Решение по заявлению об оспаривании нормативного правового акта



Дело № 2-114-11РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2011 года г. Череповец

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

Судьи Гуслистовой С.А.

С участием прокурора Опаричевой Е.В.

При секретаре Пестовой Ю.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шипуновой Т.Ф. об оспаривании нормативного правового акта – решения Совета Яргомжского сельского поселения № ХХ от ХХ сентября ХХХХ года,

У с т а н о в и л:

Шипунова Т.Ф. обратилась в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, указав в обоснование заявления, что решением Совета Яргомжского сельского поселения от ХХ сентября ХХХХ года № ХХ «Об отмене отдельных муниципальных правовых актов Яргомжского сельского поселения» отменено решение Совета Яргомжского сельского поселения № ХХХ от ХХ.12.ХХХХ года «О социальных гарантиях», в связи с чем прекращена выплата ей ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в сумме 2000 рублей. Считает данное решение незаконным и необоснованным, противоречащим действующему законодательству и подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральным законами и законами субъекта Российской Федерации. Законом Вологодской области от 12 ноября 1997 года № 208-ОЗ утверждена редакция закона «О муниципальной службе в Вологодской области». Согласно ч. 1 ст. 18 указанного закона муниципальному служащему гарантируются: денежное содержание и иные выплаты; пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение нетрудоспособных членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением должностных обязанностей, за счет местного бюджета. Согласно ст. 23 указанного закона на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего в Российской Федерации, устанавливаемые федеральными законами области. Выплата пенсии муниципальному служащему производится с учетом получаемой им пенсии в соответствии с федеральным и областным законодательством. На момент вынесения решения Совета Яргомжского сельского поселения № ХХХ ХХ.12.ХХХХ года, указанный закон Вологодской области не был признан утратившим силу, так как Законом Вологодской области от 19.12.2004 г. №1164-ОЗ указанный закон признан утратившим силу со дня вступления в силу ФЗ, регулирующего вопросы муниципальной службы (01.01.2007 года), в соответствии с требованиями ФЗ от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Считает, что Яргомжское сельское поселение, взяло на себя определенное социальное обязательство по предоставлению дополнительного обеспечения к трудовой пенсии за счет собственных средств - доплат к установленным государством пенсиям, лицам, замещавших муниципальные должности, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, но это не означает, что при изменении правового регулирования представительный орган сельского поселения обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категория граждан социальных гарантий, основанных на положениях данной статьи Конституции Российской Федерации. При внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Считает, что представительный орган Яргомжского сельского поселения, взяв на себя определенное социальное обязательство по предоставлению дополнительного обеспечения к трудовой пенсии муниципальным служащим, не может действовать произвольно. При изменении правового регулирования пенсионного обеспечения данной категории граждан он должен руководствоваться принципом социальной справедливости, соблюдать баланс интересов, а также принимать во внимание его социально-экономическое положение и возможности бюджета и не может нарушать конституционные права гражданина. Просит признать незаконным решение Совета Яргомжского сельского поселения № ХХ от ХХ.09.ХХХХ года в части прекращения выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.

В судебном заседании заявитель Шипунова Т.Ф. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям, суду пояснила, что она считает, что работала в Яргомжском сельском поселении муниципальным служащим, была уволена в связи с выходом на пенсию. При увольнении ей была назначена доплата к пенсии в размере 1000 рублей, считает, что решение Совета Яргомжского сельского поселения № ХХХ от ХХ.12.ХХХХ года распространяется на всех муниципальных служащих, в том числе и на неё и основывалось это решение на законах, действовавших до 2007 года. Также пояснила, что не может указать нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, которому противоречит оспариваемое ею решение Совета Яргомжского сельского поселения. Ей известно, что по Уставу Яргомжского сельского поселения муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органом местного самоуправления, принявшим соответствующий муниципальный правовой акт. Она не оспаривает, что Совет сельского поселения обладает полномочиями по принятию муниципальных нормативных правовых актов, по приостановлению их действия, и по отмене принятых правовых актов, но ей непонятны мотивы отмены, и она оспаривает нормативный правовой акт, отменивший решение «О социальных гарантиях», также считает, что Совет Яргомжского сельского поселения без достаточных оснований затягивает процедуру приведения муниципальных правовых актов и Устава сельского поселения в соответствие с действующим законодательством. Просит удовлетворить ее заявление, т.к. ей не производится доплата к трудовой пенсии.

