Решение по иску о понуждении к обеспечению безопасности дорожного движения



Дело № 2-84/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

8 февраля 2012 года г. Череповец

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

Судьи Слягиной И.Б.,

При секретаре Мишенёвой Е. В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Череповецкого района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Щетинского сельского поселения о понуждении к обеспечению безопасности дорожного движения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Череповецкого района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Щетинского сельского поселения, по тем основаниям, что в ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что во исполнение положений статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ и статьи 4 Устава Щетинского сельского поселения, постановлением главы Щетинского сельского поселения от ХХ.ХХ.ХХХХ № ХХ утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Щетинского сельского поселения. Однако до настоящего времени администрацией Щетинского сельского поселения не разработаны проекты организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования местного значения Щетинского сельского поселения, перечень которых утвержден постановлением от ХХ.ХХ.ХХХХ № ХХ, чем нарушаются требования Конституции Российской Федерации и действующего федерального законодательства.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

В статьях 5 и 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ приведен перечень мер, направленных на обеспечение безопасности движения, которые не могут регулироваться на основе равноправия сторон, а подразумевают отношения на уровне власти (подчинения), характерные для административных правоотношений. К ним отнесены, в частности, осуществление деятельности и мероприятий по организации дорожного движения на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Положения части 1 статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ определяют, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке (часть 2 статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).

В силу статьи 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Под дорожной деятельностью в соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ (далее Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ) понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно части 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 № 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, которая распространяется на автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 15 раздела IV. «Классификация работ по содержанию автомобильных дорог» в прочие работы по содержанию входят: разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов.

Совместным письмом МВД РФ от 02 августа 2006 года за № 13/6-3853 и Росавтодора от 07 августа 2006 года № 01-29/53123 утвержден Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, положения которого распространяются на автомобильные дороги Российской Федерации общего пользования.

Как следует из положений пунктов 1.1. и 2.1. Порядка, проект организации дорожного движения разрабатывается на основании части 2 статьи 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995, целью которого является оптимизация методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных ее участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов.

В соответствии с пунктом 1.4. Порядка заказчиком проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог является орган исполнительной власти, уполномоченный управлять этими дорогами.

Как следует из пункта 5 части 1 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения также определены пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ.

Указанные полномочия также определены пунктом 5 части 1 статьи 4 Устава Щетинского сельского поселения.

В силу части 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с частью 9 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения (пункт 5 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления Щетинского сельского поселения составляет в том числе, администрация Щетинского сельского поселения (статья 20 Устава).

В соответствии со статьей 30 Устава, администрация Щетинского сельского поселения наделена полномочиями, в том числе по решению вопросов местного значения на территории Щетинского сельского поселения, обладает правами юридического лица, может выступать истцом, ответчиком в судах.

Таким образом, мероприятия по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования местного значения Щетинского сельского поселения, перечень которых утвержден постановлением от ХХ.ХХ.ХХХХ № ХХ, отнесены к полномочиям администрации Щетинского сельского поселения и являются расходными обязательствами данного органа исполнительной власти как органа местного самоуправления.

Доводы администрации Щетинского сельского поселения о недостаточности финансирования не являются основанием для освобождения от возложенных законом обязанностей, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При этом в силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, которые являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Не принятие до настоящего времени администрацией Щетинского сельского поселения мер по обеспечению безопасности дорожного движения в части разработки и утверждения проекта организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования местного значения Щетинского сельского поселения, отрицательно влияет на безопасность дорожного движения на автодорогах и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Состояние автомобильных дорог напрямую связано с безопасностью всех участников дорожного движения.

При таких обстоятельствах, бездействие администрации Щетинского сельского поселения противоречит действующему законодательству, что в свою очередь также может привести к нарушениям в области дорожного движения, незаконному привлечению граждан к административной ответственности в области нарушения Правил дорожного движения, либо незаконному освобождению от административной ответственности за указанные нарушения.

Нарушение Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, соответственно влечет нарушение, прав и законных интересов граждан, то есть неопределенного круга лиц.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца.

Учитывая, что потерпевшим от дорожно-транспортных происшествий и лицом, незаконно привлеченным к административной ответственности в области нарушения Правил дорожного движения, либо незаконно освобожденным от административной ответственности может стать любой гражданин, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора, невозможно, в связи с чем прокурор Череповецкого района обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.

Просил обязать администрацию Щетинского сельского поселения устранить допущенные нарушения путем выполнения технического задания на проектирование организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования Щетинского сельского поселения, перечень которых утвержден постановлением главы Щетинского сельского поселения от ХХ.ХХ.ХХХХ № ХХ, осуществления заказа проектов организации дорожного движения на указанные автомобильные дороги и утверждения указанных проектов в срок не позднее 31.12.2012.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Череповецкого района Костина Е. Н. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, пояснила, что в силу положений ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, независимо от передачи указанных дорог на баланс поселения.

Представитель ответчика администрации Щетинского сельского поселения – ХХХ поселения Кондратьева Н.А. в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объеме.

Судом разъяснены представителю ответчика – Кондратьевой Н.А. последствия признания иска и принятия его судом, предусмотренные ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд принимает признание иска представителем ответчика – ХХХ Щетинского сельского поселения Кондратьевой Н. А., поскольку признание иска соответствует обстоятельствам дела и представленным документам, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, и в соответствии с частью 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает вынести решение об удовлетворении исковых требований прокурора Череповецкого района, действующего в интересах неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Череповецкого района Вологодской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Щетинского сельского поселения удовлетворить.

Обязать администрацию Щетинского сельского поселения устранить допущенные нарушения путем выполнения технического задания на проектирование организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования Щетинского сельского поселения, перечень которых утвержден постановлением главы Щетинского сельского поселения от ХХ.ХХ.ХХХХ № ХХ, осуществления заказа проектов организации дорожного движения на указанные автомобильные дороги и утверждения указанных проектов в срок не позднее 31.12.2012 года.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Согласовано

Судья Череповецкого районного суда И.Б. Слягина