Решение по заявлению о признании решения главы администрации об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка незаконным



Дело № 2-666/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 октября 2012 года г. Череповец

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

судьи Гуслистовой С.А.

при секретаре Фроловой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кулаковой М.С. о признании решения главы администрации Череповецкого муниципального района об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка незаконным,

у с т а н о в и л:

Кулакова М.С. является собственником земельного участка общей площадью ХХХХ кв.м., расположенного в д. Ш. И. с/с Череповецкого района Вологодской области, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для сельскохозяйственных целей, кадастровый номер ХХХ на основании договора купли-продажи земельного участка от ХХ ХХХ ХХХХ года. ХХ ХХХ ХХХХ года Кулакова М.С. обратилась в администрацию Череповецкого муниципального района с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с вида «для сельскохозяйственных целей» на вид «индивидуальное жилищное строительство». Письмом от ХХ ХХХ ХХХХ года № ХХХ ей было отказано в изменении вида разрешенного использования на основании п. 5 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», согласно которому разрешенное использование земельных участков определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки.

Считая решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка незаконным, Кулакова М.С. обратилась в суд с настоящим заявлением, ссылаясь, что пунктом 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» предусмотрена обязанность главы местной администрации, в данном случае администрации Череповецкого муниципального района, принять решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению. Полагает, что никаких иных требований для изменения вида разрешенного использования земельного участка в указанной норме не указано. Указывает, что согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов. Её земельный участок по целевому назначению относится к землям населенных пунктов и вид разрешенного использования: индивидуальный жилой дом не противоречит целевому назначению земельного участка. Просит признать незаконным решение об отказе в изменении вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка и обязать администрацию Череповецкого муниципального района устранить допущенные нарушения в полном объеме.

В судебном заседании заявитель Кулакова М.С. свое заявление поддержала по изложенным в нем основаниям, суду пояснила, что земельный участок она приобретала с целью строительства индивидуального жилого дома и рассчитывала, что по действующему законодательству она имеет право изменить вид разрешенного использования приобретаемого земельного участка, в этом её заверили и в МУ «А. с. и.», где принимают соответствующие заявления. Без изменения вида разрешенного использования приобретенного земельного участка она не сможет получить разрешение на строительство жилого дома. Считает, что полученным отказом нарушено её право на строительство жилого дома на приобретенном ею земельном участке.

