1- 283 -2010г
П Р И Г О В О Р
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Черепаново28 июня 2010г
Черепановский районный суд Новосибирской области в составе судьи Бернгардт Е. И.
с участием государственного обвинителя Кабакова А. В. пом. прокурора Черепановского района
подсудимого Лиханова В.Ф., <данные изъяты>
Находится под подпиской о невыезде
защитника Нарыковой З. А. предоставившего удостоверение 551 и ордер 415
при секретаре Гейзер Е. С
а также потерпевшего Г.В.А. рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении Лиханова В. Ф., обвиняемого в совершении преступления предусмотренного ст. 30 ч. 3 -105 ч.1 УК РФ
У С Т А Н О В И Л
Лиханов В. Ф. совершил покушение на убийство, то есть умышленные действия, непосредственно направленные на умышленное причинение смерти другому человеку, не доведенные до конца по независящим от него обстоятельствам.
Преступление совершено ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> при следующих обстоятельствах.
ДД.ММ.ГГГГ в 12 часу в кухне <адрес> Г.В.А., Лиханов В.Ф. и Р.Г.Ю. распивали спиртные напитки. В ходе распития спиртных напитков на почве личных неприязненных отношений между находившимися в состоянии алкогольного опьянения Г.В.А. и Лихановым В.Ф. произошла ссора, в ходе которого у Лиханова В.Ф. возник умысел, направленный на умышленное причинение смерти Г.В.А. путем нанесения последнему нескольких ударов лезвием топора по голове. Лиханов В.Ф., реализуя умысел, направленный на причинение смерти Г.В.А., осознавая, что совершает деяние, опасное для жизни потерпевшего, предвидя неизбежность причинения смерти Г.В.А. и, желая этого, вышел в сени, взяв топор, вернулся в кухню, где, удерживая топор в правой руке, подошел к Г.В.А. и, со словами: «Я тебя сейчас зарублю!» нанес Г.В.А. лезвием топора два удара по голове, после чего тот вскочил, оттолкнул Лиханова В. Ф руками и убежал из дома, а Лиханов В. Ф преследовать его не стал.
Лиханов В.Ф. не смог причинить смерть Г.В.А., поскольку последний оказал ему активное сопротивление, выскочил из дома и скрылся с места преступления, т.е. не довел свой умысел на причинение смерти Г.В.А. до конца по независящим от его воли и сознания обстоятельствам.
В результате умышленных действий Лиханова В.Ф., направленных на причинение смерти Г.В.А., последнему были причинены телесные повреждения в виде: одной раны в лобно-теменной области слева, и одной раны в теменно-затылочной области по средней линии, расценивающиеся как причинившие легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья сроком не свыше 21 дня.
Лиханов В. Ф вину признал частично и дал в судебном заседании показания, из которых следует, что более 2 лет проживает с Р.Г.Ю., которая ранее проживала с Г.В.А.. С Г.В.А. знакомы, также более 2 лет, неоднократно вместе выпивали. Г.В.А. неоднократно бывал у них дома, испытывает к нему неприязнь на почве ревности, но ранее на этой почве ссор, скандалов не было, хотя раньше выгонял Г.В.Ф. в и тот уходил.. ДД.ММ.ГГГГ в первой половине дня к ним домой пришел Г.В.А., принес спиртное, втроем его распили. Т. к Г.В.А. начал оказывать Р.Г.Ю. знаки внимания, то это не понравилось, потребовал, чтобы он ушел, тот уходить отказался. Чтобы его прогнать решил напугать при помощи топора, вышел из кухни в кладовку, взял топор, вернулся, подошел к Г.В.Ф. спереди, держа топор острием вверх и обухом вниз, сказал Г.В.А.: «Уходи, или я сейчас тебя тюкну(,т.е. ударю топором)», поднял топор над его головой и топор в это время как-то сорвался и ударил топором по темени Г.В.Ф., снова поднял топор, а он снова сорвался и ударил Г.В.Ф. в области затылка. Уточнил, что Г.В.Ф. сразу подставил руку, и после первого удара встал и убежал из дома, второй удар получился в затылок вдогонку. Догонять его не стал, т.к. главное было выгнать его, вынес топор, бросил его в кладовую. Кровь на пороге увидел только утром.
Утверждает, что убивать Г.В.А. не хотел, хотел только попугать. Признает, что понимал, что наносил удары лезвием топора в жизненно важную область – голову, что эти удары могли повлечь смерть
Суд, заслушав доводы подсудимого, исследовав доказательства, представленные в судебное заседание сторонами, находит вину Лиханова В. Ф. установленной доказательствами стороны обвинения.
