Решение по заявлению о признании незаконным решения главы администрации об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка



Дело № 2-668/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 октября 2012 года г. Череповец

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

судьи Жгутовой Н.В.,

при секретаре Фединой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Черепанова М.В. о признании незаконным решения главы администрации Череповецкого муниципального района об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка,

У с т а н о в и л:

Черепанов М.В. является собственником земельного участка общей площадью ХХХХ кв.м., расположенного в д.Ш. И. с/с Череповецкого района Вологодской области, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для сельскохозяйственных целей, кадастровый номер ХХХ. ХХ ХХХ ХХХХ года Черепанов М.В. обратился в администрацию Череповецкого муниципального района с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с вида «для сельскохозяйственных целей» на вид «индивидуальный жилой дом». Письмом от ХХ ХХХ ХХХХ года № ХХХ ему было отказано в изменении вида разрешенного использования на основании п. 5 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», согласно которому разрешенное использование земельных участков определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки. Решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка считает незаконным по тем основаниям, что пунктом 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» предусмотрена обязанность главы местной администрации, в данном случае администрации Череповецкого муниципального района, принять решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению. Никаких иных требований для изменения вида разрешенного использования земельного участка не указано. Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов. Его земельный участок по целевому назначению относятся к землям населенных пунктов и вид разрешенного использования: индивидуальный жилой дом не противоречит целевому назначению земельного участка. Просит признать незаконным решение об отказе в изменении вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка и обязать администрацию Череповецкого муниципального района устранить допущенные нарушения в полном объеме.

В судебном заседании представитель заявителя Черепанова М.В. – Корнетов Е.Е., действующий на основании доверенности, требования Черепанова М.В. поддержал по основаниям, указанным в заявлении, дополнительно пояснил, что проект планировки территории в месте расположения земельного участка Черепанова М.В. не составлялся. Данный проект должны разрабатывать органы местного самоуправления в соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Считает, что собственник вправе самостоятельно определять назначение земельного участка и не может быть ограничен в своих правах. Черепанов М.В. не должен составлять проект планировки территории, т.к. он не собирается размещать на своей земле никаких объектов социального назначения. Черепанов М.В. желает построить на своей земле жилой дом.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – администрации Череповецкого муниципального района – Соловьев В.А., действующий на основании доверенности, требования Черепанова М.В. не признал, пояснил, что администрация Череповецкого муниципального района наделена полномочиями по рассмотрению вопросов об изменении вида разрешенного использования земельных участков. Разрешение об изменении вида разрешенного использования земельных участков является правом, а не обязанностью администрации. ХХ ХХХ ХХХХ года комиссией по выбору земельных участков при администрации Череповецкого муниципального района по заявлению Черепанова М.В. об изменении вида разрешенного использования земельных участков принято решение об отказе в изменении вида разрешенного использования принадлежащего заявителю земельного участка на основании п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», поскольку разрешенное использование земельных участков определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки. Целевое назначение для всех категорий земель устанавливается земельным законодательством, а разрешенное использование земельных участков в составе конкретной категории и субкатегории земель определяется правилами землепользования и застройки. В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Зонирование территории, в границах которой расположен земельный участок, принадлежащий заявителю, с установленным разрешенным использованием земельного участка, не проводилось. Градостроительный регламент не разработан. Правила землепользования и застройки на территории Ирдоматского сельского поселения в настоящее время находятся в стадии разработки и должны быть утверждены в декабре 2012 года. Часть 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает подготовку документации по планировке территории физическими лицами. Реализация права самостоятельного, без дополнительных разрешений и процедур согласования выбора любого вида разрешенного использования возможна исключительно при наличии утвержденных правил землепользования и застройки, содержащих градостроительные регламенты, виды разрешенного использования и карту градостроительного зонирования с описанием границ территориальных зон. Если зонирование территорий не проведено, правообладатель земельного участка не может воспользоваться указанным правом самостоятельного выбора вида разрешенного использования земельного участка. Право самостоятельного выбора возникает с момента вступления в силу правил землепользования и застройки, где градостроительными регламентами установлены виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в соответствующей территориальной зоне. Проект планировки территории в силу п. 8 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрабатывают собственники земельных участков. Градостроительный регламент в силу п. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации является составной частью правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения, который содержит положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. Следовательно, порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков будет устанавливаться правилами землепользования и застройки. В случае отсутствия утвержденных правил землепользования и застройки в переходный период до 31 декабря 2012 года применяется пункт 5 части 1 статьи 4 Федерального закона № 191-ФЗ, согласно которому разрешенное использование земельных участков определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства. Проект планировки территории необходим для планирования территории, чтобы собственнику и уполномоченным органам было понятно, как в дальнейшем будет использоваться земельный участок и развиваться территория. Заявитель не представил проект планировки территории в администрацию, поэтому оснований для изменения вида разрешенного использования не имеется. Считает, что администрация не нарушает права и законные интересы заявителя. Вид разрешенного использования, существующий у земельного участка, принадлежащего заявителю, не противоречит его целевому использованию, так как в границах населенного пункта могут устанавливаться зоны сельскохозяйственного использования, что не противоречит земельному и градостроительному законодательству. Чтобы принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка необходимо иметь исчерпывающую информацию о плотности и параметрах застройки, организации уличной дорожной сети, о возможностях и условиях инженерного обеспечения. При отсутствии таковой невозможно просчитать финансовую нагрузку на органы местного самоуправления поселения, возникающую в связи с появлением территорий, предусматривающих жилищное строительство. Планировка территории должна соответствовать нормативам градостроительного проектирования, санитарным нормам, требованиям противопожарной безопасности и должна обеспечивать устойчивое развитие территории. Обеспечить соблюдение необходимых параметров в переходный период возможно при разработке для конкретной территории проекта планировки. Состав и содержание проекта планировки территории определенны Градостроительным кодексом Российской Федерации, постановлением Госстроя РФ от 29 октября 2002 года № 150. Земельный участок, принадлежащий заявителю, ранее относился к землям сельскохозяйственного назначения и произвольно без градостроительного регламента, без социально-экономического обоснования был включен в границы населенного пункта главой поселения. Считает недопустимым принятие решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, относимого к землям сельскохозяйственного назначения до утверждения правил землепользования и застройки либо без разработки проекта планировки территории. В противном случае произвольное изменение вида разрешенного использования земельных участков повлечет произвол со стороны землепользователей, хаотичность застройки, возникновение препятствий для устойчивого развития сельского поселения, межевые споры и невозможность размещения объектов регионального, муниципального значения, выделения земель общего пользования. Просит отказать в удовлетворении заявления Черепанова М.В.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит заявление Черепанова М.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин, вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В судебном заседании установлено, что Черепанов М.В., являясь собственником земельного участка общей площадью ХХХХ кв.м., расположенного в д.Ш. И. с/с Череповецкого района Вологодской области, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для сельскохозяйственных целей, кадастровый номер ХХХ, обратился в администрацию Череповецкого муниципального района с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с вида «для сельскохозяйственных целей» на вид «индивидуальный жилой дом». Письмом от ХХ ХХХ ХХХХ года № ХХХ ему было отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка на основании п. 5 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», в связи с отсутствием проекта планировки территории.

