Решение по иску о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования



Дело № 2-417-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2011 года г. Череповец

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

Судьи Гуслистовой С.А.

При секретаре Фединой А.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Глотова В.Ю. о признании незаконными бездействия администрации муниципального образования Югское по выдаче градостроительного плана земельного участка, требований о предоставлении документов и возложении обязанности на муниципальное образование Югское выдать градостроительный план земельного участка,

У с т а н о в и л:

Глотов В.Ю. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указав в его обоснование, что ХХ ХХХ ХХХХ года он обратился в администрацию муниципального образования Югское с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка. К указанному заявлению он приложил: 1) копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок, 2) договор купли-продажи от ХХ.ХХ.ХХХХ года, 3) копию кадастрового паспорта земельного участка. Считает, что им были соблюдены требования, установленные Градостроительным кодексом РФ и на добровольной основе были представлены документы, которые могут потребоваться для исполнения органом местного самоуправления своей обязанности по выдаче ему ГПЗУ. Согласно письму главы администрации от ХХ ХХХ ХХХХ года за исходящим № ХХХХ ему было указано, что для заполнения формы ГПЗУ необходимы также следующие документы: выкопировка с плана землепользования, геодезический план земельного участка с указанием границ земельного участка, координат поворотных точек границ земельного участка, описанием смежных землепользователей либо межевой план, выполненные специализированной организацией, технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Письмо он получил лично (из рук в руки) в МУ «АСИ» ХХ ХХХ ХХХХ года. Почтой в его адрес ответ не был направлен, таким образом, был нарушен срок подготовки и выдачи ГПЗУ и он усматривает в этом бездействие администрации по решению данного вопроса. Также из письма главы администрации следует, что подготовку ГПЗУ и выдача разрешений на строительство без взимания платы осуществляет МУ «АСИ» Череповецкого муниципального района на основании договора с муниципальным образованием. С другой стороны МУ «АСИ» требует прилагать к заявлению документы, не указанные в Градостроительном кодексе РФ и выполняемые организациями на платной основе. Ему не предоставили возможность ознакомиться с данным договором и в письме не указали номер и дату договора, на основании которого были переданы полномочия по подготовке ГПЗУ и разрешения на строительство. Требования главы администрации считает незаконными, поскольку, по его мнению, порядок подготовки ГПЗУ регламентирован частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ, из которой следуют выводы, что ГПЗУ как отдельный самостоятельный документ выдается на основании заявления физического или юридического лица, подготавливается в течение 30 дней со дня подачи заявления, выдается бесплатно и Градостроительный кодекс прописывает закрытый перечень документов при подаче заявления о выдаче ГПЗУ. Требований к форме заявления о выдаче ГПЗУ и составу прилагаемых документов Градостроительный кодекс не устанавливает и не отсылает к другим нормативно-правовым актам. Просит признать незаконным бездействие администрации, признать незаконным превышение срока подготовки и выдачи ГПЗУ администрацией, признать незаконным требование администрации о предоставлении документов, не указанных в части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ и обязать администрацию выдать ему запрашиваемый градостроительный план земельного участка без взимания платы.

В судебном заседании заявитель Глотов В.Ю. свое заявление поддержал по изложенным в нем основаниям, пояснил, что в ХХХХ году он приобрел на основании договора купли-продажи земельный участок, границы которого материалами межевания установлены не были. На земельном участке расположен старый жилой дом, который он хочет снести и выстроить новый дом и для этого обратился за выдачей разрешения на строительство, для получения которого необходимо представить градостроительный план земельного участка (ГПЗУ). ХХ ХХХ ХХХХ года он обратился с заявлением в надлежащий орган за выдачей ГПЗУ. Считает, что для получения ГПЗУ ему достаточно представить только заявление, какие-либо другие документы не требуются, поскольку в ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ указано только заявление. В 30-дневный срок ГПЗУ ему выдан не был, а ХХ ХХХ ХХХХ года он получил письмо с требованием предоставить дополнительные документы для заполнения формы ГПЗУ. Он не согласен предоставлять затребованные документы, так как для межевания земельного участка требуются денежные средства и время, а он не желает тратить время и деньги, считает, что Инструкции по заполнению формы ГПЗУ разработаны для исполнителей, которые могут самостоятельно получить необходимые им сведения для заполнения формы ГПЗУ, а он предоставлять такие сведения не обязан, его участок на местности обозначен забором, исполнители могут самостоятельно составить топографическую съемку его участка, выполнить межевание его земельного участка, если им это необходимо. Бездействием администрации считает невыдачу ему ГПЗУ в 30-дневный срок. Его цель - получить ГПЗУ на основании поданного им заявления без предоставления каких-либо дополнительных документов. Невыдачей ГПЗУ нарушено его право начать строительство жилого дома, поскольку без ГПЗУ ему не выдадут разрешение на строительство. Заявление о выдаче ему разрешения на строительство он подал одновременно с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, хотя согласен, что по логике заявление о выдаче разрешения на строительство должно подаваться после получения ГПЗУ, но он посчитал, что вправе подать оба заявления одновременно, ему так удобнее, чтобы потратить наименьшее время. Право МО Югское заключить договор на оказание технических услуг по оформлению ГПЗУ он не оспаривает. Он обращался в МУ «АСИ», где ему предложили представить помимо заявления и другие документы для выдачи ГПЗУ, его это не устроило, и он подал заявления непосредственно в МО Югское.

