Именем Российской Федерации 07 декабря 2011 года г. Череповец Череповецкий районный суд Вологодской области в составе: Судьи Гуслистовой С.А. При секретаре Фроловой О.Ю. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Воскресенский детский сад» Череповецкого муниципального района об оспаривании действий по проведению проверки отделом надзорной деятельности по Череповецкому району УНД Главного управления МЧС России по Вологодской области и выданного предписания № 946/1/1-1 от 24 октября 2011 года, У с т а н о в и л: МБДОУ «Воскресенский детский сад» обратилось в суд с вышеуказанным заявлением, указав в обоснование заявления, что на основании распоряжений главного управления МЧС России по Вологодской области от ХХ ХХХ ХХХХ года №ХХХ в отношении учреждения была проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки выполнения предписания №ХХХ от ХХ.ХХ.ХХХХ года по устранению нарушений требований в области в области гражданской обороны, по итогам проверки 24 октября 2011 года составлен акт проверки №ХХХ и выдано предписание по устранению нарушений №946/1/1-1 от 24 октября 2011 года, в предыдущих акте и предписании проверяющим органом было указано то же нарушение, что в предписании № 946/1/1-1. Считает, что МБДОУ никаких нарушений не совершало и учреждение не является лицом, ответственным за данные нарушения. По договору №ХХ об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальным учреждением от ХХ.ХХ.ХХХХ года, заключенному между Комитетом имущественных отношений Администрации Череповецкого муниципального района и МДОУ «Воскресенский детский сад», ему передано недвижимое и движимое имущество в соответствии с приложениями. Защитное сооружение гражданской обороны каким - либо образом МДОУ не передавалось и документов на него у учреждения не имеется, на балансе учреждения ЗС ГО не числится, что подтверждается справкой от ХХ ХХХ ХХХХ года. На здание детского сада имеется кадастровый паспорт, в соответствии с которым в здании имеется подвал, а не защитное сооружение, который используется для нужд детского сада по своему назначению. Согласно пункту 1.2. Приказа МЧС России от ХХ.ХХ.ХХХХ года №ХХХ «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации. Имеющийся паспорт ПРУ №ХХХ не соответствует предъявленным требованиям. Нормативными правовыми актами на заведующего МДОУ не возложены обязанности по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению сооружения и проведению его технического обслуживания. Полномочия по созданию и поддержанию защитных сооружений согласно статьям 7,8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предоставлены федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а не организациям. Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, что отражено в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 26.01.2010 года № 12757/09. Защитные сооружение не могут находиться в муниципальной собственности и должны передаваться в государственную собственность отделом по мобилизационной работе, гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций Администрации Череповецкого муниципального района. МБДОУ полагает, что нарушение, указанное в предписании отсутствует, и на МБДОУ незаконно возложены обязанности по устранению нарушения. Просит признать незаконными действия по проведению проверки и выданное предписание № 946/1/1-1 от 24 октября 2011 года. В судебном заседании представители заявителя – ХХХ муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Воскресенский детский сад» Ромичева Л.В., а также Рабцевич О.Д., действующая на основании доверенности, заявление поддержали по изложенным в нем основаниям и пояснили, что сами действия по проведению проверки со стороны надзорных органов МЧС России они не оспаривают, полномочия на проведение проверки у органов МЧС России имеются, процедура проведения проверки соблюдена, но они не согласны с выданным предписанием и считают его незаконным. По их мнению, статус подвала здания МБДОУ как защитного сооружения гражданской обороны не определен в соответствии с действующим законодательством, паспорт ПРУ установленной формы отсутствует, компетентными органами не определено соответствие имеющегося подвала техническим требованиям и характеристикам, предъявляемым к противорадиационным укрытиям, не представлено ни проекта, ни акта ввода в эксплуатацию защитного сооружения как объекта, не представлено планов, предусмотренных п.7 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 1309 от 29 ноября 1999 года. Считают, что защитные сооружения гражданской обороны как объекты недвижимости в соответствии с действующим законодательством являются государственной собственностью, могут находиться только в федеральной собственности, либо собственности субъекта Российской Федерации, права на них подлежат государственной регистрации в установленном порядке. Финансирование организации и поддержания в постоянной боевой готовности к использованию по предназначению защитного сооружения, его техническое обслуживание за счет средств органов местного самоуправления или муниципальных организаций невозможно в силу ст. 65 Бюджетного кодекса РФ, финансировать состояние постоянной готовности к использованию и проводить техническое обслуживание ЗС ГО возможно за счет средств его собственника, в местном бюджете не могут быть предусмотрены средства на эти цели, МБДОУ «Воскресенский детский сад» финансируется из бюджета Череповецкого муниципального района, являющегося органом местного самоуправления. В соответствии со ст. 9 ФЗ «О гражданской обороне» к полномочиям организаций не отнесено содержание и поддержание в постоянной готовности к использованию защитных сооружений гражданской обороны, поэтому возложение на заведующую детским садом каких-либо обязанностей в отношении защитного сооружения считают незаконным. Ромичева Л.