Решение по иску о возложении обязанности устранить нарушения требований антитеррористической безопасности



Дело № 2-675/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 декабря 2011 года г. Череповец

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

судьи Жгутовой Н.В.

при секретаре Фединой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Череповецкого района Вологодской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к управлению образования Череповецкого муниципального района о возложении обязанности устранить нарушения требований антитеррористической безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Череповецкого района Вологодской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к управлению образования Череповецкого муниципального района, указав в обоснование исковых требований, что в ходе проверки исполнения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности муниципальных образовательных учреждений Череповецкого муниципального района установлено, что территории МОУ «Мяксинская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» не ограждены заборами, отсутствие которых не обеспечивает безопасность несовершеннолетних детей и работников образовательного учреждения, а также снижает уровень антитеррористической защищенности образовательного объекта и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу государства и граждан. Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом «О противодействии терроризму» от 06 марта 2006 № 35-ФЗ (далее Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ). В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. В соответствии с пунктом 6.1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального района. Утвержденная Президентом РФ 05 октября 2009 года Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Постановлением администрации Череповецкого муниципального района № ХХХХ от ХХ ХХХ ХХХХ года органы местного самоуправления Череповецкого муниципального района обязаны обеспечить осуществление профилактических, в том числе воспитательных и пропагандистских мер, направленных на противодействие террористической деятельности. В силу статей 17, 26 Устава Череповецкого муниципального района управление образования Череповецкого муниципального района является органом местного самоуправления Череповецкого муниципального района, наделенным в соответствии с Уставом, собственными полномочиями в области образования в соответствии с действующим федеральным законодательством. Таким образом, управление образования Череповецкого муниципального района является субъектом противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма. Как следует из пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Обустройство территории образовательных учреждений забором по периметру направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время воспитательного процесса, их защиты от посягательств со стороны третьих лиц. Следовательно, это является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности, и обязательным требованием к содержанию территории образовательного учреждения (пункт 3.1 Санитарно-эпидемиологических правил и норматив «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189). В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15, пунктом 3 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация предоставления на территории муниципального района общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам. С этой целью органы местного самоуправления муниципального района наделены полномочиями по созданию муниципальных образовательных учреждений, по их финансированию, формированию и размещению муниципального заказа. Частью 1 статьи 31 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 № 3266-1 определены полномочия органов местного самоуправления муниципального района в сфере образования, в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение создания муниципальных образовательных учреждений, содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии со статьей 27 Устава Череповецкого муниципального района, пунктом 2.1 Положения об управлении образования Череповецкого муниципального района указанные полномочия осуществляются управлением образования Череповецкого муниципального района. Согласно Уставам МОУ «Мяксинская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» являются муниципальными образовательными учреждениями, учредителем учреждений является управление образования Череповецкого муниципального района. Следовательно, обязанность по осуществлению обустройства территорий МОУ «Мяксинская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» по периметру заборами, как одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности, возложена на управление образования Череповецкого муниципального района. Несоблюдение основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации, игнорирование требований законодательства об образовании и обустройстве территорий образовательных учреждений, санитарных норм и правил, и непринятие управлением образования Череповецкого муниципального района действенных мер по предупреждению терроризма и актов незаконного вмешательства на территориях МОУ «Мяксинская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» отрицательно влияет на безопасность граждан, и влечет нарушение прав и законных интересов граждан, прежде всего несовершеннолетних, обучающихся в данных учебных заведениях, создает реальную опасность для их жизни и здоровья. Просит обязать управление образования Череповецкого муниципального района в срок не позднее ХХ ХХХ ХХХХ года обустроить территорию МОУ «Мяксинская средняя общеобразовательная школа» по периметру забором; обязать управление образования Череповецкого муниципального района в срок не позднее ХХ ХХХ ХХХХ года обустроить территорию МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» по периметру забором.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Череповецкого района Вологодской области – Власова Е.В. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – управления образования Череповецкого муниципального района – Рабцевич О.Д. исковые требования не признала, пояснила, что управление образования Череповецкого муниципального района является не надлежащим ответчиком по делу, поскольку МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Мяксинская средняя общеобразовательная школа» являются самостоятельными юридическими лицами. В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Указанные мероприятия должны осуществляться в рамках образовательной деятельности, а не как участие в профилактике терроризму и экстремизму. Напрямую противодействие терроризму оказывают специальные органы правопорядка, при этом профилактика терроризма и экстремизма в силу статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и концепции противодействия экстремизму в Вологодской области до 2012 года – это информационное и социальное взаимодействие между различными государственными структурами, профилактическая работа культурно-просветительских и образовательных учреждений, сохранение и развитие духовных ценностей. В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона. Представление прокурора по настоящему делу в адрес МОУ либо РУО не поступало. Считает, что иск предъявлен не по тем основаниям и не к тому лицу. Проверка проводилась в отношении МОУ в рамках выполнения мероприятий по подготовке образовательного учреждения к новому учебному году. Отсутствие на территории МОУ ограждения не может расцениваться как нарушение антитеррористической безопасности, так как это требования санитарного законодательства. МОУ является муниципальным учреждением, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий финансируется за счет средств районного бюджета в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании». Смета расходов утверждается управлением образования Череповецкого муниципального района. Иных средств, кроме средств, указанных в смете, МОУ не имеет. Утвержденной на 2011 год сметой расходов денежных средств на оборудование территорий МОУ заборами не выделено, возможности у руководства МОУ для выполнения требований СанПиН не имеется. Потребность в денежных средствах для образовательных учреждений составляет более 12 млн. руб. Из областного бюджета в 2011 году на эти цели выделено Х,0 млн. руб. ХХ ХХХ ХХХХ года утверждена долгосрочная целевая программа «Комплексная безопасность образовательного учреждения на 2011-2015 годы». Из бюджета района выделен Х млн рублей на обустройство всех образовательных учреждений района в 2011-2012 году. Просит учесть, что управление образования не является собственником имущества и территории около образовательных учреждений и на управление образования не может быть возложена обязанности производить какие-либо действия в отношении территории школ. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06 марта 2006 года №35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.

