Дело № 12-68/2011 Р Е Ш Е Н И Е 19 июля 2011 года г. Череповец Судья Череповецкого районного суда Вологодской области Титова О.А., рассмотрев жалобу Таширева А.Ю. на постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 39 Сазоновой Л.Г. от 16 июня 2011 года по делу об административном правонарушении в отношении Таширева А.Ю., У С Т А Н О В И Л : Постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 39 Сазоновой Л.Г. от 16 июня 2011 года Таширев А.Ю. привлечен к административной ответственности по ст.12.15 ч. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами на срок четыре месяца за то, что ХХ ХХХ ХХХХ года в 16 часов 21 минуту на ХХХ км автодороги В.-Н., управляя автомобилем, в нарушение п. 1.3 Правил дорожного движения совершил обгон впереди идущего транспортного средства в зоне действия дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен». Таширев А.Ю. обратился в Череповецкий райсуд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, т.к. судьей неправильно применены нормы материального права, материалы дела имеют неустранимые противоречия. Инспектор ДПС ГИБДД УВД по г. Череповцу М. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. На основании ст. 30.6 ч. 1 п. 4 КоАП РФ принято решение рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица. В судебном заседании Таширев А.Ю. доводы жалобы поддержал. Представитель Таширева А.Ю. – адвокат Чумаков А.А - пояснил, что ХХ ХХХ ХХХХ года Таширев двигался по автодороге В.-Н., начал совершать обгон до знака 3.20 «Обгон запрещен», при этом дорожная разметка была прерывистой и позволяла делать обгон. Дорога делает поворот, дорожного знака было не видно, кроме того, впереди шла большегрузная автомашина, которая полностью закрывала знак. Когда Таширев увидел сплошную линию разметки, ему необходимо было завершить манёвр обгона, что им и было сделано. Дорожная разметка не свидетельствовала о приближении к знаку «обгон запрещен», как это предписано правилами. В соответствии с Венской конвенцией о дорожных знаках и сигналах, 1968 года, любой знак, установленный на стороне дороги, соответствующей направлению движения, должен быть повторен над проезжей частью или на противоположной стороне дороги, если местные условия таковы, что этот знак может не быть вовремя замечен водителями транспортных средств, для которых он предназначен. Как следует из видеозаписи, большегрузная автомашина закрывает знак «обгон запрещен; из автомашины, которая следует за грузовиком, даже с пассажирского места, знак «Обгон запрещен» не виден. Кроме того, ст.12.15 КоАП РФ – формальная статья, то есть необходим прямой умысел водителя на нарушение. В данном случае отсутствует и состав, и событие правонарушения, дело следует прекратить. Представитель Таширева А.Ю. – Макаров С.А. пояснил, что судом неправильно истолкована суть ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, т.к. выезд на полосу встречного движения был совершен в разрешенном правилами дорожного движения месте. Таширев не мог знать, предполагать или иным образом рассчитывать на смену дорожной разметки, т.к. прерывистая разметка была одной длины и в нарушение ГОСТа не удлинялась к завершению зоны разрешения обгона. Выезд для обгона Таширев начал за 100-120 метров до знака 3.20 «Обгон запрещен». Кроме того, мировым судьей не устранены противоречия: в протоколе указано, что обгон был совершен на ХХХ км, в схеме указан ХХХ км. Специалист А. – преподаватель автошколы «Ф.» - пояснил, что Таширев начал обгон в соответствии с Правилами дорожного движения, т.к. прерывистая линия позволяла ему сделать этот обгон. В соответствии с п. 8.1 Правил дорожного движения выполняемый маневр должен быть безопасен. Дорожная разметка 1.11 разрешает завершить обгон, если он был начат в соответствии с правилами дорожного движения. Маневр обгона – это особо опасный маневр, поэтому в Правилах дорожного движения он выделен особо. Маневр состоит из выезда со своей полосы на встречную полосу, опережение попутно двигающегося транспортного средства и возврат на свою полосу движения. Опережение – это движение с большой скоростью. Для безопасности других участников движения обгон разрешается завершить, даже когда началась сплошная линия разметки. При приближении к зоне запрета обгона линия разметки должна быть продлена, чтобы водитель заранее знал о том, что он приближается к части дороги, где обгон запрещен. В случае с Таширевым такого не было. При выполнении обгона Таширев правил дорожного движения не нарушал. Изучив материалы дела, доводы участников процесса, суд не находит оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 39 Сазоновой Л.