Именем Российской Федерации 12 марта 2012 года г. Череповец Череповецкий районный суд Вологодской области в составе: Судьи Гуслистовой С.А. При секретаре Фроловой О.Ю. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ульяновой Ф.С. и Котова Н.Ф. о признании недействительным постановления администрации Череповецкого муниципального района № 1199 от 22 сентября 2010 года об установлении охранной зоны в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ХХХ, ХХХ, ХХХ, У с т а н о в и л: Ульянова Ф.С. и Котов Н.Ф. обратились в суд с вышеуказанным заявлением, указав в его обоснование, что они имеют в собственности земельные участки, расположенные на территории Т. сельского поселения Череповецкого района, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственных целей. Земельные участки оформлены надлежащим образом, свидетельства о государственной регистрации права собственности получены. Постановлением администрации Череповецкого муниципального района от 22.09.2010 года № 1199 в отношении принадлежащих им земельных участков установлены охранные зоны, указанное постановление они получили 19 декабря 2011 года. Согласно данному постановлению была установлена охранная зона с особыми условиями использования для линии подземной телефонной линии кабеля связи ОАО «Аммофос»-50, год ввода в эксплуатацию 1994, инвентарный номер ХХХ, в виде участков земли вдоль этой линии, определенной параллельными прямыми, отстоящими от трассы подземного кабеля связи на 2 метра с каждой стороны, расположенных на территориях Т. сельского поселения, М. сельского поселения и других сельских поселениях из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе с кадастровыми номерами ХХХ, ХХХ, ХХХ, которые принадлежат им на праве собственности. Считают, что администрация Череповецкого муниципального района узаконила самоуправные действия ОАО « Аммофос» как по сооружению кабеля связи, так и его охранной зоны на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности. Считают, что постановление вынесено с нарушением закона, так как не были проведены подготовительные работы по составлению карты-плана, на которой должен быть показан сам объект недвижимости с описанием местоположения границ этого объекта, администрацией района не был сформирован земельный участок для зоны с особым режимом использования, не были определены границы этой зоны на местности, не была определена площадь этой зоны, сформированный участок не был поставлен на кадастровый учет. Указанные нарушения привели к тому, что на все их земельные участки были наложены ограничения, что не соответствует действительности. Они несут расходы и платят земельный налог за все земельные участки, использовать земельные участки по назначению они не могут. Несмотря на то, что документы, представленные администрацией Череповецкого района в ГУЮ по установлению охранной зоны с особыми условиями использования для линии подземного телефонного кабеля связи ОАО «Аммофос»-50 не соответствует требованиям действующего законодательства, обременения по данному постановлению были зарегистрированы в Управлении Росреестра. Они неоднократно обращались в администрацию района, в ОАО «Северо-Западный Телеком», в ОАО «Аммофос» с предложением оформить право на занятие земельных участков, но ответа не получили, на предложение мирного разрешения спора ОАО «Аммофос» не счел нужным ответить, а ОАО «Северо-Западный Телеком» ответил, что они имеют право прокладывать сооружения связи ниже верхнего уровня земли, где хотят, и оформлять для этого землю им не требуется. Просят признать постановление Администрации Череповецкого муниципального района от 22.09.2010 года № 1199 об установлении охранной зоны недействительным в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ХХХ, ХХХ, ХХХ. В судебном заседании заявитель Ульянова Ф.С. и её представитель Перминова Л.Ф., а также представители заявителя Котова Н.Ф. – Котова Л.А. и Перминова Л.Ф., действующие на основании доверенности, заявление поддержали по изложенным в нем основаниям и аналогично пояснили, что они не возражают, что в 1994 году была введена в эксплуатацию линия телефонной связи, но право собственности ОАО «Аммофос» на линию связи в установленном порядке не зарегистрировано, документы об этом не представлены, хотя они их и запрашивали, но им не считают нужным отвечать. Линия связи 1994 года ввода в эксплуатацию никогда не проходила по землям сельхозназначения, проходила вдоль автомобильной дороги. С 1993 года они являлись участниками общей долевой собственности на земельный участок из земель сельхозназначения с кадастровым номером ХХХ, в 2009 году произвели выделы своих долей и зарегистрировали право собственности на них. При расширении автомобильной дороги в районе пос. Т. кабеля связи ОАО «Аммофос» пришлось переносить. В 2009 году к общему собранию собственников земельных долей было обращение о согласовании места расположения объекта «Реконструкция тонковолокнистого оптического кабеля связи Аммофос-Череповец», при этом прохождение линии связи предполагалось по паевым землям, и общее собрание участников долевой собственности не согласовало место размещения объекта. Считают, что линия была перенесена на паевые земли без оформления земельного участка для этих целей в установленном законом порядке. После выделов из общей долевой собственности земельных участков и регистрации на них права собственности Котов и Ульянова стали производить раздел уже своих земельных участков с целью совершения сделок в отношении своих участков и при получении документов из Управления Росреестра 23 ноября 2011 года узнали об обременении их права охранной зоной с особыми условиями использования для линии подземной кабельной телефонной связи ОАО «Аммофос» - ОПТС-50 на 2 метра с каждой стороны от трассы подземного кабеля. Они стали узнавать, кто