Так потерпевший Г.В.А., пояснил, что ранее около 5 лет сожительствовал с Р.Г.Ю. Затем она стала сожительствовать с Лихановым В.Ф. Продолжали периодически общаться, вместе выпивали, догадывался, что Лиханов В. Ф ревнует. ДД.ММ.ГГГГ пришел к Р.Г.Ю. в гости, где вместе с ней и Лихановым В.Ф. распили 2 бутылки вина. В ходе распития спиртного, Лиханов В.Ф. приревновал к Р.Г.Ю., стал кричать чтобы уходил, потом молча встал из-за стола, вышел в сени, вернулся с топором в руках, сразу подошел к нему ( Г.), сказал,» сейчас я тебя зарублю» поднял топор над своей головой и с размаху нанес острием топора удар по голове, почувствовал сильную боль, кровь потекла, а Лиханов В.Ф. снова занес топор над своей головой и с размаху нанес еще один удар по голове, снова почувствовал боль, вскочил, толкнул Лиханова В руками, и выскочил в сени, на улицу, что было потом не помнит, пришел в себя уже в больнице.
Утверждает, что Лиханов В. Ф удары лезвием топора наносил по голове целенаправленно с размаха, кричал, что убьет и наносил удары одновременно. Сомнений, что тот хочет убить, не было. Считает, что не убил, потому, что был сильно пьян, из-за чего удары оказались слабее и что сам смог оттолкнуть его и быстро убежать из его дома. Сомнений в том, что если бы не смог убежать, то Лиханов В. Ф его убил, не было. Утверждает, что удары оказались не смертельными, только потому, что Лиханов В. Ф был сильно пьяный.
Свидетель Р.Г.Ю., пояснила, что Лиханов В.Ф. является ее сожителем, ранее сожительствовала с Г.В.Ф. ДД.ММ.ГГГГ Г.В.А. пришел к ней в гости, принес вино, втроем, вместе с Лихановым В.Ф. начали выпивать. В ходе распития спиртных напитков Лиханов В.Ф. молча поднялся из-за стола, выскочил из дома на веранду, быстро вернулся в дом, держа в правой руке топор, обошел Г.В.Ф., подошел к нему спереди, сказал ему «Сейчас я тебя зарублю!», замахнулся и ударил два раза острием топора Г.В.А. по голове. Г.В.А. вскочил со стула и выбежал из дома. На голове Г.В.А. была кровь. Лиханов В.Ф. остался в доме, преследовать Г.В.Ф. он не стал. Подтвердила, что Лиханов В. Ф нанес Г.В.А. два удара топором по голове умышленно, а не случайно.
Из показаний свидетеля З.О.А., оглашенных в судебном заседании в порядке ст 281 УПК РФ следует, что Р.Г.Ю. знает ее под фамилией К.. В середине марта 2010 года, точную дату не помнит, пришла к Р.Г.Ю. проживающей с Лихапновым по ул <адрес>. Когда подходила к ее дому, увидела, что из ограды дома вышел Г.В.А. и пошел в сторону Черепановской ЦРБ, когда подошла к Р.Г.Ю., та рассказала, что Лиханов В.Ф. ударил топором по голове Г.В.А., после чего тот убежал. ( л.д. 71-75.)
Кроме того вина Лиханова В. Ф подтверждается
- сообщением Черепановской ЦРБ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 45 мин обратился Г.В.А. с рублеными ранами волосистой части головы, пояснивший, что его ударил известный ему. (л.д. 7)
- заявлением Г.В.А. о привлечении к уголовной ответственности Лиханова В.Ф., нанесшего ему ДД.ММ.ГГГГ топором удар по голове.( л.д. 9.)
- протоколом осмотра места происшествия, в ходе которого был осмотрен дом по адресу <адрес>, обнаружен и изъят топор, со слов Лиханова В.Ф. именно этим топором он нанес Г.В.А. удар по голове.( л.д. 15-16.)
- заключением судебно-медицинской экспертизы № подтверждается, что у Г.В.А.,, имеются телесные повреждения в виде: одной раны в лобно-теменной области слева и одной раны в теменно-затылочной области по средней линии.
Данные телесные повреждения образовались от воздействия острого режущего предмета, возможно от удара лезвием топора, возможно в срок, соответствующий ДД.ММ.ГГГГ, и расцениваются как легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья сроком не свыше 21 дня.(л.д. 26-27.)
- заключением судебно-биологической экспертизы вещественных доказательств, подтверждается, что на топоре обнаружены следы крови, видовую принадлежность которой определить не представляется возможным. В остальных следах на топоре крови не обнаружено. ( л.д. 40-41).