Представитель заявителя Кулаковой М.С. – Корнетов Е.Е. в судебном заседании заявление Кулаковой М.С. также поддержал по основаниям, указанным в заявлении, что, по его мнению из пункта 3 части 1 ст. 4 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» прямо следует обязанность органа местного самоуправления изменить вид разрешенного использования земельного участка при подаче заявителем всех необходимых документов. Возможность отказа данной нормой не предусмотрена. Администрацией Череповецкого муниципального района разработан и утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельных участков. Указанным регламентом предусмотрен пакет документов, который должен подать заявитель для изменения вида разрешенного использования земельного участка. Кулаковой М.С. необходимый пакет документов был подан, поэтому, по его мнению, ей не могло быть отказано в предоставлении муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка. Считает, что с Кулаковой незаконно затребован проект планировки территории в месте расположения земельного участка, Кулаковой М.С. предложили его составить устно. Данный проект, по их мнению, должны разрабатывать органы местного самоуправления в соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Считает, что собственник вправе самостоятельно определять назначение земельного участка и не может быть ограничен в своих правах. Кулакова М.С. не должна составлять проект планировки территории, т.к. она не собирается размещать на своей земле никаких объектов социального назначения. Кулакова М.С. желает построить на своей земле жилой дом, но без изменения вида разрешенного использования земельного участка она не сможет получить разрешение на строительство жилого дома. Считает, что п.5 ч.1 ст. 4 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» не полежит применению к возникшим правоотношениям. Правила землепользования и застройки на территории И. сельского поселения до настоящего времени не приняты, и когда будут приняты, неизвестно.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – администрации Череповецкого муниципального района – Соловьев В.А., действующий на основании доверенности, требования Кулаковой М.С. не признал по основаниям, указанным в представленном письменном отзыве, суду пояснил, что администрация Череповецкого муниципального района наделена полномочиями по рассмотрению вопросов об изменении вида разрешенного использования земельных участков. Разрешение об изменении вида разрешенного использования земельных участков является правом, а не обязанностью администрации. ХХ ХХХ ХХХХ года комиссией по выбору земельных участков при администрации Череповецкого муниципального района по заявлению Кулаковой М.С. об изменении вида разрешенного использования земельных участков принято решение об отказе в изменении вида разрешенного использования принадлежащего заявителю земельного участка на основании п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», поскольку разрешенное использование земельных участков определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки. Целевое назначение для всех категорий земель устанавливается земельным законодательством, а разрешенное использование земельных участков в составе конкретной категории и субкатегории земель определяется правилами землепользования и застройки. В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Зонирование территории, в границах которой расположен земельный участок, принадлежащий заявителю, с установленным разрешенным использованием земельного участка, не проводилось. Градостроительный регламент не разработан. Правила землепользования и застройки на территории И. сельского поселения в настоящее время находятся в стадии разработки и должны быть утверждены до 31 декабре 2012 года. Часть 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность подготовки документации по планировке территории физическими лицами. Реализация права самостоятельного, без дополнительных разрешений и процедур согласования выбора любого вида разрешенного использования возможна исключительно при наличии утвержденных правил землепользования и застройки, содержащих градостроительные регламенты, виды разрешенного использования и карту градостроительного зонирования с описанием границ территориальных зон. Если зонирование территорий не проведено, правообладатель земельного участка не может воспользоваться указанным правом самостоятельного выбора вида разрешенного использования земельного участка. Право самостоятельного выбора возникает с момента вступления в силу правил землепользования и застройки, где градостроительными регламентами установлены виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в соответствующей территориальной зоне. Градостроительный регламент в силу п. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации является составной частью правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения, который содержит положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. Следовательно, порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков будет устанавливаться правилами землепользования и застройки. В случае отсутствия утвержденных правил землепользования и застройки в переходный период до 31 декабря 2012 года применяется пункт 5 части 1 статьи 4 Федерального закона № 191-ФЗ, согласно которому разрешенное использование земельных участков определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства. Проект планировки территории необходим для планирования территории, чтобы собственнику и уполномоченным органам было понятно, как в дальнейшем будет использоваться земельный участок и развиваться территория. Уполномоченный орган при принятии решений должен учитывать публичные интересы, чтобы принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка необходимо иметь исчерпывающую информацию о плотности и параметрах застройки, организации уличной дорожной сети, о возможностях и условиях инженерного обеспечения, иначе невозможно просчитать финансовую нагрузку на органы местного самоуправления поселения, возникающую в связи с появлением территорий, предусматривающих жилищное строительство. Планировка территории должна соответствовать нормативам градостроительного проектирования, санитарным нормам, требованиям противопожарной безопасности и должна обеспечивать устойчивое развитие территории. Обеспечить соблюдение необходимых параметров в переходный период возможно при разработке для конкретной территории проекта планировки. Состав и содержание проекта планировки территории определенны Градостроительным кодексом Российской Федерации, постановлением Госстроя РФ от 29 октября 2002 года № 150, проект планировки территории может быть разработан и органами местного самоуправления, но в И. сельском поселении не разработан. Считает, что администрация не нарушает права и законные интересы заявителя. Вид разрешенного использования, существующий у земельного участка, принадлежащего заявителю, не противоречит его целевому использованию, так как в границах населенного пункта могут устанавливаться зоны сельскохозяйственного использования, что не противоречит земельному и градостроительному законодательству. Земельный участок, принадлежащий заявителю, ранее относился к землям сельскохозяйственного назначения и произвольно без градостроительного регламента, без социально-экономического обоснования был включен в границы населенного пункта главой поселения. Считает недопустимым принятие решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, относимого к землям сельскохозяйственного назначения до утверждения правил землепользования и застройки либо без разработки проекта планировки территории. В противном случае произвольное изменение вида разрешенного использования земельных участков повлечет произвол со стороны землепользователей, хаотичность застройки, возникновение препятствий для устойчивого развития сельского поселения, межевые споры и невозможность размещения объектов регионального, муниципального значения, выделения земель общего пользования. Просит отказать в удовлетворении заявления Кулаковой М.С.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит заявление Кулаковой М.С. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы. Гражданин, вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно статье 254 Граждан­ского процессуального кодекса Российской Федерации незаконными можно признать только те действия (бездействие), которые на­рушают права и законные интересы заявителя либо препятствуют их осуществле­нию.