Представители Совета Яргомжского сельского поселения - хххх администрации Яргомжского сельского поселения Дрочнева Г.А. и Кириллова Е.В. в судебном заседании заявление Шипуновой Т.Ф. не признали, суду пояснили, что фактически Шипуновой Т.Ф. незаконно производилась доплата в размере 2000 рублей к трудовой пенсии, что было установлено в результате мониторинга принятых муниципальных правовых актов. Решение Совета Яргомжского сельского поселения № ХХХ от ХХ.12.ХХХХ года не соответствовало действующему законодательству, поскольку в нарушение ст. 23 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» указанная дополнительная гарантия не была предусмотрена Уставом Яргомжского сельского поселения, не была она предусмотрена и каким-либо законом Вологодской области, поэтому указанное решение было отменено принявшим его органом как незаконное. Решение было опубликовано в установленном порядке и вступило в законную силу с момента опубликования – с ХХ сентября ХХХХ года. В настоящее время в Устав Яргомжского сельского поселения планируется внести изменения и предусмотреть в нем возможность установления для муниципальных служащих доплаты к трудовой пенсии. Только после закрепления в Уставе сельского поселения положений о доплате к трудовой пенсии и принятия соответствующего решения депутатами сельского поселения появится возможность подобной доплаты к трудовой пенсии. Доплата к трудовой пенсии является добровольным расходным обязательством сельского поселения, производится при наличии финансовых средств и может быть установлена, а может и не быть установлена. Просили отказать Шипуновой Т.Ф. в удовлетворении заявления.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Опаричевой Е.В., полагавшей необходимым отказать Шипуновой Т.Ф. в удовлетворении заявления на том основании, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, находит заявление Шипуновой Т.Ф. не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании из пояснений лиц, участвующих в деле, установлено и подтверждено документально, что ХХ сентября ХХХХ года Совет Яргомжского сельского поселения принял решение № ХХ «Об отмене отдельных муниципальных правовых актов Яргомжского сельского поселения» и были отменены решение Совета Яргомжского сельского поселения от ХХ.12.ХХХХ года № ХХХ «О социальных гарантиях» и решение Совета Яргомжского сельского поселения от ХХ.04.ХХХХ года № ХХХ «О внесении изменений в решение Совета Яргомжского сельского поселения» от ХХ.12.ХХХХ года № ХХХ. Оспариваемое решение опубликовано в Информационном вестнике Яргомжского сельского поселения «Я.» ХХ сентября ХХХХ года. Суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт был принят полномочным органом, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

Из пояснений Шипуновой Т.Ф. в судебном заседании следует, что обжалуемое решение принято без достаточных оснований, ей непонятен мотив его принятия и, по её мнению, обжалуемое решение Совета Яргомжского сельского поселения не соответствует действующему законодательству, которое она указать не может.

Доводы заявителя Шипуновой Т.Ф. суд считает не состоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с ч.4 ст.7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» №166-ФЗ от 15 декабря 2001 года, в редакции от 18 июля 2009 года №187-ФЗ, условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.5 ст.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173 – ФЗ от 17 декабря 2001 года, в редакции от 30 июня 2009 года №142-ФЗ, отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств местных бюджетов регулируются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.2 ст.1 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ, местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленными федеральными законами,- законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со ст.48 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ, муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими соответствующий муниципальный правовой акт.

В соответствии п.12 ст.32 Устава Яргомжского сельского поселения, муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт (л.д.39).

В соответствии с п.26 Постановления Пленума ВС РФ № 48 от 29 ноября 2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», при рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, изменяющих, дополняющих или признающих утратившими силу ранее изданные этим же органом нормативные правовые акты, необходимо учитывать, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта.

С учетом положений приведенных норм права, суд приходит к выводу, что содержание оспариваемого нормативного правового акта об отмене ранее принятых этим же органом местного самоуправления муниципальных правовых актов Яргомжского сельского поселения соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый нормативный правовой акт об отмене ранее принятых муниципальных правовых актов Яргомжского сельского поселения принят в пределах исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления – Совета Яргомжского сельского поселения, обладающего юридической самостоятельностью, исходя из интересов населения сельского поселения. Доводы заявителя Шипуновой Т.Ф. не могут быть приняты во внимание, поскольку в судебном заседании установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в связи с несоответствием действующему законодательству ранее принятых муниципальных правовых актов для приведения их в соответствие действующему законодательству, что соответствует интересам населения Яргомжского сельского поселения, и, кроме того, действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений на приведение мотивов принятия нормативных правовых актов органами местного самоуправления и конкретных требований к приведению мотивов, и суд полагает, что оснований для удовлетворения заявления Шипуновой Т.Ф. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Шипуновой Т.Ф. в удовлетворении заявления о признании оспариваемого нормативного правового акта - решения Совета Яргомжского сельского поселения от ХХ сентября ХХХХ года № ХХ «Об отмене отдельных муниципальных правовых актов Яргомжского сельского поселения» незаконным, противоречащим федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и недействующим полностью или в части со дня его принятия - отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья

Текст мотивированного решения составлен 21 марта 2011 года.

Судья

Согласовано

Судья Череповецкого районного суда С.А. Гуслистова