Решение по заявлению об оспаривании действий по проведению проверки



Дело № 2-368-11РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июля 2011 года г. Череповец

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

Судьи Гуслистовой С.А.

При секретаре Мироновой А.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Домозеровский детский сад» Череповецкого муниципального района об оспаривании действий по проведению проверки отделом надзорной деятельности по Череповецкому району УНД Главного управления МЧС России по Вологодской области и выданных предписаний № 230 и № 231 от 10 мая 2011 года,

У с т а н о в и л:

МБДОУ «Домозеровский детский сад» обратилось в суд с вышеуказанным заявлением, указав в обоснование заявления, что на основании распоряжений главного управления МЧС России по Вологодской области от 25.03.2011 года № 230 и № 231 в отношении муниципального дошкольного образовательного учреждения «Домозеровский детский сад» была проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки выполнения предписаний № 451 и № 452 от 07.09.2010 года по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в области гражданской обороны, по итогам которой 10.05.2011 года составлены акты проверки органом государственного контроля (надзора) № 230 и № 231 и выданы предписания по устранению нарушений № 230 и № 231, в предыдущих актах и предписаниях проверяющим органом были указаны те же нарушения, что в предписаниях № 230 и 231. Считает, что МДОУ никаких нарушений не совершало, и указанные нарушения к учреждению не имеют никакого отношения ввиду того, что не оно является лицом, ответственным за данные нарушения. По договору № ХХ об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальным учреждением от ХХ.ХХ.ХХХХ года, заключенному между Комитетом имущественных отношений Администрации Череповецкого муниципального района и МДОУ «Домозеровский детский сад», ему передано недвижимое и движимое имущество в соответствии с приложениями. Защитное сооружение гражданской обороны каким - либо образом МДОУ не передавалось и документов на него у учреждения не имеется. В отделе по мобилизационной работе, гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций Администрации Череповецкого муниципального района имеется паспорт противорадиационного укрытия № ХХХ, в котором указано, что ПРУ принадлежит совхозу «К.» и ответственным представителем организации, эксплуатирующей защитное сооружение, является Начальник штаба совхоза «К.». На балансе МДОУ ЗС ГО не числится, что подтверждается справкой МДОУ от 20.05.2011 года. На здание детского сада имеется технический паспорт, в соответствии с которым в здании имеется подвал, а не защитное сооружение, который используется для нужд детского сада по своему назначению. Согласно пункту 1.2. Приказа МЧС России от 15.12.2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации. В данном случае паспорт ПРУ не соответствует предъявленным требованиям. Нормативными правовыми актами на заведующего МДОУ не возложены обязанности по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению сооружения и проведению его технического обслуживания. Полномочия по созданию и поддержанию защитных сооружений согласно статьям 7,8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предоставлены федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а не организациям. Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, что отражено в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 26.01.2010 года № 12757/09. Защитные сооружение не могут находиться в муниципальной собственности и должны передаваться в государственную собственность отделом по мобилизационной работе, гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций Администрации Череповецкого муниципального района. МДОУ полагает, что нарушения, указанные в предписаниях № 230 и № 231 незаконны ввиду следующего. Федеральный закон от 12.02.1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» обязывает федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (статьи 7,8). В статье 9 данного закона указано, что организации в переделах своих полномочий в порядке, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации создают запасы материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Считает, что организация лишь полномочна осуществлять данные действия, а не обязана, процедура выполнения данного полномочия в нормативных правовых актах не прописана. В пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 года № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» указано, что для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются объектовые резервы материальных ресурсов решением администраций предприятий, учреждений и организаций. В данном нормативном правовом акте также эта процедура не расписана, и МДОУ не ясно, каким образом создаются резервы, что они должны включать. В соответствии со ст.14 ФЗ от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Однако в статье 11 этого же федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Данные резервы создаются заблаговременно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Учредителем МДОУ не предусмотрено финансирование учреждения на создание данных резервов. МДОУ полагает, что в данном случае на него незаконно возложены обязанности по устранению нарушений и сами нарушения отсутствуют. Просит признать незаконными действия по проведению проверки и предписания № 230 и 231 от 10 мая 2011 года.

