Дело № 2-618-11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 ноября 2011 года г. Череповец Череповецкий районный суд Вологодской области в составе: судьи Гуслистовой С.А. при секретаре Фроловой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и защиту неопределенного круга лиц к администрации Николо-Раменского сельского поселения о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора, расположенные вблизи д. Харламовская и д. Бор и привести земельный участок в состояние, пригодное для целевого использования, УСТАНОВИЛ: Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в его обоснование, что прокуратурой проведена проверка по обращению Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области по факту обнаружения несанкционированных свалок вблизи д. Харламовская и д. Бор Череповецкого муниципального района. В ходе проверки установлено, что администрацией Николо-Раменского сельского поселения не выполняются возложенные на нее федеральным законодательством полномочия в части сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. На территории Николо-Раменского сельского поселения находится ХХ населенных пунктов, в которых проживают ХХХ человек. Численность постоянно проживающего населения д. Харламовская составляет ХХХ человек, д.Бор - ХХ человек. В летний период времени численность населения указанных населенных пунктов за счет дачников возрастает до ХХХХ и ХХХ человек соответственно. В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ, п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, а также согласно п.п. 19,20 ч. 1 ст. 4 Устава Николо-Раменского сельского поселения к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также организация благоустройства. Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрены требования по обращению с отходами на территориях муниципальных образований, где указано, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Однако, в связи с тем, что сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории поселения администрацией Николо-Раменского сельского поселения не организован, размещение бытовых отходов и мусора жителями д. Харламовская и д. Бор осуществлялось вблизи указанных населенных пунктов. Указанные места размещения отходов являются несанкционированными, в государственный реестр объектов размещения отходов не включены. Меры к ликвидации указанных свалок администрацией сельского поселения не предпринимались. Ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено создание объектов размещения отходов лишь на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Однако указанное разрешение для функционирования свалки ТБО вблизи д. Харламовская и д.Бор уполномоченным органом не выдавалось. Также в нарушение требований, предусмотренных ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», мониторинг состояния окружающей природной среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую природную среду не проводится. Ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года устанавливает обязанность для собственников объектов размещения отходов, а также лиц, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Кроме того, в нарушение п. 1 ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.4 СанПиН 2.1.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» на свалках ТБО в д. Харламовская и д.Бор не организовано ограждение свалки, отсутствует шлагбаум. Перечисленные нарушения способствуют угрозе создания неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в указанных населенных пунктах, так как отсутствие ограждения, шлагбаума, ворот создают условия для свободного доступа на свалку животных, несанкционированных поджогов мусора, а отсутствие исследований земельного участка (и полученного соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения) может привести к загрязнению (заражению) грунтовых (подземных) вод. Несоблюдение действующего природоохранного законодательства при сборе и размещении ТБО ведет к созданию неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в районе и загрязнению окружающей среды, неконтролируемому размещению твердых бытовых отходов. Должных мер по ликвидации несанкционированной свалки администрацией Николо-Раменского сельского поселения принято не было. Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Аналогичные требования закреплены и в ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001г. № 136-ФЗ, согласно которой - земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. В ст. 1 Земельного кодекса РФ определены принципы земельного законодательства, важнейшими среди которых являются: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат. Использование земельного участка для несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, осуществляемого с нарушением требований природоохранного и санитарного законодательства, может создать реальную угрозу загрязнения атмосферы, засорения территории, истощения и деградации почвы, а также ухудшения среды обитания человека, что недопустимо. ХХ.ХХ.ХХХХ года в отношении администрации Николо-Раменского сельского поселения было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.3.6 Закона «Об административных правонарушениях в Вологодской области» от ХХ.ХХ.ХХХХ года №ХХХ - нарушение установленных муниципальными правовыми актами правил организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Невыполнение требований законодательства об отходах производства и потребления, а также санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства при размещении отходов может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки и возникновению инфекционных заболеваний опасных для здоровья человека. Статья 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяет экологическую безопасность, как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Статья 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» целью принятия санитарных правил определила установление санитарно-эпидемиологических требований (в том числе критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Игнорирование ответчиком требований природоохранного, земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает гарантированные ст. 42 Конституции РФ права жителей д. Харламовская и д. Бор Череповецкого муниципального района, других граждан посещающих указанный район, на благоприятную окружающую среду. Этим нарушается так же и требования ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Невыполнение администрацией требований природоохранного законодательства нарушает права граждан и на экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Нарушения природоохранного и санитарного законодательства, допускаемые ответчиком, прямо затрагивают интересы неопределенного круга лиц, так как создают угрозу причинения вреда здоровью людей (как местных жителей, так и граждан которые могут находиться в данном районе), окружающей природной среде и среде обитания. Просит обязать администрацию Николо-Раменского сельского поселения в срок до ХХ ХХХ ХХХХ года ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора, расположенные вблизи д. Харламовская и д.Бор Череповецкого муниципального района и обязать ответчика привести данный земельный участок в состояние, пригодное для целевого использования. В судебном заседании представитель истца – старший помощник Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Екимова О.Н. исковые требования уточнила, просила по основаниям, указанным в исковом заявлении, обязать администрацию Николо-Раменского сельского поселения в срок до ХХ ХХХ ХХХХ года ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора, расположенные вблизи д. Харламовская и д.Бор Череповецкого муниципального района, о чем представила суду письменное заявление. Третье лицо на стороне истца – представитель Управления Росприроднадзора по Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, в отзыве указал, что исковые требования прокурора поддерживает. Представитель ответчика – исполняющая полномочия главы администрации Николо-Раменского сельского поселения Посина О.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора признала в полном объеме, о чем представила суду письменное заявление, пояснила, что действительно на территории поселения организуются несанкционированные свалки в районе дер. Харламовская и д. Бор, администрацией поселения принимаются меры к их ликвидации и предупреждению их образования, полагает, что в срок до ХХ ХХХ ХХХХ года несанкционированные свалки будут ликвидированы, также принимаются меры для организации полигона ТБО непосредственно на территории поселения. Судом представителю ответчика разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, которые ему понятны. Суд принимает признание иска представителем ответчика, поскольку полномочия на признание иска у представителя ответчика имеются, признание иска соответствует обстоятельствам дела и закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, поэтому суд считает необходимым вынести решение об удовлетворении исковых требований Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ. В соответствии с п.19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекс РФ ответчик освобожден от уплаты госпошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора к администрации Николо-Раменского сельского поселения удовлетворить. Обязать администрацию Николо-Раменского сельского поселения ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора, расположенные в дер. Харламовская и в дер. Бор Череповецкого муниципального района в срок до ХХ ХХХ ХХХХ года. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 дней. Судья Согласовано Судья Череповецкого районного суда С.А. Гуслистова