Дело № 2-355/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 7 июля 2011 года г. Череповец Череповецкий районный суд Вологодской области в составе: Судьи Слягиной И.Б., При секретаре Мишенёвой Е. В., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Череповецкого района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Судского сельского поселения устранить нарушения требований пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Череповецкого района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Судского сельского поселения, по тем основаниям, что в ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности на территории Судского сельского поселения Череповецкого района установлено, что в Судском сельском поселении отсутствует правовой акт, регламентирующий порядок подготовки населённых пунктов Судского сельского поселения к пожароопасному сезону; не разработан план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Судского сельского поселения; в п. С. Судского сельского поселения к водоисточнику (пруду), расположенному на улице З., не устроен подъезд с площадкой с твёрдым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, забор воды пожарным автомобилем из имеющегося водоисточника невозможен; в п. С. Судского сельского поселения у водоисточников (прудов), расположенных на улицах З. и Л., а также по направлению движения к ним, не установлены соответствующие указатели (объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть чётко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника; в населённых пунктах Судского сельского поселения: п. К., д. Б. отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обучение населения мерам пожарной безопасности не осуществляется. С учетом складывающейся пожароопасной обстановки на территории Череповецкого района, вызванной резким изменением погодно-климатических условий и человеческим фактором, что может привести к возгораниям и, как следствие, к гибели людей, не принятие администрацией Судского сельского поселения мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения влечет нарушение требований Конституции Российской Федерации и действующего федерального законодательства. В соответствии со статьями 17, 20, 41 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека, и гражданина, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. В силу положений статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, положениями пункта 10 части 1 статьи 4, статьей 30 Устава Судского сельского поселения, решением Совета Судского сельского поселения № 88 от 23.03.2011, статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Судского сельского поселения возложена на администрацию Судского сельского поселения. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22.07.2008. В соответствии с положениями части 1 статьи 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ к нормативному правовому регулированию в области пожарной безопасности относятся, в том числе, Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС№ 313 от 18.06.2003. Ответчиком нарушены требования части 2 статьи 63 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008, частей 4 и 8 статьи 63 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008, пунктов 90, 94, 114 ППБ 01-03. Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц. Несоблюдение и невыполнение администрацией Судского сельского поселения законодательства о пожарной безопасности на территории Судского сельского поселения затрагивает и ущемляет права и интересы граждан Российской Федерации - жителей Судского сельского поселения. Определить круг граждан, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора, невозможно, в связи с чем прокурор Череповецкого района обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга. Просил обязать администрацию Судского сельского поселения в срок не позднее 01.09.2011 разработать и издать правовой акт, регламентирующий порядок подготовки населенных пунктов к пожароопасному сезону; обязать администрацию Судского сельского поселения в срок не позднее 01.09.2011 разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории поселения; обязать администрацию Судского сельского поселения в срок не позднее 01.09.2011 оборудовать в населенном пункте поселения: п. С., подъезд к пожарному водоёму (пруду), расположенному на улице З., площадкой с твёрдым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; обязать администрацию Судского сельского поселения в срок не позднее 01.09.2011 установить у пожарных водоёмов, расположенных в п. С. Судского сельского поселения, а также по направлению движения к ним, соответствующие указатели (объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть чётко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника; обязать администрацию Судского сельского поселения в срок не позднее 01.09.2011 обеспечить п. К. и д. Б. Судского сельского поселения средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обязать администрацию Судского сельского поселения в срок не позднее 01.09.2011 осуществить организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний. В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Череповецкого района Горев А. А. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, пояснил, что срок для исполнения обязанностей по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о котором просит прокурор, является реальным и обоснованным. Представитель ответчика администрации Судского сельского поселения – по доверенности ххх ххх поселения Легчанов В. П. в судебном заседании исковые требования прокурора признал в полном объеме, пояснил, что он является ответственным лицом за пожарную безопасность в сельском поселении. Считает, что исковые требования прокурора законны и обоснованны. Нарушения, о которых указано в иске, имеют место. Они примут все меры к исполнению обязанностей по устранению данных нарушений в срок до 01.09.2011 года. В настоящее время ими разработан проект постановления о дополнительных мерах по подготовке населенных пунктов Судского сельского поселения к пожароопасному сезону. Данный проект находится на стадии согласования с прокуратурой Череповецкого района и должен быть утвержден на Сессии Совета Судского сельского поселения. План привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории поселения ими разработан и должен пройти согласование с отделом надзорной деятельности по Череповецкому району. У них имеется площадка для установки пожарных автомобилей и забора воды размером 12 м х 7м, что не соответствует установленным нормам, ее следует расширить. Необходимо пересмотреть бюджет сельского поселения. Ведутся переговоры по заключению договора с ООО «Д.» об изготовлении указателей у пожарных водоемов. Ведутся переговоры с заводом Красный пресс по изготовлению средств звуковой сигнализации. Необходимо разработать форму журнала обучения нетрудоспособного населения мерам пожарной безопасности. Разговоры о мерах пожарной безопасности велись на собраниях и сходах. Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела и представленные документы, находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно положений пункта 10 части 1 статьи 4 Устава Судского сельского поселения (далее Устав) к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Решением Совета Судского сельского поселения № 88 от 23.03.2011 года администрация Судского сельского поселения наделена полномочиями по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22.07.2008. В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний. Исходя из положений пункта 90 ППБ 01-03 у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Согласно положений пункта 94 ППБ 01-03, поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств в населенных пунктах возлагается на органы местного самоуправления. При этом к естественным или искусственным водоисточникам (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В силу положений пункта 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Принимая во внимание вышеизложенное, обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Судского сельского поселения возложена на администрацию Судского сельского поселения. В судебном заседании из пояснений сторон и исследованных материалов делу установлено, что в Судском сельском поселении допущены следующие нарушения требований пожарной безопасности: отсутствует правовой акт, регламентирующий порядок подготовки населённых пунктов Судского сельского поселения к пожароопасному сезону; не разработан план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Судского сельского поселения; в п. С. Судского сельского поселения к водоисточнику (пруду), расположенному на улице З., не устроен подъезд с площадкой с твёрдым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, забор воды пожарным автомобилем из имеющегося водоисточника невозможен; в п. С. Судского сельского поселения у водоисточников (прудов), расположенных на улицах З. и Л., а также по направлению движения к ним, не установлены соответствующие указатели (объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть чётко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника; в населённых пунктах Судского сельского поселения: п. К., д. Б. отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обучение населения мерам пожарной безопасности не осуществляется. Представленные представителем ответчика в судебное заседание документы не оформлены с учетом требований действующего законодательства, не прошли необходимых согласований с компетентными органами. Постановлением Главного государственного инспектора Череповецкого района по пожарному надзору Ц. № ХХХ от ХХ.ХХ.ХХХХ года Легчанов В. П. за нарушение ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.06.2008 года № 123, Правил пожарной безопасности в РФ ППБ-01-03 привлечен к административной ответственности, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ХХХХ рублей. Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает удовлетворить требования прокурора и возложить на ответчика соответствующую обязанность. Суд считает, что срок исполнения данных обязанностей, о котором просит истец, является реальным и обоснованным. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Череповецкого района Вологодской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Судского сельского поселения о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворить. Обязать администрацию Судского сельского поселения в срок не позднее 01.09.2011 года разработать и издать правовой акт, регламентирующий порядок подготовки населенных пунктов к пожароопасному сезону. Обязать администрацию Судского сельского поселения в срок не позднее 01.09.2011 года разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории поселения. Обязать администрацию Судского сельского поселения в срок не позднее 01.09.2011 года оборудовать в населенном пункте поселения - п. С., подъезд к пожарному водоёму (пруду), расположенному на улице З., площадкой с твёрдым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Обязать администрацию Судского сельского поселения в срок не позднее 01.09.2011 года установить у пожарных водоёмов, расположенных в п. С. Судского сельского поселения, а также по направлению движения к ним, соответствующие указатели (объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть чётко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Обязать администрацию Судского сельского поселения в срок не позднее 01.09.2011 года обеспечить п. К. и д. Б. Судского сельского поселения средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Обязать администрацию Судского сельского поселения в срок не позднее 01.09.2011 года осуществить организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний. Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 дней. Судья Согласовано Судья Череповецкого районного суда И.Б. Слягина