В судебном заседании представители заявителя – ххх Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Домозеровский детский сад» Сухарева Л.В., а также Малышева И.Л., действующая на основании доверенности, заявление поддержали по изложенным в нем основаниям и пояснили, что сами действия по проведению проверки со стороны надзорных органов МЧС России они не оспаривают, полномочия на проведение проверки у органов МЧС России имеются, процедура проведения проверки соблюдена, но они не согласны с выданными предписаниями и считают их незаконными. По их мнению, для проведении проверки не были предъявлены документы и доказательства, что в подвале здания Домозеровского детского сада находится защитное сооружение гражданской обороны, статус подвала как защитного сооружения гражданской обороны не определен в соответствии с действующим законодательством, паспорт ПРУ установленной формы отсутствует, компетентными органами не определено соответствие имеющегося подвала техническим требованиям и характеристикам, предъявляемым к противорадиационным укрытиям, может ли в подвале, имеющем окна и деревянные двери находиться ПРУ. Не представлено ни проекта, ни акта ввода в эксплуатацию защитного сооружения как объекта, не представлено планов, предусмотренных п.7 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 1309 от 29 ноября 1999 года. Считают, что защитные сооружения гражданской обороны как объекты недвижимости в соответствии с действующим законодательством являются государственной собственностью, могут находиться только в федеральной собственности, либо собственности субъекта Российской Федерации, права на них подлежат государственной регистрации в установленном порядке. Финансирование организации и поддержания в постоянной боевой готовности к использованию по предназначению защитного сооружения, его техническое обслуживание за счет средств органов местного самоуправления или муниципальных организаций невозможно в силу ст. 65 Бюджетного кодекса РФ, поэтому в местном бюджете даже не могут быть предусмотрены средства на эти цели, МДОУ «Домозеровский детский сад» финансируется из бюджета Череповецкого муниципального района, являющегося органом местного самоуправления. Они пытались найти или получить реестры защитных сооружений, однако никто не выдает им такие документы. В соответствии со ст. 9 ФЗ «О гражданской обороне» к полномочиям организаций не отнесено содержание и поддержание в постоянной готовности к использованию защитных сооружений гражданской обороны, поэтому возложение на заведующую детским садом каких-либо обязанностей в отношении защитного сооружений считают незаконным. В остальном выданные предписания считают неисполнимыми и поэтому незаконными, поскольку в них не отражено, какие конкретно запасы должны быть созданы, их номенклатура и объем, считают, что территориальные органы МЧС должны были указать в предписании, что конкретно из материальных и других ресурсов и в каком объеме должно быть создано на конкретном объекте, руководителю детского сада непонятно, какие запасы и в каком объеме должны быть созданы, конкретные нормативно-правовые акты по этим вопросам отсутствуют. Просили признать выданные предписания № 230 и № 231 полностью незаконными.

