тяжкий вред здоровью, опасный для жизни, повлекший по неосторожности смерть потерпевшего.



Дело № 1 –465

Приговор

именем Российской Федерации

г. Черепаново19 ноября 2010 года

Судья Черепановского районного суда Новосибирской области Гольев В.А.,

с участием государственного обвинителя помощника прокурора Черепановского района Кабакова А.В.,

подсудимой Овчинниковой Н.П.,

защитника Бавыкиной И.А., представившего удостоверение № и ордер №,

при секретаре Китаевой Г.П., Городчиковой А.А.,

а также потерпевшей В.,

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении

Овчинниковой Н.П., <данные изъяты>, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 4 УК РФ,

установил:

Овчинникова Н.П. умышленно причинила Е.А. тяжкий вред здоровью, опасный для жизни, повлекший по неосторожности смерть потерпевшего, при следующих обстоятельствах.

В ночное время ХХХХХ Овчинникова Н.П. и её муж Е.А. в состоянии алкогольного опьянения находились у себя дома по адресу: <адрес>2, <адрес>, где в это же время между ними на почве личных неприязненных отношений произошла ссора. В ходе данной ссоры подсудимая Овчинникова Н.П. умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшему Е.А., опасного для жизни, и желая этого, неосторожно относясь к возможности наступления общественно-опасных последствий в виде смерти Е.А., взяла в руку кухонный нож и нанесла им удар Овчинникова Н.П. в левое бедро в область паховой складки, причинив последнему телесные повреждения в виде колото-резаного слепого ранения левого бедра в области паховой складки с повреждением бедренной вены и бедренной артерии, в результате чего ХХХХХ от острой кровопотери наступила смерть Е.А..

В судебном заседании подсудимая Овчинникова Н.П. вину признала частично и пояснила, что отношения у неё с мужем были нормальные, иногда они ссорились из-за бытовых проблем. По характеру Овчинникова Н.П. был спокойным, но когда выпивал много спиртного, то вел себя агрессивно. В ночь на ХХХХХ они с мужем и братом Зыряновым у себя дома употребляли спиртное. У неё с мужем произошла ссора на почве бытовых проблем и ревности. Потом З. ушел спать в комнату, а они с мужем Овчинникова Н.П. остались на кухне наедине, продолжали распивать спиртное и ссора между ними возобновилась. Муж напал на неё первым, толкнул рукой, отчего она упала на пол. Затем Овчинникова Н.П. начал её бить по лицу и голове руками, она защищалась и тоже его била ладонью по лицу. Затем она встала и начала кидать в Овчинникова Н.П. различные предметы, он эти же предметы кидал в неё. Потом, когда он стал подходить к ней, то она испугалась, что Овчинникова Н.П. её будет бить, поэтому взяла в руку со стола кухонный нож, которым хотела попугать его, ткнула этим ножом в нижнюю часть тела Овчинникова Н.П.. Затем убежала в комнату и уснула. Когда проснулась, то на кухне увидела мужа лежащим на полу, около него было много крови. Пыталась привести его в чувство, потом вышла на улицу и позвала соседей Ц. и О.. Мужа она убивать не хотела, она не думала, что он умрет от ее удара ножом. Мужу она нанесла удар, так как испугалась его, поскольку в состоянии алкогольного опьянения, он вел себя агрессивно.

Суд, выслушав подсудимую, потерпевшую, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к убеждению, что вина Овчинникова Н.П. в совершении вышеуказанного преступления установлена. Делая такой вывод, суд руководствовался следующими доказательствами.

Из заключения судебно-медицинской экспертизы № следует, что смерть Е.А. наступила от острой кровопотери, развившейся в результате колото-резаного слепого ранения левого бедра в области паховой складки с повреждением бедренной вены, бедренной артерии. Данное телесное повреждение образовалось от действия острого колюще-режущего предмета, возможно клинка ножа, в пределах получаса до наступления смерти пострадавшего. У живых лиц оценивается как тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни и наступление смерти Е.А. стоит в прямой причинно-следственной связи с полученным колото-резаным ранением. Учитывая характер ранения (повреждение крупных сосудов), наличие обильных продольно расположенных потеков на брюках и наличие подсохшей крови на подошвах стоп, можно сделать вывод, что после полученного повреждения потерпевший совершал активные действия, в том числе и передвигался, но довольно непродолжительное время после ранения. Учитывая расположение раны на передней поверхности бедра, раневого канала, можно сделать вывод, что при нанесении данного повреждений наиболее вероятно, нападавший находился либо спереди от потерпевшего, при нахождении потерпевшего в вертикальном положении, либо нападавший располагался сверху над потерпевшим, при этом потерпевший мог лежать либо на спине, либо на боку. В момент смерти Е.А. находился в алкогольном опьянении, которое у живых лиц оценивается как тяжелое (т. 1, л.д. 29-32).

Из заключения эксперта № (экспертиза вещественных доказательств) следует, что на смыве с пола на кухне; на ноже, изъятом с места происшествия (№1) обнаружена кровь человека, происхождение которой не исключается от потерпевшего Е.А. Происхождение крови от подозреваемой Овчинникова Н.П. исключается (т. 1, л.д. 161-167).

