Решение по иску о включении имущества в состав наследства и признании права собственности на здание бани и хозяйственные постройки



Дело № 2-622-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 ноября 2011 года г.Череповец

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

Судьи Гуслистовой С.А.

при секретаре Фроловой О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лузянина Н.А. к администрации Судского сельского поселения и администрации Череповецкого муниципального района о включении имущества в состав наследства и признании права собственности на здание бани и хозяйственные постройки,

у с т а н о в и л:

Лузянин Н.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснование иска, что ХХ ХХХ ХХХХ года умер его отец Л. После его смерти открылось наследство, состоящее из здания бани и хозяйственных построек (кессона и колодца), находящихся на земельном участке с кадастровым номером ХХХ по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Судский с/с, п. Н.Б., ул.С. дом №ХХ-а. Ранее на вышеуказанном земельном участке находился жилой дом, принадлежащий Л. на праве собственности, который сгорел ХХ ХХХ ХХХХ года. В установленный законом срок он обратился в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства, других наследников первой очереди не имеется. Нотариус отказал ему в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на здание бани и хозяйственные постройки по причине отсутствия правоустанавливающих документов на здание бани и хозяйственные постройки. В связи с этим возник вопрос о включении здания бани и хозяйственных построек (кессона и колодца) в наследственную массу. Просит включить в состав наследства, оставшегося после смерти Л., умершего ХХ ХХХ ХХХХ года, здание бани и хозяйственные постройки (кессон и колодец) расположенные на земельном участке с кадастровым номером ХХХ по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Судский с/с, п. Н.Б., ул.С. дом №ХХ-а и признать за ним право собственности на здание бани и хозяйственные постройки (кессон и колодец) расположенные на земельном участке с кадастровым номером ХХХ по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Судский с/с, п. Н.Б., ул. С., дом №ХХ-а.

В судебном заседании представитель истца Лузянина Н.А. – Рыжов С.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, пояснил, что каких-либо документов о предоставлении умершему Л. земельного участка на каком-либо праве не имеется, однако считает, что при приобретении по договору купли-продажи в ХХХХ году строения у В. к Л. перешло право пользования земельным участком. Баню на земельном участке выстроил Л. после приобретения строения. Каких-либо разрешений на строительство бани не имеется, но ни соседи смежных земельных участков, ни администрация Судского сельского поселения не имеют возражений против границ земельного участка, на котором выстроена баня. В ХХХХ году строение, приобретенное Л. у В., сгорело и до настоящего времени новый жилой дом не выстроен.На земельном участке имеется фундамент, который не отражен в техническом паспорте. Запись кадастрового номера земельного участка, выполненная от руки, в кадастровом паспорте на хозяйственные постройки от ХХ ХХХ ХХХХ года произведена ФГУП «Ростехинвентаризация» по его просьбе в ХХХХ году перед подачей настоящего искового заявления в суд, изначально кадастровый номер земельного участка в кадастровом паспорте отсутствовал. При жизни Л. пытался оформить права на земельный участок, получил для этого план земельного участка и справки в сельском поселении в ХХХ ХХХХ года, но по каким причинам не оформил какие-либо права на земельный участок, он пояснить не может.

Ответчик – представитель Администрации Череповецкого муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, представил отзыв с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, в отзыве сообщил, что не признает исковые требования Лузянина Н.А., поскольку земельный участок, на котором расположены спорные объекты, наследодате­лю ни на каком праве не предоставлялся и в состав наследства входить не может. Кадастровый паспорт земельного участка не является правоустанавливающим до­кументом на землю и содержит ошибочные сведения, которые могли быть внесены на основании данных о ранее учтенных земельных участках, предоставленных ад­министрацией сельского поселения в ФГУ «Земельная кадастровая палата». Баня, хозяйственные постройки и колодец не относятся к объектам недви­жимости, для эксплуатации которых предоставляются земельные участки на осно­вании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, они указываются как вспомогательные объекты при изготовлении технического и кадастрового паспор­тов на жилой дом. Считает, что спорные объекты в силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся к самовольным по­стройкам, так как созданы на земельном участке, не предоставленном для этих це­лей и без разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию. В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федера­ции в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи иное имущество, в том числе имущественные права и обязанно­сти. Самовольные постройки не входят в состав наследственного имущества, так как лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает право собст­венности на нее. На основании статей 222, 1112 Гра­жданского кодекса Российской Федерации просил в иске Лузянину Н.А. отказать.