Представители администрации муниципального образования Югское – Кириллова Е.В., действующая на основании доверенности, и Селиванова Л.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявлением Глотова В.Ю. не согласились и пояснили, что Глотов В.Ю. обратился с заявлением о выдаче ему ГПЗУ и одновременно подал заявление о выдаче разрешения на строительство, для получения которого требуется представить ГПЗУ в МО Югское. Заявление Глотова В.Ю. было зарегистрировано ХХ ХХХ ХХХХ года, а ХХ ХХХ ХХХХ года ему был подготовлен ответ о предоставления документов, необходимых для заполнения формы ГПЗУ, без которых заполнение формы ГПЗУ в соответствии с установленными требованиями невозможно. Установить дату вручения ответа Глотову В.Ю. в настоящее время невозможно, поскольку в связи с большим объемом обращений и заявлений граждан о подготовленных ответах граждане извещаются по телефону, опровергнуть доводы Глотова В.Ю. о выдаче ему ответа ХХ ХХХ ХХХХ года не могут. Полномочия по выдаче ГПЗУ администрацией МО Югское никому не переданы, переданы технические функции по оформлению документов на основании договора с МУ «АСИ» Череповецкого муниципального района от ХХ ХХХ ХХХХ года. В МО Югское утвержден Порядок подготовки градостроительных планов земельных участков на территории Д. сельского поселения, в котором указан перечень документов, которые должен представить заявитель для получения ГПЗУ. МО Югское является правопреемником Д. сельского поселения. Считают, что требование администрации МО Югское о предоставлении документов, необходимых для заполнения формы ГПЗУ в соответствии с формой ГПЗУ, утвержденной Правительством РФ, и Инструкцией о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной уполномоченным Правительством РФ органом соответствует закону, а также вышеуказанному Порядку, который незаконным не признан, был проверен прокуратурой как нормативный правовой акт. Доводы заявителя Глотова В.Ю. о том, что ему для получения ГПЗУ достаточно подать одно заявление, не соответствуют ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, которая не содержит положения, что ч. 17 предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых для выдачи ГПЗУ. Границы земельного участка должны быть указаны в форме ГПЗУ в соответствии с материалами межевания в интересах, прежде всего, заявителей, чтобы исключить наложение границ на соседние земельные участки, границы которых могут уже быть установлены по материалам межевания, и соответственно правильно занести сведения в ГПЗУ для выдачи разрешения на строительство. Им непонятно, почему Глотов В.Ю. отказывается выполнить межевание своего земельного участка, чтобы в его же интересах правильно заполнить форму ГПЗУ. На дату дачи ответа Глотову В.Ю. форма ГПЗУ предусматривала указание технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, после дачи ответа в форму были внесены изменения, согласно которым сведения о технических условиях в форме ГПЗУ теперь не предусмотрены, указанные изменения в форме ГПЗУ начали действовать с ХХ ХХХ ХХХХ года, поэтому указные документы Глотову В.Ю. представлять теперь не требуется, а на ХХ ХХХ ХХХХ года требовалось. Считают, что бездействия со стороны администрации МО Югское по заявлению Глотова В.Ю. не допущено, ответ ему был дан, хотя признают, что в установленный срок заявление его фактически не разрешено и срок рассмотрения его заявления юридически не продлен. Согласны, что истребование выкопировки из плана землепользования не относится к тем документам, которые должен представить гражданин, поскольку этот документ изготавливается самим сельским поселением. В новом Порядке выдачи ГПЗУ, который готовится к утверждению, предоставление выкопировки из плана землепользования уже не предусмотрено. Просили в удовлетворении заявления Глотову В.Ю. отказать.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, представленные документы, находит заявление Глотова В.Ю. подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Россий­ской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспа­ривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, орга­нов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципаль­ных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В соответствии со ст. 12 Федерального Закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02 мая 2006 года №59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Согласно статье 254 Граждан­ского процессуального кодекса Российской Федерации незаконными можно признать только те действия (бездействие), которые на­рушают права и законные интересы заявителя либо препятствуют их осуществле­нию.

Как следует из материалов дела, ХХ ХХХ ХХХХ года заявитель обратился в администрацию муниципального образования Югское с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, которое зарегистрировано за входящим номером ХХХ.