Из пункта 4 статьи 3 указанного Федерального закона следует, что противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В силу части 3 статьи 5 указанного Федерального закона органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В соответствии с пунктом 6.1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального района.

В соответствии с утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 года Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В силу положений статей 17, 26 Устава Череповецкого муниципального района управление образования Череповецкого муниципального района является органом местного самоуправления Череповецкого муниципального района, наделенным в соответствии с Уставом собственными полномочиями в области образования в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Таким образом, управление образования Череповецкого муниципального района является субъектом противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15, пунктом 3 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация предоставления на территории муниципального района общедоступного и бесплатного дошкольного образования. С этой целью органы местного самоуправления муниципального района наделены полномочиями по созданию муниципальных образовательных учреждений, по их финансированию, формированию и размещению муниципального заказа.

Частью 1 статьи 31 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 определены полномочия органов местного самоуправления муниципального района в сфере образования, в том числе: организация предоставления на территории муниципального района общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение создания муниципальных образовательных учреждений, содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Указанные полномочия также определены статьей 27 Устава Череповецкого муниципального района и пунктом 2.1 Положения об управлении образования Череповецкого муниципального района.

Согласно Уставам МОУ «Мяксинская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» являются муниципальными образовательными учреждениями, учредителем учреждений является управление образования Череповецкого муниципального района.

Обустройство территории образовательных учреждений забором по периметру направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время воспитательного процесса, их защиты от посягательств со стороны третьих лиц. В соответствии с пунктом 3.1 Санитарно-эпидемиологических правил и норматив «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189, является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности, и обязательным требованием к содержанию территории образовательного учреждения

В судебном заседании установлено, что в ходе проверки исполнения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности муниципальных образовательных учреждений Череповецкого муниципального района выявлено, что территории МОУ «Мяксинская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» не ограждены заборами, отсутствие которых не обеспечивает безопасность несовершеннолетних детей и работников образовательного учреждения, а также снижает уровень антитеррористической защищенности образовательного объекта и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу государства и граждан.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность по осуществлению обустройства территорий МОУ «Мяксинская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» по периметру заборами, как одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности, должна быть возложена на ответчика – управление образования Череповецкого муниципального района.

Доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, суд находит необоснованными по вышеизложенным основаниям.

Заявленный истцом срок, в который ответчик обязан обустроить территории МОУ «Мяксинская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» по периметру заборами – не позднее ХХ ХХХ ХХХХ года, суд считает обоснованным и достаточным для исполнения заявленной истцом обязанности.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Череповецкого района Вологодской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к управлению образования Череповецкого муниципального района о возложении обязанности устранить нарушения требований антитеррористической безопасности удовлетворить.

Обязать управление образования Череповецкого муниципального района в срок не позднее ХХ ХХХ ХХХХ года обустроить территорию МОУ «Мяксинская средняя общеобразовательная школа» по периметру забором.

Обязать управление образования Череповецкого муниципального района в срок не позднее ХХ ХХХ ХХХХ года обустроить территорию МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» по периметру забором.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 дней.

Судья

Согласовано

Судья Череповецкого районного суда Н.В. Жгутова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200