Дело № 2-417-12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 июля 2012 года г. Череповец Череповецкий районный суд Вологодской области в составе: судьи Гуслистовой С.А. при секретаре Фроловой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Череповецкого района Вологодской области, действующего в защиту интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Ягницкого сельского поселения о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Череповецкого района Вологодской области обратился в суд с иском к Администрации Ягницкого сельского поселения, указав в обоснование исковых требований, что в ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности на территории Ягницкого сельского поселения Череповецкого района установлено, что в населенных пунктах поселения: д. П., д. Е., д. М., д. И. к источникам противопожарного водоснабжения не устроены подъезды с площадкой с твёрдым покрытием размерами не менее 12x12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, забор воды пожарным автомобилем из имеющихся водоисточников невозможен; в населенном пункте - д. Г. не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах - не произведена опашка населенного пункта; не осуществляется обучение населения мерам пожарной безопасности. С учетом возможной пожароопасной обстановкой на территории Череповецкого района, которая может быть вызвана резким изменением погодно-климатических условий и человеческим фактором, что может привести к возгораниям и, как следствие, к гибели людей, непринятие администрацией Ягницкого сельского поселения мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения влечет нарушение требований Конституции Российской Федерации и действующего федерального законодательства. В соответствии со статьями 17, 20, 41 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. В силу положений статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения. Как следует из пункта 9 части 1 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 -ФЗ, к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно пункту 10 части 1 статьи 4 Устава Ягницкого сельского поселения (далее Устав), к вопросам местного значения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Структуру органов местного самоуправления Ягницкого сельского поселения составляет, в том числе, администрация Ягницкого сельского поселения (статья 21 Устава). В соответствии со статьей 31 Устава администрация Ягницкого сельского поселения наделена полномочиями, в том числе по решению вопросов местного значения на территории Ягницкого сельского поселения, обладает правами юридического лица, может выступать истцом, ответчиком в судах. Решением Совета Ягницкого сельского поселения №ХХ от ХХ.ХХ.ХХХХ администрация Ягницкого сельского поселения наделена, в том числе полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ). Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. В силу части 4 статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22.07.2008 (далее Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008). Согласно части 2 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ органы местного самоуправления поселений обеспечивают надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения. В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ к нормативному правовому регулированию в области пожарной безопасности относятся, в том числе Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС № 313 от 18.06.2003. Согласно пункту 94 ППБ 01-03 поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств в населенных пунктах возлагается на органы местного самоуправления. При этом к естественным или искусственным водоисточникам (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Как следует из части 8 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, абзаца 5 пункта 114 ППБ 01-03 органы местного самоуправления осуществляют организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний. В силу пункта 112 ППБ 01-03 для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения. Считает, что обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Ягницкого сельского поселения возложена на администрацию Ягницкого сельского поселения. Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца. Несоблюдение и невыполнение администрацией Ягницкого сельского поселения требований пожарной безопасности на территории Ягницкого сельского поселения затрагивает и ущемляет права и интересы граждан Российской Федерации - жителей деревень П., Е., М., И., а также остальных жителей Ягницкого сельского поселения. Определить круг граждан, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора, невозможно, в связи с чем прокурор Череповецкого района обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга. Просит обязать администрацию Ягницкого сельского поселения в срок не позднее 01.09.2012 оборудовать в населенных пунктах: д. П., д. Е., д. М., д. И. у источников противопожарного водоснабждения подъезды к пожарному водоёму площадкой с твёрдым покрытием размерами не менее 12x12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, в срок не позднее 01.08.2012 осуществить организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний, в срок не позднее 01.08.2012 произвести опашку д.Г. В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Череповецкого района Вологодской области – Горев А.А. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, пояснил, что настаивает на исковых требованиях в части установления сроков, указанных прокурором в исковом заявлении, для устранения нарушений требований пожарной безопасности. Полагает, что в установленные сроки ответчик может выполнить мероприятия частично, а в дальнейшем просить об отсрочке исполнения решения суда. Представитель ответчика – глава администрации Ягницкого сельского поселения – Лоскутова Т.