В соответствии с пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Анализируя указанную норму, суд приходит к выводу, что в течение тридцати дней заявителю должен быть выдан градостроительный план земельного участка, либо отказано в его выдаче. С учетом положений ст. 12 Федерального Закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» орган местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено и не опровергнуто представителем МО Югское, что в установленные законом сроки градостроительный план земельного участка заявителю не выдан, отказ в выдаче данного плана также не принимался, уведомление о продлении срока рассмотрения заявления Глотову В.Ю. не направлено, поэтому суд полагает, что в данном случае Муниципальным образованием Югское нарушено право Глотова В.Ю. на получение ответа на его обращение в орган местного самоуправления в установленный законом срок и в этой части его заявление является обоснованным, и суд полагает вынести решение об обязанности Муниципального образования Югское устранить указанное нарушение закона.

Также в судебном заседании установлено, что ХХ ХХХ ХХХХ года Глотову В.Ю. вручено письмо Муниципального образование Югское от ХХ ХХХ ХХХХ года, в котором ему в ответ на его заявление от ХХ ХХХ ХХХХ года предложено представить дополнительные документы для заполнения формы градостроительного плана земельного участка: выкопировку с плана землепользования, геодезический план земельного участка (с указанием границ земельного участка, координат поворотных точек границ земельного участка, описанием смежных землепользователей) либо межевой план, выполненный специализированной организацией, технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Заявитель Глотов В.Ю. просит признать указанные действия Муниципального образования Югское об истребовании документов незаконными и нарушающими его право получить ГПЗУ только на основании поданного им заявления.

В соответствии с п. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с п.5 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. N 840 "О форме градостроительного плана земельного участка" была утверждена форма градостроительного плана. Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 11 августа 2006 года № 93 была утверждена Инструкция о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, которая разработана в соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. N 840. Указанными нормативно-правовыми актами на момент вручения Глотову В.Ю. письма от ХХ ХХХ ХХХХ года с предложением представить выкопировку с плана землепользования, геодезический план земельного участка (с указанием границ земельного участка, координат поворотных точек границ земельного участка, описанием смежных землепользователей) либо межевой план, выполненный специализированной организацией, технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения было предусмотрено заполнение в форме ГПЗУ границ земельного участка, координат точек поворотных углов земельного участка, технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Таким образом, требование предоставить геодезический план земельного участка (с указанием границ земельного участка, координат поворотных точек границ земельного участка, описанием смежных землепользователей) либо межевой план, выполненный специализированной организацией, технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения для заполнения формы ГПЗУ основано на законе и не нарушает права либо свободы Глотова В.Ю. Его доводы о наличии у него права получить ГПЗУ только лишь на основании одного заявления в соответствии с ч.17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ основаны на неверном толковании закона в системе действующих норм права, противоречат ст. 44 этого же кодекса и принятым в соответствии с ним нормативно-правовым актам уполномоченных органов, поэтому в этой части заявление Глотова В.Ю. удовлетворению не подлежит, обязанность выдать Глотову В.Ю. ГПЗУ без предоставления им документов, необходимых для заполнения формы ГПЗУ, на Муниципальное образование Югское возложена быть не может.

Требование МО Югское предоставить выкопировку с плана землепользования для заполнения формы ГПЗУ не основано на Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. N 840 "О форме градостроительного плана земельного участка" и Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, однако само по себе, учитывая, что Глотовым В.Ю. не представлены другие документы, необходимые для заполнения формы ГПЗУ, не может быть признано нарушающим права или свободы заявителя Глотова В.Ю., поскольку для удовлетворения требования о признании решения, действий органа, должностного лица незаконными необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствия оспариваемых решения, действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушения этими решением, действиями прав и законных интересов заявителя. Требованием предоставить выкопировку из плана землепользования в данном случае какие-либо права либо свободы заявителя Глотова В.Ю. не нарушаются.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Глотова В.Ю. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образование Югское по рассмотрению заявления Глотова В.Ю. от ХХ ХХХ ХХХХ года о выдаче градостроительного плана земельного участка в части установленного срока рассмотрения заявления и обязать орган местного самоуправления - муниципальное образование Югское устранить нарушение в части установленного срока рассмотрения заявления Глотова В.Ю. от ХХ ХХХ ХХХХ года.

Глотову В.Ю. в удовлетворении заявления о признании незаконными требований администрации муниципального образования Югское о предоставлении документов, не указанных в части 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и возложении обязанности на муниципальное образование Югское выдать градостроительный план земельного участка – отказать.

Взыскать с администрации муниципального образование Югское в пользу Глотова В.Ю. расходы по госпошлине в сумме ХХХ рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья

Текст мотивированного решения составлен 28 июля 2011 года.

Судья

Согласовано

Судья Череповецкого районного суда С.А. Гуслистова