наложил обременения и только 21 декабря 2011 года они получили по почте постановление администрации Череповецкого муниципального района от 22 сентября 2010 года № 1199, о чем у них имеется почтовый конверт. Ранее о наложении обременений их, как собственников земельных участков, в отношении которых наложены ограничения, никто не уведомлял. Действия администрации Череповецкого муниципального района по изданию указанного постановления считают несоответствующими ФЗ № 221-ФЗ от 24 июля 2007 года и нарушающими их права, поскольку постановление принято по заявлению ОАО «Аммофос» которое не представило документов, что является собственником линии кабельной телефонной связи, кадастровый паспорт от ХХ ХХХ ХХХХ года таким документом не считают, поскольку на основании одного только кадастрового паспорта право собственности в Управлении Росреестра не зарегистрируют. В результате принятого постановления они не имеют возможности осуществлять свои права по распоряжению своими земельными участками, поскольку продавать участки с наложенными обременениями весьма проблематично, снижается стоимость участков. Считают, что выполнять за свой счет работы по описанию границ охранной зоны для внесения их в ГКН они не должны, а администрация такие работы от ОАО «Аммофос» не потребовала и необходимые сведения в ГКН не представила. В настоящее время существует ситуация, что в свидетельствах о государственной регистрации их права собственности на земельные участки указано о наличии охранной зоны, а в кадастровых паспортах земельных участков таких сведений не имеется, где в действительности расположена охранная зона никому неизвестно, кадастровый паспорт описания границ охранной зоны не содержит, в результате чего обременения оказались наложенными и на земельные участки, по которым линия кабельной связи вообще не проложена. Просили признать недействительным постановление от 22 сентября 2010 года № 1199 в части установления охранной зоны в отношении принадлежащих им на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами ХХХ, ХХХ, ХХХ. Представитель администрации Череповецкого муниципального района – Соловьев В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявление Ульяновой Ф.С. и Котова Н.Ф. не признал, пояснил, что линия подземной кабельной телефонной связи существует у ОАО «Аммофос» с 1994 года, о чем имеется кадастровый паспорт от ХХ ХХХ ХХХХ года. Под реконструкцию указанной линии ОАО «Аммофос» в 2009 году обращалось за выделением земельного участка в администрацию Череповецкого муниципального района, однако земельный участок выделен не был, акт выбора земельного участка не был согласован участниками общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ХХХ, постановление о предоставлении земельного участка для этих целей администрацией не принималось. В 2010 году ОАО «Аммофос» обратилось в администрацию с заявлением об установлении охранной зоны существующей линии связи, при этом представила кадастровый паспорт от 25 мая 2010 года, на котором нанесена существующая линия связи. Считает, что регистрация права собственности на линию связи – это право, а не обязанность ОАО «Аммофос». Администрацией района вынесено постановление об установлении охранной зоны на основании закона и существующих правил. Само заявление ОАО «Аммофос», на основании которого было вынесено постановление, не обнаружено, поэтому они запросили у ОАО «Аммофос» указанное заявление, и оно представлено по факсу. Постановление об установлении охранных зон они направили в Управление Росреестра непосредственно после его принятия, а в ГКН направили только 01 марта 2012 года. Описание границ охранных зон для внесения сведений в ГКН никем не произведено, полагает, что заявители могут это сделать путем внесения изменений в межевые планы своих земельных участков. Считает, что принятым постановлением права заявителей на использование земельных участков для сельскохозяйственных целей не нарушены, поскольку глубина залегания кабеля позволяет их использовать для сельскохозяйственных целей. Также считает, что принятое постановление является общедоступным, имелась публикация в газете, 23 ноября 2011 года заявители узнали о наложенных ограничениях из выданных свидетельств Управления Росреестра, считает, что заявители пропустили срок для его оспаривания, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, в удовлетворении заявления просил отказать. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и представленные документы, находит заявление Ульяновой Ф.С. и Котова Н.Ф. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации незаконными можно признать только те действия (бездействие), которые нарушают права и законные интересы заявителя либо препятствуют их осуществлению. В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. В судебном заседании установлено, что 22 сентября 2010 года постановлением администрации Череповецкого муниципального района № 1199 установлены охранные зоны с особыми условиями использования для линии подземной кабельной телефонной связи ОАО «Аммофос – ОПТС-50, протяженностью ХХХХХ м, год ввода в эксплуатацию 1994, инвентарный номер ХХХ, в виде участков земли вдоль этой линии, определенной параллельными прямыми, отстоящими от трассы подземного кабеля связи на 2 метра с каждой стороны, расположенных на территории Н., М., Т. сельсовета Череповецкого района, входящих в том числе в состав земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ХХХ, ХХХ, ХХХ (л.д. 41). Также в судебном заседании установлено и не опровергнуто представителем администрации Череповецкого муниципального района, что земельные участки с указанными кадастровыми номерами на дату принятия постановления находились в собственности заявителей, права их на указанные земельные участки были зарегистрированы в установленном законом порядке без каких-либо ограничений права (л.