Оценивая в совокупности исследованные доказательства суд находит вину подсудимого установленной и квалифицирует действия Лиханова В. Ф. ст. 30 ч. 3 - 105 ч. 1 УК РФ – покушение на убийство, то есть умышленные действия, непосредственно направленные на умышленное причинение смерти другому человеку, не доведенные до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.
В судебном заседании Лиханов В. Ф вину признал частично и дал показания из которых следует, что он признает, что лезвием топора нанес Г.В.А. две раны в области волосистой части головы, что после нанесения второй раны потерпевший сразу вскочил, оттолкнул его и убежал, а сам преследовать его не стал.. Вместе с тем утверждает, что умысла на убийство не было, хотел только напугать Г.В.А., чтобы тот ушел, что целенаправленно удары топором не наносил, топор только держал над головой потерпевшего, удары наносить не хотел, топор сам случайно сорвался и дважды попал по голове потерпевшего.
Суд заслушав доводы Лиханова В. Ф, сопоставив его показания с совокупностью исследованных доказательств, приходит к выводу, что показания Лиханова В. Ф действительности не соответствуют и искажены в целях самозащиты.
Так в судебном заседании установлено, что в момент совершения преступления в кухне дома находились только Лиханов В Ф, Г.В.А., и Р.Г.Ю., которые все вместе распивали спиртное. Доводы Лиханова В. Ф, что действовал из личных неприязненных отношений к Г.В.А., вызванных ревностью, подтверждаются показаниями Г.В.А. и Р.Г.Ю.,
Доводы Лиханова В. Ф, что убивать не хотел, хотел только выгнать Г.В.А., а топор сам случайно дважды сорвался из его рук на голову последнего опровергаются последовательными, логичными, не содержащими противоречий показаниями Г.В.А. и Р.Г.Ю., оснований не доверять которым у суда нет и которые к тому же не оспариваются подсудимым.
Показаниями Г.В.А., Р.Г.Ю. достоверно подтверждается, что Лиханов В. Ф наносил удары Г.В.А. с целью убийства, действовал с прямым умыслом, направленным на лишение жизни последнего, поскольку он взял в руки топор, подошел к Г.В.А. и высказав угрозу убить его, умышленно замахиваясь лезвием топора нанес поочередно два удар в жизненно важную область - голову потерпевшего с достаточной силой, однако умысел на убийство им не был реализован до конца по независящим от его воли и сознания обстоятельствам, как в силу его опьянения, так и в связи с тем, что Г.В.А. защищаясь, вскочил, оттолкнул его руками и убежал из дома, после чего Лиханов В. Ф свои действия прекратил и преследовать Г.В.А. не стал.
При указанных обстоятельствах Лиханов В. Ф не мог не осознавать, что наносит удар лезвием топора в жизненно важную область – голову Г.В.А. и не мог не понимать что в результате его действий наступит смерть и желал наступления смерти, что подтверждается целенаправленными последовательными его действиями направленными на лишение жизни потерпевшего. Лиханов В. Ф не мог не осознавать, что нанесение топором неоднократных ударов по голове повлечет смерть потерпевшего и с целью совершения убийства сначала взял топор, затем подошел к потерпевшему и, высказав словесно угрозу убить Г.В.А., сразу же замахнувшись нанес удар лезвием топора по голове, после чего повторно замахнулся и нанес удар также по голове потерпевшего, что свидетельствует о наличии в его действиях прямого умысла, направленного на лишение жизни потерпевшего и опровергает его версию о том, что топор просто дважды срывался у него из руки и падал на голову потерпевшего.
Умысел на убийство не был доведен им до конца по независящим от его воли и сознания обстоятельствам, как в силу своего опьянения, так и потому, что потерпевший защищая свою жизни сначала оказал активное сопротивление, оттолкнув Лиханова В. Ф руками, а затем убежал из дома.
Доводы стороны защиты, что Лиханов В. Ф, взял в руки топор с целью напугать Г.В.А., и в его действиях усматривается только угроза убийством, поскольку его действиями потерпевшему был причинен только легкий вред здоровью, тогда как у него была реальная возможность причинить смерть Г.В.А., являются несостоятельными.
В судебном заседании достоверно установлено, и подсудимым не опровергается, что он взяв в руки топор, подошел к Г.В.А. и, высказав угрозу зарубить, т.е. убить, замахнувшись нанес 2 удара топором по голове последнего, после чего тот оттолкнул его и убежал. Лиханов В. Ф нанес потерпевшему 2 рубленые раны в области волосистой части головы, причинив своими действиями легкий вред здоровью, по признаку кратковременности расстройства здоровья.