В., кроме того, пояснила, что предыдущее предписание она не оспаривала, поскольку не знала о возможности его оспаривания, она обращалась к начальнику управления образования за выделением средств на исполнение предписания, но получила ответ, что выделение средств на эти цели будет являться нецелевым расходованием бюджетных средств. Просили признать выданное предписание незаконным. Представитель Главного управления МЧС России по Вологодской области – Глотов В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с заявлением МБДОУ «Воскресенский детский сад» не согласился и пояснил, что проверку МБДОУ «Воскресенский детский сад» они проводили на основании распоряжений УНД Главного управления МЧС России по Вологодской области в соответствии в Федеральным законом «О гражданской обороне» и принятыми в соответствии с ним подзаконными актами. О том, что в здании, занимаемом детским садом, находится защитное сооружение гражданской обороны – противорадиационное укрытие, информацию им предоставило Управление МЧС России по Вологодской области, оно же издало распоряжения на проведение проверки. Объект как защитное сооружение гражданской обороны предусмотрен Перечнем, который предоставить не могут, поскольку он для служебного пользования. Паспорт ПРУ, имеющийся в отношении проверяемого защитного сооружения, не соответствует приказу МЧС России от ХХ ХХХ ХХХХ года №ХХХ, но они считают его действительным, так как ЗС ГО создано в ХХХХ году, почему дата составления паспорта ПРУ указана ХХ ХХХ ХХХХ года, пояснить не может. Управление предлагало администрации Череповецкого района провести инвентаризацию защитных сооружений, но документов об инвентаризации в Управление предоставлено не было, поэтому они руководствуются имеющимися паспортами ПРУ. Кто должен составлять паспорта ЗС ГО в соответствии с приказом МЧС России от ХХ ХХХ ХХХХ года №ХХХ, пояснить не может, но считает, что это может узнать заведующая детским садом, она же может обратиться за финансированием на содержание и техническое обслуживание защитного сооружения, чтобы ЗС ГО обороны находилось в состоянии постоянной готовности к использованию его по предназначению, считает, что эта обязанность имеется у заведующей детским садом как у руководителя на основании ст. 9 ФЗ «О гражданской обороне». Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Из представленных суду документов следует, что на основании распоряжения № ХХХ от ХХ ХХХ ХХХХ года Главного управления МЧС России по Вологодской области в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» в отношении МБДОУ «Воскресенский детский сад» проведена проверка выполнения ранее выданного предписания, по результатам проверки составлен акт №ХХХ и выдано предписание № 946/1/1-1 об устранении нарушений требований в области гражданской обороны. Предписанием № 946/1/1-1 от 24 октября 2011 года в качестве мероприятий по устранению нарушений в области гражданской обороны указано на необходимость: 1. Организовать и обеспечить поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитное сооружение гражданской обороны и проводить его техническое обслуживание. Не согласившись с выданным предписанием МБДОУ «Воскресенский детский сад» обратилось в суд с заявленными требованиями. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» в полномочиях организаций в области гражданской обороны не предусмотрены организация и обеспечение поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитных сооружений гражданской обороны и проведение его технического обслуживания. В обоснование указанных требований в выданном предписании сделана ссылка на п. 15.4 приказа МЧС России от ХХ ХХХ ХХХХ года №ХХХ и на приказ МЧС России №ХХХ от ХХ ХХХ ХХХХ года. Приказом МЧС России от ХХ.ХХ.ХХХХ года №ХХХ утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. Указанными Правилами установлены требования к эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту ЗС ГО. Согласно п. 1.2 указанных Правил статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ) (приложение №Х), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации. Суду не представлен паспорт ПРУ, составленный в соответствии с приложением №Х к указанному приказу МЧС, представленный паспорт ПРУ (л.д. 15-16) не соответствует требованиям данного приказа МЧС, не заверен МБДОУ «Воскресенский детский сад» и другими предусмотренными в п. 1.2 Приказа органами, поэтому суд полагает, что статус ПРУ, в отношении которого выдано предписание МБДОУ «Воскресенский детский сад», как объекта ЗС ГО в установленном законом порядке не определен. Доводы представителя Главного управления МЧС России по Вологодской области Глотова В.В. в судебном заседании о том, что ЗС ГО создано до введения в действие указанных правил суд признает несостоятельными, поскольку дата заполнения паспорта ПРУ указана ХХ ХХХ ХХХХ года, когда вышеуказанные правила уже действовали. П. 2.1 указанных Правил предусматривает, что учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО. Доказательств наличия на балансе МБДОУ «Воскресенский детский сад» ЗС ГО суду не представлено, заявитель ссылается, что ЗС ГО на его балансе не имеется, указанный его довод представителем Главного управления МЧС России по Вологодской области в судебном заседании не опровергнут. П. 15.4 приказа МЧС России от ХХ ХХХ ХХХХ года №ХХХ, на который имеется ссылка в оспариваемом предписании, не относится к организациям, а относится к органам местного самоуправления. Таким образом, суд считает, что представителем Главного управления МЧС России по Вологодской области не представлены суду достаточные и допустимые доказательства определения статуса подвального помещения здания, занимаемого МБДОУ «Воскресенский детский сад», как защитного сооружения гражданской обороны. При установленных обстоятельствах требования ГУ МЧС России по Вологодской области, изложенные в п. 1 предписания № 946/1/1-1 от 24 октября 2011 года, не могут быть признаны совершенными в соответствии с законом, и предписание в указанной части подлежит признанию незаконным как возлагающее на МБДОУ «Воскресенский детский сад» обязанности, не предусмотренные законом и не возложенные в установленном порядке. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным предписание № 946/1/1-1 от 24 октября 2011 года «Об устранении нарушений требований в области гражданской обороны», вынесенное муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Воскресенский детский сад» старшим инспектором отдела надзорной деятельности по Череповецкому району УНД Главного управления МЧС России по Вологодской области в части указания мероприятий и сроков их исполнения, указанных в п.1 данного предписания, в остальном заявление муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Воскресенский детский сад» Череповецкого муниципального района об оспаривании действий по проведению проверки отделом надзорной деятельности по Череповецкому району УНД Главного управления МЧС России по Вологодской области оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения Судья Текст мотивированного решения составлен 12 декабря 2011 года. Судья Согласовано Судья Череповецкого районного суда С.А. Гуслистова