных правовых актов. В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения относятся к собственности поселения. Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения. Согласно статье 19 Устава Ирдоматского сельского поселения, принятого решением Совета поселения от ХХ ХХХ ХХХХ года, структуру органов местного самоуправления составляют Совет поселения, глава поселения, администрация Ирдоматского сельского поселения. В силу решения Совета Ирдоматского сельского поселения от ХХ ХХХ ХХХХ года №ХХ «О реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности», администрация Ирдоматского сельского поселения исполняет полномочия органов местного самоуправления в области использования дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии со ст.13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также определяет границы полосы отвода автомобильных дорог местного значения, расположенных в населенных пунктах на территории поселения, путем издания соответствующих постановлений. Действие указанного решения Совета поселения распространяется на правоотношения, возникшие с ХХ ХХХ ХХХХ года. В силу статьи 32 Устава Ирдоматского сельского поселения, в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, постановления и распоряжения администрации сельского поселения. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования. Решением Совета Ирдоматского сельского поселения №233 от 24 октября 2008 года «Об источнике официального опубликования» учрежден в качестве периодического официального издания нормативных правовых актов органов местного самоуправления Ирдоматского сельского поселения «Ирдоматский информационный вестник», определено количество выпускаемых экземпляров (тираж) не менее десяти. В судебном заседании установлено, что 03 августа 2009 года администрацией Ирдоматского сельского поселения было принято Постановление №62 « Об утверждении перечня дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения» с приложениями 1-7. Пунктом 1 указанного Постановления утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах населенных пунктов Ирдоматского сельского поселения с присвоением идентификационных номеров (приложение 1). Пунктом 2 указанного Постановления утверждены схемы расположения автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах населенных пунктов Ирдоматского сельского поселения, в том числе схема расположения автомобильной дороги «В.-2» (приложение 3). Пунктом 3 указанного Постановления определено, что в целях осуществления дорожной деятельности полоса отвода указанных в Приложении 1 автомобильных дорог составляет 18 метров. Вышеуказанное постановление было опубликовано в «Ирдоматском информационном вестнике»№8, отпечатанном в ООО «М.» тиражом 10 экземпляров, что подтверждается представленным суду экземпляром. Из пояснений заявителя Билютиной З.Л. установлено, что текст обжалуемого постановления был вручен ей в ХХХ ХХХХ года, кроме того, с ХХХ ХХХХ года по ХХХ ХХХХ года у нее была возможность ознакомиться с текстом постановления в администрации сельского поселения или в прокуратуре Череповецкого района. Как пояснил в судебном заседании глава поселения Н., один из экземпляров «Ирдоматского информационного вестника» передается в муниципальную библиотеку, остальные хранятся в администрации поселения. В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством РФ норм отвода земель для размещения указанных объектов. На момент издания оспариваемого Постановления соответствующие нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода автомобильных дорог, Правительством Российской Федерации установлены не были. В соответствии с пунктом 10 Норм отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденных Постановлением Правительства РФ №717 от 02 сентября 2009 года «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса», до подготовки документации по планировке территории и разработки проектной документации для определения границ полосы отвода, необходимой для размещения планируемых к строительству и реконструкции автомобильных дорог, могут быть использованы осредненные нормы отвода земель согласно приложению 18. Установленная администрацией Ирдоматского сельского поселения полоса отвода в размере 18 метров не противоречит требованиям Постановления Правительства РФ №717 от 02 сентября 2009 года «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса». Оценивая доводы лиц, участвующих в деле, в совокупности с представленными доказательствами, учитывая вышеизложенные нормы права, суд приходит к выводу, что оспариваемое Постановление администрации Ирдоматского сельского поселения №62 « Об утверждении перечня дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения» принято в пределах полномочий администрации сельского поселения с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, населению Ирдоматского сельского поселения была обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием, оспариваемое Постановление не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя Билютиной З.Л., претендующей на заключение договора аренды земельного участка. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Билютиной З.Л. в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Постановления администрации Ирдоматского сельского поселения № 62 от 03 августа 2009 года «Об утверждении перечня дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения», а также о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункта третьего Постановления администрации Ирдоматского сельского поселения № 62 от 03 августа 2009 года «Об утверждении перечня дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения» и приложений №1 и№3 к указанному Постановлению отказать. Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Судья Текст мотивированного решения составлен 06 июня 2011 года Судья Согласовано Судья Череповецкого районного суда Н.В. Жгутова