Ответчик – представитель администрации Судского сельского поселения в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, об уважительности причин неявки суду не сообщил, отзыв на исковое заявление не представил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие представителя указанного ответчика.

Суд, заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, находит исковые требования Лузянина Н.А. подлежащими отклонению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Из представленных суду документов установлено и не оспаривается представителем истца, что земельный участок Л. для строительства хозяйственных построек, которые истец как наследник Л. просит включить в состав наследства и признать на них за ним право собственности, в установленном порядке умершему Л. никогда не отводился и не предоставлялся, решение органом, уполномоченным на распоряжение соответствующими земельными участками, в отношении Л. не принималось, в договоре купли-продажи строения от ХХ ХХХ ХХХХ года (л.д. 14) сведения об отчуждении Л. каких-либо прав на земельный участок отсутствуют, также отсутствуют сведения о приобретении одновременно со строением спорных хозяйственных построек, поэтому в соответствии со ст. 222 ГК РФ возведенные умершим Л. хозяйственные постройки на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, являются самовольными постройками. На момент смерти Л. и на момент рассмотрения настоящего дела земельный участок не находится в собственности, пожизненном наследуемом владении либо постоянном бессрочном пользовании умершего Л. или его наследника Лузянина Н.А.

В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.

Истцом Лузяниным Н.А. и его представителем не представлено суду доказательств, что к Лузянину Н.А. как к наследнику Л. в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором расположены постройки, на которые он просит признать право собственности, поэтому за ним не может быть признано право собственности на самовольные хозяйственные постройки, исходя из смысла ч.3 ст. 222 ГК РФ, таким образом, оснований, предусмотренных законом для признания за истцом права собственности на возведенные умершим Л. хозяйственные постройки не имеется. Доводы представителя истца о том, что у Л. в ХХХХ году возникло право пользования земельным участком суд признает несостоятельными, поскольку право пользования земельным участком не предусмотрено ст. 222 ГК РФ как основание возможности признания права собственности на самовольные постройки. Представленная истцом и его представителем кадастровая выписка о земельном участке (л.д. 30) не может быть принята во внимание, поскольку не подтверждена правоустанавливающими документами уполномоченных органов о предоставлении земельного участка в собственность умершему Л.

В соответствии со статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, принадлежит органам местного самоуправления Череповецкого муниципального района – администрации Череповецкого муниципального района и её уполномоченным органам, которые возражают против удовлетворения исковых требований Лузянина Н.А. Таким образом, каких-либо законных оснований для удовлетворения исковых требований Лузянина Н.А. не имеется и в иске ему следует отказать в полном объеме, о чем суд и полагает вынести решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Лузянину Н.А. в удовлетворении исковых требований к администрации Судского сельского поселения и администрации Череповецкого муниципального района о включении в состав наследства, оставшегося после смерти Л., умершего ХХ ХХХ ХХХХ года, здания бани и хозяйственных построек (кессона и колодца), расположенных на земельном участке с кадастровым номером ХХХ по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Судский с/с, пос. Н.Б., ул. С., д. ХХ-а, и признании за ним права собственности на здание бани и хозяйственные постройки (кессон и колодец), расположенные на земельном участке с кадастровым номером ХХХХ по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Судский с/с, пос. Н. Б., ул. С., д. ХХ-а, инвентарный номер ХХХХ - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья

Текст мотивированного решения составлен 16 ноября 2011 года.

Судья

Согласовано

Судья Череповецкого районного суда С.А. Гуслистова