Решение по иску о возложении обязанности выполнить техническое задание на проектирование организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования



Дело № 2-75-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 февраля 2012 года г. Череповец

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

судьи Гуслистовой С.А.

при секретаре Фроловой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Череповецкого района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Коротовского сельского поселения о возложении обязанности выполнить техническое задание на проектирование организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования Коротовского сельского поселения, осуществить заказ проектов организации дорожного движения на автомобильные дороги и утвердить указанные проекты,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Череповецкого района области обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации Коротовского сельского поселения, указав в обоснование исковых требований, что в ходе проверки исполнения администрацией Коротовского сельского поселения требований действующего законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что во исполнение положений статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ и статьи 4 Устава Коротовского сельского поселения постановлением главы Коротовского сельского поселения от ХХ.ХХ.ХХХХ №ХХХ утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Коротовского сельского поселения. Однако до настоящего времени администрацией Коротовского сельского поселения не разработаны проекты организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования местного значения Коротовского сельского поселения, чем нарушаются требования Конституции Российской Федерации и действующего федерального законодательства. В соответствии со статьями 17, 20, 41 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Согласно статье 45 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, его задачами являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В статье 2 указанного закона определено, что под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. В статьях 5 и 21 этого закона приведен перечень мер, направленных на обеспечение безопасности движения, которые не могут регулироваться на основе равноправия сторон, а подразумевают отношения на уровне власти (подчинения), характерные для административных правоотношений. К ним отнесены, в частности, осуществление деятельности и мероприятий по организации дорожного движения на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Положения статьи 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» определяют, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. В силу статьи 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. Под дорожной деятельностью в соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года № 257-ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно части 12 статьи 3 указанного закона под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 № 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, которая распространяется на автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 1 пункта 15 раздела IV. «Классификация работ по содержанию автомобильных дорог» в прочие работы по содержанию входят: разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов. Совместным письмом МВД РФ от 02 августа 2006 года за № 13/6-3853 и Росавтодора от 07 августа 2006 года № 01-29/53123 утвержден Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, положения которого распространяются на автомобильные дороги Российской Федерации общего пользования. Как следует из положений пунктов 1.1. и 2.1. Порядка, проект организации дорожного движения разрабатывается на основании части 2 статьи 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», целью которого является оптимизация методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных ее участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов. В соответствии с пунктом 1.4. Порядка заказчиком проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог является орган исполнительной власти, уполномоченный управлять этими дорогами.

Как следует из пункта 5 части 1 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения также определены пунктом 6 статьи 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ.

Указанные полномочия также определены пунктом 5 части 1 статьи 4 Устава Коротовского сельского поселения.

В силу части 8 статьи 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с частью 9 статьи 5 указанного закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения.

Структуру органов местного самоуправления Коротовского сельского поселения составляет, в том числе, администрация Коротовского сельского поселения (статья 20 Устава).

В соответствии со статьей 30 Устава, администрация Коротовского сельского поселения наделена полномочиями по решению вопросов местного значения на территории Коротовского сельского поселения, обладает правами юридического лица, может выступать истцом, ответчиком в судах.

Таким образом, мероприятия по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования местного значения Коротовского сельского поселения, перечень которых утвержден постановлением от ХХ.ХХ.ХХХХ года №ХХХ, отнесены к полномочиям администрации Коротовского сельского поселения и являются расходными обязательствами данного органа исполнительной власти как органа местного самоуправления.

Доводы администрации Коротовского сельского поселения о недостаточности финансирования не являются основанием для освобождения от возложенных законом обязанностей, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета. В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При этом в силу части 4 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, которые являются расходными обязательствами муниципальных образований. Не принятие до настоящего времени администрацией Коротовского сельского поселения мер по обеспечению безопасности дорожного движения в части разработки и утверждения проекта организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования местного значения Коротовского сельского поселения, отрицательно влияет на безопасность дорожного движения на автодорогах и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Состояние автомобильных дорог напрямую связано с безопасностью всех участников дорожного движения.

При таких обстоятельствах, бездействие администрации Коротовского сельского поселения противоречит действующему законодательству, что в свою очередь также может привести к нарушениям в области дорожного движения, незаконному привлечению граждан к административной ответственности в области нарушения Правил дорожного движения, либо незаконному освобождению от административной ответственности за указанные нарушения.

Нарушение Федерального закона «О безопасности дорожного движения» влечет нарушение, прав и законных интересов граждан, то есть неопределенного круга лиц. Просит обязать администрацию Коротовского сельского поселения устранить допущенные нарушения путем выполнения технического задания на проектирование организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования Коротовского сельского поселения, перечень которых утвержден постановлением главы Коротовского сельского поселения от ХХ.ХХ.ХХХХ № ХХХ, осуществления заказа проектов организации дорожного движения на указанные автомобильные дороги и утверждения указанных проектов в срок не позднее 31.12.12 года.

В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Череповецкого района Вологодской области – Горев А.А. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – администрации Коротовского сельского поселения – ХХХ поселения Салиев А.П. в судебном заседании исковые требования прокурора признал, о чем представила суду письменное заявление, пояснил, что администрация Коротовского сельского поселения по мере финансовых возможностей будет принимать меры к выполнению требований прокурора при наличии бюджетных средств.

Судом представителю ответчика разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ч.3 ГПК РФ, которые представителю понятны.

Суд принимает признание иска ответчиком – администрацией Коротовского сельского поселения, поскольку признание иска соответствует обстоятельствам дела, не нарушает права и охраняемые законом интересы сторон и иных лиц и в соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ считает необходимым вынести решение об удовлетворении исковых требований прокурора.

Руководствуясь ст. ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Череповецкого района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Коротовского сельского поселения удовлетворить.

Обязать администрацию Коротовского сельского поселения в срок до 31 декабря 2012 года выполнить техническое задание на проектирование организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования Коротовского сельского поселения, перечень которых утвержден постановлением главы Коротовского сельского поселения от ХХ ХХХ ХХХХ года №ХХХ, осуществить заказ проектов организации дорожного движения на указанные автомобильные дороги и утвердить указанные проекты.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Согласовано

Судья Череповецкого районного суда С.А. Гуслистова