Дело № 2-522/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 08 сентября 2011 года г. Череповец Череповецкий районный суд Вологодской области в составе: судьи Жгутовой Н.В. при секретаре Фединой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Череповецкого района Вологодской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ягановского сельского поселения о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Череповецкого района Вологодской области обратился в суд с иском к администрации Ягановского сельского поселения, указав в обоснование исковых требований, что в ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности на территории Ягановского сельского поселения Череповецкого района установлено, что в Ягановском сельском поселении отсутствует правовой акт, регламентирующий порядок подготовки населенных пунктов поселения к пожароопасному сезону; не разработан план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Ягановского сельского поселения; в населенных пунктах Ягановского сельского поселения: д.У., д.К., д.С., д.Ц. к источникам противопожарного водоснабжения не устроены подъезды с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, забор воды пожарным автомобилем из имеющихся водоисточников невозможен; в населенных пунктах поселения: д.У., д.К., д.С., д. Ц. у источников противопожарного водоснабжения, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника; в населенных пунктах поселения: с.Я., д.Б., д.Д., д.С., д.Ш. отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. С учетом складывающейся пожароопасной обстановки на территории Череповецкого района, вызванной резким изменением погодно-климатических условий и человеческим фактором, что может привести к возгораниям и, как следствие, к гибели людей, не принятие администрацией Ягановского сельского поселения мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения влечет нарушение требований Конституции РФ и действующего федерального законодательства. В соответствии со ст.ст. 17, 20, 41 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. В силу положений ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения. Как следует из п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно п. 10 ч. 1 ст. 4 Устава Ягановского сельского поселения (далее Устав) к вопросам местного значения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Структуру органов местного самоуправления Ягановского сельского поселения составляет, в том числе администрация Ягановского сельского поселения (ст. 20 Устава). В соответствии со ст. 30 Устава, администрация Ягановского сельского поселения наделена полномочиями, в том числе по решению вопросов местного значения на территории Ягановского сельского поселения, обладает правами юридического лица, может выступать истцом, ответчиком в судах. Решением Совета Ягановского сельского поселения № 86 от 28 марта 2011 года администрация Ягановского сельского поселения наделена, в том числе полномочиями по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года (далее Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года) (ч. 4 ст. 20 Федерального «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ). В соответствии с ч.1 ст.20 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ к нормативному правовому регулированию в области пожарной безопасности относятся, в том числе Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС № 313 от 18 июня 2003 года. Согласно ч. 2 ст. 63 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года органы местного самоуправления поселений разрабатывают и осуществляют мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. В силу положений ч. 4 ст. 63 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года органы местного самоуправления поселений разрабатывают план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и осуществляют контроль за его выполнением. Как следует из ч. 2 ст. 63 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения. Согласно п. 94 ППБ 01-03 поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств в населенных пунктах возлагается на органы местного самоуправления. При этом к естественным или искусственным водоисточникам (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В соответствии с п. 90 ППБ 01-03 у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. В силу положений п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Принимая во внимание вышеизложенное, обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Ягановского сельского поселения возложена на администрацию Ягановского сельского поселения. Доводы администрации Ягановского сельского поселения Череповецкого муниципального района о недостаточности финансирования не являются основанием для освобождения от возложенных законом обязанностей, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (пп. 1 п. 1 ст. 14, пп. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Несоблюдение и невыполнение администрацией Ягановского сельского поселения законодательства о пожарной безопасности на территории Ягановского сельского поселения затрагивает и ущемляет права и интересы граждан Российской Федерации. Просит обязать администрацию Ягановского сельского поселения в срок не позднее 01 февраля 2012 года разработать и издать правовой акт, регламентирующий порядок подготовки населенных пунктов к пожароопасному сезону; разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории сельского поселения; оборудовать в населенных пунктах поселения: д.У., д.К., д.С., д.Ц. подъезды к пожарному водоему площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12?12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; установить у источников противопожарного водоснабжения, расположенных в д.У., д.К., д.С., д.Ц. Ягановского сельского поселения, а также по направлению движения к ним, соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника; обеспечить населенные пункты: с.Я., д.Б., д.Д., д.С., д.Ш. средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Череповецкого района Вологодской области – Малышев Ю.В. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель ответчика – ххх администрации Ягановского сельского поселения Туманова Н.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором указала, что исковые требования прокурора Череповецкого района Вологодской области признает, последствия признания иска, предусмотренные ч.3 ст.173 ГПК РФ, ей известны и понятны, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации. Суд принимает признание иска ответчиком – администрацией Ягановского сельского поселения, поскольку признание иска соответствует обстоятельствам дела, не нарушает права и охраняемые законом интересы сторон и иных лиц и в соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ считает необходимым вынести решение об удовлетворении исковых требований. Руководствуясь ст. ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Череповецкого района Вологодской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ягановского сельского поселения о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворить. Обязать администрацию Ягановского сельского поселения в срок не позднее 01 февраля 2012 года разработать и издать правовой акт, регламентирующий порядок подготовки населенных пунктов к пожароопасному сезону; разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории сельского поселения; оборудовать в населенных пунктах поселения: д.У., д.К., д.С., д.Ц. подъезды к пожарному водоему площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12?12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; установить у источников противопожарного водоснабжения, расположенных в д.У., д.К., д.С., д.Ц. Ягановского сельского поселения, а также по направлению движения к ним, соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника; обеспечить населенные пункты: с.Я., д.Б., д.Д., д.С., д.Ш. средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 дней. Судья Согласовано Судья Череповецкого районного суда Н.В. Жгутова