Представители Главного управления МЧС России по Вологодской области – Черемушкин А.А. и Цокуров Г.В., действующие на основании доверенности, в судебном заседании с заявлением МДОУ «Домозеровский детский сад» не согласились и пояснили, что проверку МДОУ «Домозеровский детский сад» они проводили на основании распоряжений УНД Главного управления МЧС России по Вологодской области в соответствии в Федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне». О том, что в здании, занимаемом детским садом, находится защитное сооружение гражданской обороны – противорадиационное укрытие, информацию им предоставила их вышестоящая организация - Управление МЧС России по Вологодской области, оно же издало распоряжения на проведение проверки. Они не оспаривают, что паспорт ПРУ, имеющийся в отношении проверяемого защитного сооружения, не соответствует приказу МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, но Управление сообщило им, что в здании Домозеровского детского сада находится защитное сооружение ГО, и им этого достаточно для проведения проверки в отношении защитного сооружения ГО. Реестры защитных сооружений гражданской обороны являются секретными документами, им из Управления МЧС России по Вологодской области предоставлены только выписки из этого реестра, кем составлен и утвержден реестр, пояснить не могут. Кто должен составлять паспорта на защитные сооружения ГО в соответствии с приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, пояснить не могут, но считают, что это должна делать заведующая детским садом, если в здании детского сада находится это сооружение, имеется ли какой-либо нормативно-правовой акт об этом, пояснить не могут. В отношении создания запасов материальных и других ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций и в целях гражданской обороны выданные предписания считают законными, обязанности указывать, что конкретно и в каком объеме создавать на них каким-либо нормативным актом не возложено, все запасы создаются по решению и усмотрению организации, и если запасы созданы, то в отношении их объема и номенклатуры они проверку не проводят и предписания не выдают.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, а также контрольно-наблюдательное дело в отношении МДОУ Домозеровский детский сад, приходит к следующему.

Из представленных суду документов следует, что на основании распоряжений № 230 и № 231 от 25 марта 2011 года Главного управления МЧС России по Вологодской области в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» соответственно в отношении МДОУ «Домозеровский детский сад» проведена проверка выполнения ранее выданных предписаний, по результатам проверки составлены акты № 230 и 231 соответственно и выданы предписания: № 230 об устранении нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и № 231 об устранении нарушений требований в области гражданской обороны.

Предписанием № 230 от 10 мая 2011 года в качестве мероприятий по устранению нарушений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций указано на необходимость создать резерв финансовых, материальных, медицинских и других средств. Разработать и утвердить положение о резерве, определить номенклатуру, порядок использования, восполнения резерва, создать резерв по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 14 п. ж ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. 3 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 1340 от 10 ноября 1996 года, разработанным в соответствии с ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются в том числе объектовые резервы материальных ресурсов решением администраций предприятий, учреждений и организаций.

В соответствии с п.4 этого же Порядка резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом. Указанная норма воспроизведена также в п. 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 794 от 30 декабря 2003 года.

В соответствии с п.34 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций финансовое обеспечение функционирования единой системы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.

Предписание № 230 от 10 мая 2011 года, выданное МДОУ «Домозеровский детский сад» соответствует ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и вышеуказанным положениям нормативных правовых актов, принятых во исполнение указанного закона, полномочия на выдачу предписания у Главного управления МЧС России по Вологодской области и его территориальных органов имеются, и какие-либо права МДОУ ««Домозеровский детский сад» указанным предписанием не нарушены, поэтому оснований для признания указанного предписания незаконным у суда не имеется. Доводы представителей заявителя о том, что в указанном предписании не указаны конкретные материальные и другие ресурсы, их номенклатура и объемы не являются основанием для признания указанного предписания незаконным, исходя из положений вышеприведенных норм, из которых следует, что номенклатура и объемы материальных резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций устанавливаются создающими их органами самостоятельно.

Предписанием № 231 от 10 мая 2011 года в качестве мероприятий по устранению нарушений в области гражданской обороны указано на необходимость: 1. Организовать и обеспечить поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитное сооружение гражданской обороны и проводить его техническое обслуживание, разработать в полном объеме документацию на ЗС ГО, для обслуживания ЗС ГО в мирное время создать звено по обслуживанию ЗС ГО. 2. Создать объектовый запас материальных ресурсов в целях ГО. 3. Создать запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» в полномочиях организаций в области гражданской обороны не предусмотрены организация и обеспечение поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитных сооружений гражданской обороны и проведение его технического обслуживания, разработка документации на ЗС ГО, а также создание звена по обслуживанию ЗС ГО в мирное время. В обоснование указанных требований в предписании сделана ссылка на п. 15.4 приказа МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687 и на приказ МЧС России № 583 от 15 декабря 2002 года.