Черепанов М.В. обратился в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на те обстоятельства, что в соответствии с положениями пункта 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» предусмотрена обязанность главы администрации Череповецкого муниципального района принять решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, без проведения публичных слушаний, поскольку вид разрешенного использования земельного участка «индивидуальный жилой дом» не противоречит его целевому назначению - земли населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 года решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 года разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.

В соответствии с решением Муниципального Собрания Череповецкого муниципального района от ХХ ХХХ ХХХХ года № ХХХ в компетенцию администрации Череповецкого муниципального района входит установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в соответствии с действующим законодательством.

Учитывая положения ст.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», из содержания которой следует, что органы местного самоуправления самостоятельно и под свою ответственность принимают решения в пределах своих полномочий, и положения п.3 ч.1 ст.4 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», из которого не следует обязанность принятия главой местной администрации решения об удовлетворении заявлений граждан об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, а также то обстоятельство, что обжалуемым решением администрации Череповецкого района не были нарушены права и свободы заявителя Черепанова М.В., который не лишен возможности осуществлять в отношении принадлежащего ему земельного участка полномочия собственника, предусмотренные ст.209 Гражданского кодекса РФ, суд полагает, что оснований для признания незаконным обжалуемого решения не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Черепанову М.В. в удовлетворении заявления о признании незаконным решения главы администрации Череповецкого муниципального района об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, общей площадью ХХХХ кв.м., расположенного в д.Ш. И. с/с Череповецкого района Вологодской области, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для сельскохозяйственных целей, кадастровый номер ХХХ, с вида «для сельскохозяйственных целей» на вид «индивидуальный жилой дом» и возложении обязанности на администрацию Череповецкого муниципального района устранить допущенные нарушения – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Текст мотивированного решения составлен 10 октября 2012 года

Судья

Согласовано

Судья Череповецкого районного суда Н.В. Жгутова