Согласно заключению эксперта № МК-236/2010 (экспертиза вещественных доказательств) на спортивных брюках, трусах Е.А. имеется колото-резаные повреждения, которое образовались от действия острого плоского колюще-режущего предмета, типа ножа, которые образовались одномоментно. На кожном лоскуте с паховой области слева от трупа Е.А. имеется колото-резаная рана, которая образовалась от действия острого колюще-режущего предмета, типа ножа. Колото-резаные повреждения на спортивных брюках и трусах Е.А., колото-резаная рана на кожном лоскуте с паховой области слева от трупа Е.А. образованы клинком ножа №, представленного на экспертизу, изъятого с места происшествия, либо клинком любого другого колюще-режущего предмета, типа ножа, обладающего одинаковыми конструктивными и следообразующими особенностями (т. 1, л.д. 207-218).

Из заключения эксперта № (экспертиза вещественных доказательств) следует, что на двух носках Овчинникова Н.П. обнаружена кровь человека, происхождение которой не исключается от потерпевшего Е.А. (т. 1, л.д. 148-149).

Из заключения эксперта № (экспертиза вещественных доказательств) следует, что на плавках, шортах, кофте Овчинникова Н.П. обнаружена кровь, происхождение которой не исключается от потерпевшего Е.А. (т. 1, л.д.191-194).

Свидетель Ц. показала, что ХХХХХ, около 04 часов утра, она, выйдя на стуки в дверь, увидела соседку Овчинникова Н.П., которая плакала, звала на помощь, говорила, что она убила своего мужа, подробностей не рассказывала. Вместе с другой соседкой О. они пришли в дом Овчинникова Н.П., где увидела, что в кухне на полу в луже крови лежит Овчинникова Н.П., а Овчинникова Н.П. сидела с ним рядом. Она видела у Овчинникова Н.П. ссадины на лице.

Свидетель О. пояснила, что в 4 часа утра, ХХХХХ ним пришла соседка Овчинникова Н.П., она была вся в крови, плакала, сказала, что убила своего мужа, подробностей не рассказывала. Вместе с другой соседкой Ц. они пришли в дом Овчинникова Н.П., где увидела, что Овчинникова Н.П. Евгений лежал на спине, на полу в кухне, в луже крови, у него были уже предсмертные конвульсии. Она увидела у него рану в паховой области.

Из показаний свидетеля П. – участкового уполномоченного милиции, следует, что ХХХХХ, в пятом часу утра ему сообщили, что Овчинникова Н.П. зарезала своего мужа. Он сразу же приехал к Овчинникова Н.П.. Там находилась фельдшеры Ц., О., а также Овчинникова Н.П. и З. У Овчинниковой была истерика. На кухне он увидел, лежащего на полу в луже крови Овчинникова Н.П. без признаков жизни, рядом с ним лежал кухонный нож с деревянной ручкой. Овчинникова Н.П. пояснила ему, что они втроем - муж, она и брат Зырянов распивали спиртные напитки, затем Зырянов ушел спать, а у неё с мужем произошел скандал. Муж вышел из-за стола, схватил её за шею, она в это время схватила со стола нож и ударила его. Ранее к нему не поступало сообщений о конфликтах в семье Овчинникова Н.П..

Свидетель З. показал, что Овчинникова Н.П. его родная сестра. В ночь на ХХХХХ он был в гостях у Овчинникова Н.П., они употребляли спиртные напитки. Овчинникова Н.П. стали между собой ссориться, потом помирились, а он ушёл спать. Через некоторое время его разбудила Овчинникова Н.П. и сообщила, что зарезала мужа. На кухне он увидел лежащего Овчинникова Н.П.. Что произошло, сестра ему не рассказывала.

Потерпевшая В. пояснила, что является родной сестрой Е.А.. Брат проживал в <адрес> со своей супругой Овчинникова Н.П.. ХХХХХ ей по телефону сообщили, что Овчинникова Н.П. убила своего мужа. Ей известно, что Овчинникова Н.П. в нетрезвом состоянии бывает агрессивной.

Свидетель Г. показала, что Овчинникова Н.П. проживают рядом с ней. Знает, что Овчинникова Н.П. в состоянии опьянения бывает агрессивной, ревнует мужа.

Свидетель Н. показал, что приходится племянником Е.А.. Ранее он был в гостях у Овчинникова Н.П. и знает, что между ними происходили ссоры из-за ревности Овчинникова Н.П.. ХХХХХ ему сообщили, что Овчинникова Н.П. убили.

Из заключения эксперта № от ХХХХХ видно, что у Овчинникова Н.П. имеются телесные повреждения в виде ссадин в теменно-височной области справа, спинке носа справа, на правой щеке, на правом локтевом суставе, на левом коленном суставе. Данные телесные повреждения образовались от воздействия тупых твердых предметов с ограниченной травмирующей поверхностью, возможно в срок около 1-х суток на момент освидетельствования и при обстоятельствах, указанных в постановлении и расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека (т. 1, л.д. 41).

Согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы № Овчинникова Н.П. каких-либо психических расстройств, в том числе временных, во время преступления не обнаруживала, могла осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В настоящее время Овчинникова Н.П. также не обнаруживает какого-либо психического расстройства, может осознавать фактический характер своих действий и руководить ими, может принимать участие в следственно-судебных действиях, может правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела и давать показания. В применении принудительных мер медицинского характера не нуждается. Из анализа материалов уголовного дела и настоящего исследования следует, что во время совершения инкриминируемого ей деяния Овчинникова Н.П. в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта) не находилась (т. 1, л.д.125-127).

Из протокола осмотра места происшествия видно, что ХХХХХ в <адрес>, в кухне обнаружен труп Е.А., нож с деревянной ручкой, пятна бурого цвета похожие на кровь (т. 1, л.д. 6-14).

Таким образом, перечисленные выше доказательства позволяют суду сделать вывод о том, что ХХХХХ, после совместного распития спиртных напитков, на почве алкогольного опьянения между супругами Овчинникова Н.П. произошла ссора, в ходе которой из-за возникшей личной неприязни подсудимая умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни, нанесла Овчинникова Н.П. целенаправленный удар лезвием ножа в бедро в область паховой складки, повредив колото-резанным ранением бедренные вену и артерию, в результате чего, через непродолжительное время, от острой кровопотери наступила смерть Е.А..

Совокупность обстоятельств совершения преступления, в частности, нанесение входе взаимной ссоры удара ножом в паховую область, свидетельствует о направленности умысла Овчинникова Н.П. на причинение тяжкого вреда здоровью, поскольку такие действия явно могут повлечь указанные последствия и представляют опасность для жизни человека и этого не могла не осознавать подсудимая. Вместе с тем, по отношению к наступлению смерти потерпевшего от полученного ранения, вина подсудимой является в форме неосторожности, поскольку она не предвидела, что от её удара ножом наступит смерть Овчинникова Н.П., однако могла и должна была предвидеть наступление этих последствий.

Доводы защитника о том, что подсудимая нанесла удар ножом потерпевшему в целях самообороны, превысив её пределы, являются несостоятельными, так как опровергаются исследованными в суде доказательствами.

Как видно из показаний подсудимой, поводом для ссоры послужили личные неприязненные отношения, возникшие после совместного употребления значительного количества спиртных напитков. В дальнейшем ссора между супругами переросла в нанесение побоев друг другу. Это подтверждается и наличием телесных повреждений у Овчинникова Н.П. на лице и конечностях, установленных экспертом. После чего, подсудимая нанесла Овчинникова Н.П. удар ножом в область паха. Подсудимая также пояснила, что в ходе ссоры Овчинникова Н.П. не высказывал никаких ей угроз расправы, в руках у него не было оружия или предметов, он не совершал каких-либо действий, способных создать реальную угрозу жизни или здоровью подсудимой. Поэтому у Овчинникова Н.П. не имелось оснований считать, что она находилась в состоянии необходимой обороны.

При таких обстоятельствах, суд квалифицирует действия Овчинникова Н.П. по ст. 111 ч. 4 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

Обсуждая вопрос о мере наказания, суд считает, что подсудимой следует назначить наказание в виде лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима. При этом суд учитывал, что Овчинникова Н.П. совершила преступление, относящееся к категории особо тяжких, она не судима, ранее к уголовной ответственности не привлекалась. Принимается также во внимание её состояние здоровья.

Гражданский иск по делу не заявлен.

По уголовному делу имеются процессуальные издержки в виде оплаты труда защитника подсудимой Овчинникова Н.П. адвоката Райниса С.А. по назначению на следствии - 358 рублей 05 копеек. В соответствии со ст. 132 УПК РФ указанные процессуальные издержки подлежат взысканию в доход государства с осужденной Овчинникова Н.П..

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 307, 308, 309 УПК РФ, суд

приговорил:

Признать Овчинникова Н.П. виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 4 УК РФ и назначить ей наказание в виде лишения свободы на срок 7 (семь) лет с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

Срок наказания исчислять с ХХХХХ.

Меру пресечения изменить, заключить Овчинникова Н.П. под стражу в зале суда и содержать в СИЗО-3 р.п. <адрес> НСО – до вступления приговора в законную силу.

Вещественные доказательства уничтожить.

Взыскать в доход государства процессуальные издержки в виде оплаты труда защитника по назначению с осужденной Овчинникова Н.П. – 358 рублей 05 копеек.

Приговор может быть в кассационном порядке обжалован в судебную коллегию по уголовным делам Новосибирского областного суда в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденной Овчинникова Н.П. в тот же срок со дня вручения копии приговора.

В случае подачи кассационной жалобы, осужденная Овчинникова Н.П. вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, поручать осуществление своей защиты избранному им защитнику, либо ходатайствовать перед судом кассационной инстанции о назначении защитника.

Ходатайство об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции может быть подано осужденной Овчинникова Н.П. в течение 10 суток со дня вручения копии приговора и в тот же срок со дня вручения копии кассационного представления или кассационной жалобы, которые затрагивают его интересы.

СудьяГольев В.А.