В судебном заседании установлено, что Кулакова М.С. на основании договора купли-продажи земельного участка от ХХ ХХХ ХХХХ года приобрела в собственность земельный участок общей площадью ХХХХ кв.м., расположенный в д. Ш. И. с/с Череповецкого района Вологодской области, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для сельскохозяйственных целей, кадастровый номер ХХХ и ХХ ХХХ ХХХХ года обратилась в администрацию Череповецкого муниципального района с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с вида «для сельскохозяйственных целей» на вид «индивидуальный жилой дом». Письмом от ХХ ХХХ ХХХХ года ХХХ ей было отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка на основании п. 5 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», в связи с отсутствием проекта планировки территории, до выдачи указанного письма ХХ ХХХ ХХХХ года заявление Кулаковой М.С. было рассмотрено на заседании комиссии по выбору земельных участков при администрации Череповецкого муниципального района, о чем представлен протокол № ХХ от ХХ ХХХ ХХХХ года, в котором приведены основания принятия такого решения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 года решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 года разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон, градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований.

В силу статьи 37 этого же Кодекса применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид разрешенного использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технического регламента.

В муниципальном образовании И. сельское поселение правила землепользования и застройки не приняты.

Применительно к таким случаям пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что вплоть до принятия в установленном указанным Кодексом порядке правил землепользования и застройки (частью которых является градостроительный регламент) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации.

В соответствии с решением Муниципального Собрания Череповецкого муниципального района от ХХ ХХХ ХХХХ года №ХХХ в компетенцию администрации Череповецкого муниципального района входит установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в соответствии с действующим законодательством.

Приведенные выше нормы права не предусматривают обязательного изменения вида разрешенного использования земельного участка в связи с решением собственника земельного участка изменить вид разрешенного использования этого участка. Уполномоченный орган может принять как решение об изменении вида разрешенного использования, так и отказать в этом. Доводы заявителя Кулаковой М.С. и её представителя Корнетова Е.Е. о том, что пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусмотрена обязанность органа местного самоуправления принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка при подаче соответствующего заявления собственником земельного участка основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства. Также несостоятельными являются доводы представителя заявителя о том, что на Кулакову М.С. незаконно возлагаются обязанности по составлению проекта планировки территории, поскольку из письма от ХХ ХХХ ХХХХ года № ХХХ подобное требование к Кулаковой М.С. не следует.

Учитывая изложенные обстоятельства, а также положения ст.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», из содержания которой следует, что органы местного самоуправления самостоятельно и под свою ответственность принимают решения в пределах своих полномочий, суд считает, что отказ Администрации Череповецкого муниципального района в изменении вида разрешенного использования земельного участка соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российский Федерации. Суд также считает, что обжалуемым решением администрации Череповецкого района не были нарушены права и свободы заявителя Кулаковой М.С., которая не лишена возможности осуществлять в отношении принадлежащего ей земельного участка полномочия собственника, предусмотренные ст.209 Гражданского кодекса РФ, земельный участок приобретен ею с определенным видом разрешенного использования – для сельскохозяйственных целей, указанного права она не лишена, а предполагаемое ею право на изменение вида разрешенного использования земельного участка, исходя из действующего законодательства, не является безусловным, поэтому суд полагает, что оснований для признания незаконным обжалуемого решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Кулаковой М.С. в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ХХХ с вида «для сельскохозяйственных целей» на вид «индивидуальный жилой дом» и возложении обязанности на администрацию Череповецкого муниципального района устранить допущенные нарушения в полном объеме – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Текст мотивированного решения составлен 10 октября 2012 года.

Судья

Согласовано

Судья Череповецкого районного суда С.А. Гуслистова