Целенаправленные действия Лиханова В. Ф свидетельствуют о том, что его умысел был направлен именно на лишение жизни Г.В.А., а не на угрозу убийством, либо на причинение легкого вреда его здоровью. Лиханов В. Ф умышленно нанес два удара лезвием топора по голове последнего, предварительно высказав угрозу зарубить, и умысел не реализовал до конца в силу своего состояния опьянения и активного сопротивления потерпевшего, сумевшего оттолкнуть его и убежать. Лиханов В. Ф действительно преследовать его не стал. Однако это обстоятельство не влияет на квалификацию его действий, поскольку он уже нанес 2 удара топором по голове Г.В.А. с целью его убийства. Действия Лиханова В. Ф который высказав угрозу убить, сразу же нанес 2 удара топором по голове потерпевшего, свидетельствуют о том, что он совершал активные последовательные действия направленные на убийство человека, которые не смог довести до конца по вышеуказанным обстоятельствам, и его действия не могут быть расценены как угроза убийством. Нанесение неоднократно ударов лезвием топора по голове не может быть расценено как угроза убийством, поскольку свидетельствует о том, что Лиханов В. Ф совершает активные действия направленные на лишение жизни потерпевшего.
Судом исследовалось психическое состояние Лиханова В. Ф. Установлено, что он обнаруживает психическое расстройство в форме синдрома зависимости, вызванного употреблением алкоголя (хронический алкоголизм). Однако степень указанных нарушений психики выражена не столь значительно и не лишала его возможности в период совершения преступления в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В период совершения противоправных действий он не обнаруживал признаков и временного болезненного расстройства психической деятельности, а находился в состоянии простого алкогольного опьянения, что подтверждается сведениями об употреблении им перед деликтом спиртных напитков, он ориентировался в ситуации, сохранял адекватный речевой контакт, последовательность и целенаправленность действий, которые не были обусловлены какими-либо психическими нарушениями. В настоящее время Лиханов В. Ф также может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В принудительных мерах медицинского характера не нуждается. По своему психическому состоянию способен правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать показания, может принимать участие в следственных действиях. В состоянии аффекта в момент деликта Лиханов В. Ф не находился.
На основании изложенного суд признает Лиханова В. Ф вменяемым
При назначении наказания суд в силу ст. 60 УК РФ учитывает, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на его исправление.
Отягчающих вину обстоятельств по делу не установлено.
Как смягчающее вину обстоятельство суд учитывает частичное признание вины
Кроме того, суд принимает во внимание, что потерпевший на строгой мере наказания не настаивает, Лиханов В. Ф содеянное не осознал и не раскаивается, характеризуется отрицательно, неоднократно привлекался к административной ответственности за совершении е административных правонарушений связанных с употреблением алкогольных напитков, <данные изъяты>
Учитывая данные характеризующие личность подсудимого, высокую социальную опасность содеянного, суд приходит к выводу, что Лиханову В. Ф следует назначить наказание в виде лишения свободы реально.
Оснований для назначения наказания не связанного с лишением свободы с учетом особой тяжести содеянного нет.
Оснований для назначения наказания с применением ст. 64 УК РФ, т.е. более мягкого наказания, чем предусмотрено за содеянное, нет.
Дополнительное наказание суд считает возможным не применять.
<данные изъяты>
Вещественное доказательство- топор, с согласия подсудимого, потерпевшего -уничтожить
Руководствуясь ст. 296-303, 307-309 УПК РФ суд
П Р И Г О В О Р И Л
ЛИХАНОВА В.Ф. признать виновным в совершении преступления предусмотренного ст. 30 ч. 3 ст. 105 ч.1 УК РФ и назначить ШЕСТЬ ЛЕТ лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии СТРОГОГО режима.
Меру пресечения подписку о невыезде и надлежащем поведении изменить на содержание под стражей в СИЗО № р.п. <адрес>
Взять под стражу из зала суда.
Срок отбывания наказания исчислять с ДД.ММ.ГГГГ
Вещественное доказательство – топор, хранящийся при деле уничтожить.
<данные изъяты>
Приговор может быть обжалован в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а Лихановым В.Ф. в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.
В случае подачи кассационной жалобы Лиханов В.Ф. вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, поручать осуществление своей защиты избранному им защитнику, либо ходатайствовать перед судом кассационной инстанции о назначении защитника
.
СудьяЕ. И. Бернгардт
Приговор обжалован.
30 августа 2010 кассационная коллегия Новосибирского областного суда приговор изменила: исключить «содеянное не осознал и не раскаивается», в остальном оставить без изменения.