д. 11, 14, 17). Согласно тексту постановления основанием для его принятия являлись ст. 56 Земельного Кодекса РФ, пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 года № 578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации» и заявление открытого акционерного общества «Аммофос» от 09.09.2010 года № 2530. Заявление ОАО «Аммофос» от ХХ ХХХ ХХХХ года, указанное как основание принятия постановления, суду не представлено. Надлежащие документы, свидетельствующие о праве собственности ОАО «Аммофос» на линию подземной кабельной телефонной связи и позволяющие установить, что с заявлением обращалось лицо, действительно обладающее правом собственности на линию подземной кабельной телефонной связи, суду также не представлены. Кадастровый паспорт сооружения от ХХ ХХХ ХХХХ года, инвентарная карточка и акт ввода объекта в эксплуатацию от 15 декабря 1994 года, составленные АО «Аммофос» не являются документами, свидетельствующими о наличии права собственности ОАО «Аммофос» на конкретную линию подземной кабельной телефонной связи, поскольку не содержат информации об основаниях возникновения права собственности ОАО «Аммофос», на объект начатый строительством ПО «Аммофос», а кроме того, не совпадают по протяженности линии, в том числе и с принятым постановлением. Статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда, ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок, ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Вместе с тем с 01 марта 2008 года действует Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ, в соответствии с которым осуществляется кадастровый учет земельных участков, положения которого применяются и в отношении подземных сооружений (статья 1). В соответствии со ст. 10 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий: 1) индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; 2) описание местоположения границ таких зон; 3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; 4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; 5) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий. В соответствии с ч. 6 ст. 15 этого же закона орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения. В судебном заседании установлено и признано представителем администрации Череповецкого муниципального района, что сведения в ГКН об установлении охранной зоны в соответствии с постановлением № 1199 от 22 сентября 2010 года администрацией Череповецкого муниципального района в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в срок, установленный статьей 15 этого закона не предоставлялись, предоставлены только 01 марта 2012 года и предоставлены без описания местоположения границ таких зон, поскольку указанные работы никем не выполнялись. Заявители, а также их представители в судебном заседании ссылаются, что несоблюдение требований ст. 10 и 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» нарушает их право как собственников земельных участков и создает препятствия в распоряжении своими земельными участками, поскольку невозможно определить местонахождение охранной зоны без описания границ таких зон, в ЕГРП сведения об установлении ограничений внесены, а в ГКН необходимые сведения отсутствуют, сами они не обязаны выполнять межевые работы по описанию границ таких зон. Об установленных ограничениях они узнали 23 ноября 2011 года при получении Ульяновой Ф.С. свидетельств о регистрации права собственности на земельные участки в Управлении Росреестра, а само постановление № 1199 от 22 сентября 2010 года они получили 21 декабря 2011 года при запросе оспариваемого постановления из администрации Череповецкого муниципального района, о чем представили суду почтовый конверт (л.д. 39,40). Доказательств, что заявители узнали или должны были узнать о принятом постановлении ранее 21 декабря 2011 года представитель администрации Череповецкого муниципального района суду не представил, представленное суду объявление из газеты «С. Н.» от ХХ ХХХ ХХХХ года не свидетельствует, что заявители должны были быть осведомлены об установлении каких-либо ограничений в отношении принадлежащих им земельных участков, поэтому доводы представителя администрации Череповецкого муниципального района о пропуске заявителями срока для оспаривания постановления суд признает несостоятельными и полагает, что срок оспаривания постановления заявителями не пропущен. Таким образом, суд считает, что постановление администрации Череповецкого муниципального района № 1199 от 22 сентября 2010 года принято без соблюдения требований ст. 10 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» для соблюдения требований ст. 15 этого же закона, принятие указанного постановления без затребования от лица, обращающегося за установлением охранной зоны, документов, необходимых для внесения сведений в ГКН, предусмотренных ст. 10 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не соответствует действующему законодательству и создает препятствия заявителям в осуществлении их права по распоряжению принадлежащими им земельными участками, поэтому принятое постановление в оспариваемой части не может быть признано законным и подлежит признанию недействительным в оспариваемой части по требованию собственников земельных участков, права которых ограничены. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 258, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать недействительным постановление администрации Череповецкого муниципального района № 1199 от 22 сентября 2010 года в части установления охранной зоны в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ХХХ, ХХХ, ХХХ. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Текст мотивированного решения составлен 19 марта 2012 года. Судья Согласовано Судья Череповецкого районного суда С.А. Гуслистова