Согласно пункту 1.2. Приказа МЧС России от 15.12.2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ) (приложение № 6), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации. Суду не представлен паспорт ПРУ, составленный в соответствии с приложением № 6 к указанному приказу МЧС, представленный паспорт ПРУ (л.д. 44) не соответствует требованиям данного приказа МЧС, не заверен МДОУ «Домозеровский детский сад» и другими предусмотренными органами, поэтому суд полагает, что статус ПРУ, в отношении которого выдано предписание МДОУ «Домозеровский детский сад», как объекта ГО в установленном порядке не определен. В материалах контрольно-наблюдательного дела паспорт ПРУ вообще отсутствует. Кроме того, п.15.4 приказа МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687 не относится к организациям, а относится к органам местного самоуправления. Представленная суду ГУ МЧС России по Вологодской области в судебное заседание учетная карточка защитного сооружения гражданской обороны при отсутствии паспорта ПРУ, составленного в соответствии с п. 1.2 приказа МЧС России от 15.12.2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» не является достаточным основанием для определения статуса подвального помещения здания, занимаемого МДОУ «Домозеровский детский сад», как защитного сооружения гражданской обороны, кроме того, договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, заключенный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 359 от 23 апреля 1994 года, не представлен. При установленных обстоятельствах требования ГУ МЧС России по Вологодской области, изложенные в п. 1 предписания № 231 от 10 мая 2011 года, не могут быть признаны совершенными в соответствии с законом, и предписание в указанной части подлежит признанию незаконным как возлагающее не МДОУ «Домозеровский детский сад» обязанности, не предусмотренные законом и не возложенные в установленном порядке.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» в полномочиях организаций в области гражданской обороны предусмотрено, что организации создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации № 379 от 27 апреля 2000 года «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п. 5 этого же постановления запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности.

В соответствии с п. 16.13 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14 ноября 2008 года № 687, организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по заблаговременному созданию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса.

Требования и мероприятия, указанные в п. 2 и 3 предписания № 231 от 10 мая 2011 года, выданного МДОУ «Домозеровский детский сад» соответствуют ФЗ «О гражданской обороне» и вышеуказанным положениям нормативных правовых актов, принятых в соответствии с указанным законом, полномочия на выдачу предписания у Главного управления МЧС России по Вологодской области и его территориальных органов имеются, и какие-либо права МДОУ «Домозеровский детский сад» указанным предписанием не нарушены, поэтому оснований для признания указанного предписания незаконным у суда не имеется. Доводы представителей заявителя о том, что в указанном предписании не указаны конкретные материальные и другие ресурсы, их номенклатура и объемы не являются основанием для признания указанного предписания незаконным, исходя из положений вышеприведенных норм, из которых следует, что номенклатура и объемы запасов в целях гражданской обороны устанавливаются создающими их органами самостоятельно, кроме того, примерный перечень продовольственных, медицинских и иных запасов приведен в Постановлении Правительства Российской Федерации № 379 от 27 апреля 2000 года «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств», также письмом Министерства образования Российской Федерации от 16 апреля 2001 года № 01-52-117/42-02 направлены подготовленные МЧС России совместно с Минэкономразвития России и Росрезервом Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным предписание № 231 от 10 мая 2011 года «Об устранении нарушений требований в области гражданской обороны», вынесенное Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Домозеровский детский сад» главным специалистом отдела надзорной деятельности по Череповецкому району УНД Главного управления МЧС России по Вологодской области в части указания мероприятий и сроков их исполнения, указанных в п.1 данного предписания, в остальном заявление Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Домозеровский детский сад» Череповецкого муниципального района об оспаривании действий по проведению проверки отделом надзорной деятельности по Череповецкому району УНД Главного управления МЧС России по Вологодской области и выданных предписаний № 230 и № 231 от 10 мая 2011 года оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья

Текст мотивированного решения составлен 12 июля 2011 года.

Судья

Согласовано

Судья Череповецкого районного суда С.А. Гуслистова