Г. от 16 июня 2011 года в отношении Таширева А.Ю. Факт совершения Таширевым А.Ю. правонарушения, предусмотренного ст.12.15 ч. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтвержден: протоколом об административном правонарушении ХХХ от ХХ ХХХ ХХХХ года, в котором имеется объяснение Таширева А.Ю.: «обгон начал совершать по правилам, из-за машины обгоняемой не смог увидеть знака «обгон запрещен», закончил обгон после знака»; схемой места совершения административного правонарушения, с которой Таширев А.Ю. был согласен, рапортом инспектора ДПС ГИБДД УВД по г. Череповцу М., дислокацией дорожных знаков и горизонтальной разметки на ХХХ-ХХХ км автодороги А-ХХХ В.-Н. в соответствии с Проектом организации дорожного движения, материалами видеофиксации. Полученные доказательства, в том числе пояснения свидетелей Т., З., исследованы мировым судьей в совокупности, им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Доводы Таширева А.Ю. и его представителей о том, что Таширев начал совершать обгон заблаговременно, и во время движения из-за автомашины М. не мог увидеть знака «Обгон запрещен», не могут служить основанием для отмены постановления мирового судьи. Обгоном, в соответствии с Правилами дорожного движения, является опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы. В соответствии с п. 11.1 Правил дорожного движения прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии, а также в том, что по завершении обгона он сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу. Обгон является сложным и опасным манёвром, поэтому, оценивая дорожную обстановку, водитель должен обратить внимание на скорость обгоняемого автомобиля и его длину, чтобы совершить маневр обгона в соответствии с Правилами дорожного движения. Как следует из объяснений водителя Таширева А.Ю., обгоняемая автомашина не позволила ему увидеть знак «Обгон запрещен», следовательно, начав обгон, водитель Таширев не убедился в безопасности выполняемого им маневра. В соответствии с п. 1.3 Правил дорожного движения участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения. Исходя из системного толкования Правил дорожного движения РФ, водитель, прежде чем начать маневр обгона, обязан убедиться в том, что он сможет выполнить его от начала выезда на полосу движения, необходимую для обгона транспортного средства и до возврата на ранее занимаемую полосу, соблюдая вышеназванные Правила, в противном случае - не приступать к выполнению данного манёвра; в случае движения впереди крупногабаритного транспортного средства приступать к обгону опасно; до начала обгона водитель должен расположить транспортное средство, чтобы иметь максимально возможную видимость дороги, в том числе, иметь возможность наблюдать и соблюдать установленные знаки. Таким образом, достоверно установлено, что Таширев А.Ю. совершил правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Каких-либо существенных недостатков, влекущих признание протокола об административном правонарушении незаконным, судом не установлено. Доводы о том, что мировым судьей не устранены противоречия, имеющиеся в деле, не соответствуют действительности. Как следует из протокола об административном правонарушении, рапорта и схемы, обгон Таширевым был совершен на ХХХ км автодороги В.-Н.; противоречий исследованные документы не содержат. Наказание Таширеву А.Ю. назначено в соответствии с требованиями закона, в пределах санкции ст.12.15 ч. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о личности правонарушителя; наказание является минимальным, предусмотренным санкцией данной статьи. На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 ч. 1 п. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Р Е Ш И Л : Постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 39 Сазоновой Л.Г. от 16 июня 2011 года о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Таширева А.Ю. оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд в порядке, предусмотренном ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Судья Согласовано Судья Череповецкого районного суда О.А. Титова