А. исковые требования прокурора признала частично, пояснила, что согласна с необходимостью выполнения требований прокурора по указанным в исковом заявлении мерам противопожарной безопасности, но не согласна с установленными прокурором сроками, поскольку не имеют средств для выполнения указанных мероприятий в такие сроки. Будут всё выполнять по мере наличия средств в бюджете поселения. Все расходы сельского поселения формируются исходя из количества жителей, постоянно зарегистрированных на территории поселения, на территории поселения зарегистрировано ХХХХ жителей, на цели противопожарной безопасности по нормативу может быть заложено только ХХ рублей на человека, на весь год на всё поселение – ХХХХХ рублей, а автомашина шлака для подсыпки площадки, как она выясняла, стоит минимум ХХХХХ рублей, следовательно, в год они могут сделать подсыпку не более чем у двух водоемов, кроме того, на эти же средства они должны закупать мотопомпы, которые у них также отсутствуют в необходимом количестве. В этом году до начала зимы они постараются сделать подсыпку хотя бы двух водоемов. Какие-либо субвенции на эти цели не выделяются, поэтому исходить они могут только из возможностей своего бюджета. Бюджет сельского поселения является дотационным, средства в бюджете появляются, как правило, только в самом конце года, когда начинают поступать налоги. В настоящее время средств на выполнение мероприятий по требованию прокурора нет, им даже свет отключен. Как только средства будут, они начнут постепенно выполнять все требования прокурора. Для обучения населения мерам пожарной безопасности необходимо наличие в штате работника, который сам прошел такое обучение. Ранее эти полномочия были возложены на заместителя главы, который имел соответствующее удостоверение, был обучен и проводил учебу с населением ежегодно в основном в летний период, так как зимой многие из местного населения уезжают в город и обучать просто некого. В 2012 году к летнему периоду заместитель уволился, и получилось, что в 2012 году обучение населения мерам противопожарной безопасности не осуществлялось. В ближайшее время новый заместитель приступит к своим обязанностям, но обучение в В., как она узнавала, он сможет пройти не ранее 01 октября 2012 года, когда будут ближайшие курсы. Как только её новый заместитель сам пройдет обучение, сразу будет организовано и обучение населения. Опашку деревни Г. они выполнили, она сама нашла тракториста и попросила его это сделать. Суд, заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает исковые требования прокурора удовлетворить частично по следующим основаниям. В силу ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ основание и предмет иска определяет истец. В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии со ст. 133 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Во исполнение вышеуказанных положений Конституции РФ принят и действует Федеральный закон № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который согласно его преамбуле в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. В судебном заседании установлено и признано представителем Ягницкого сельского поселения, что установленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности имеют место, и они согласны их устранить, но с учетом имеющихся бюджетных возможностей и средств в иные сроки, нежели просит прокурор. Статьей 34 Бюджетного кодекса РФ предусмотрен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Суд считает, что исковые требования прокурора Череповецкого района в части установления сроков выполнения его требований администрацией Ягницкого сельского поселения, необходимость которых не обоснована ни в исковом заявлении, ни в судебном заседании, противоречат ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года и ст.ст. 15,34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку лишают администрацию Ягницкого сельского поселения возможности самостоятельно и под свою ответственность решить вопрос об обеспечении требований пожарной безопасности на территории Ягницкого сельского поселения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций с использованием принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств. В соответствии с ч. 1 ст. 77 ФЗ № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. Исковые требования прокурора в части возложения на ответчика обязанностей оборудовать в населенных пунктах: д. П., д. Е., д. М., д. И. у источников противопожарного водоснабжения подъезды к пожарному водоёму площадкой с твёрдым покрытием размерами не менее 12x12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, осуществить организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний и произвести опашку д. Г. основаны на законе, признаны представителем ответчика в судебном заседании, поэтому указанные исковые требования суд полагает удовлетворить и возложить на ответчика указанные обязанности без установления конкретного срока выполнения каждой из них. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Череповецкого района Вологодской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Ягницкого сельского поселения о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворить частично. Обязать администрацию Ягницкого сельского поселения оборудовать в населенных пунктах: д. П., д. Е., д. М., д. И. у источников противопожарного водоснабжения подъезды к пожарному водоёму площадкой с твёрдым покрытием размерами не менее 12x12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, осуществить организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний и произвести опашку д. Г., в остальной части исковых требований прокурору Череповецкого района отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Текст мотивированного решения составлен 25 июля 2012 года. Судья Согласовано Судья Череповецкого районного суда С.А. Гуслистова