жалоба на действие должностного лица



Дело № 2- 757/2010

Поступило в суд 23.07.2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Черепаново 30 августа 2010 года

Судья федерального районного суда общей юрисдикции Черепановского района Новосибирской области Грушко Е.Г.,

при секретаре судебного заседания Бабаевой Н. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Прокопенко ФИО7 на неправомерные действия (бездействия) должностного лица ОГУП «Технический центр учета градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области»,

у с т а н о в и л:

Прокопенко О.В. обратилась в суд с жалобой на неправомерные действия (бездействия) должностного лица ОГУП «Технический центр учета градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области», указывая, что она является собственником квартиры ......, дом ...... по ..., .... Указанное жилое помещение она желает перевести в нежилое. Она обратилась в администрацию ... с просьбой о переводе жилого помещения в не жилое. Межведомственная комиссия пришла к заключению о целесообразности перевода квартиры из жилого фонда в нежилое помещение с целью открытия в нем магазина непродовольственных товаров. Согласно ст. 23 ЖК РФ она должна предоставить документы, в том числе поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение. Для получения поэтажного плана дома она обратилась ... г. в ОГУП «Технический центр учета градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области», однако ... г. ей пришел ответ, в котором ей было отказано, чем было нарушено ее право перевода принадлежащего ей жилого помещения в нежилое. Прокопенко О.В. просит признать отказ в выдаче ей поэтажного плана дома незаконным, обязать ОГУП «Технический центр учета градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области» выдать поэтажный план дома.

В судебном заседании Прокопенко О.В. требования поддержала по основаниям и доводам указанным в жалобе, пояснила, что ... г. она купила квартиру по адресу: ..., ..., ..., ..., ... г. зарегистрировала право собственности. Квартира находится на 1 этаже. Она решила в квартире сделать магазин, не является индивидуальным предпринимателем. Межведомственная комиссия дала заключение о том, что в квартире возможно сделать магазин, квартиру перевести из жилого помещения в не жилое. Для указанного перевода необходим пакет документов, который она полностью собрала, за исключением поэтажного плана дома. Для получения поэтажного плана дома она обратилась в ОГУП «Технический центр учета градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области» Черепановский отдел, но там ей отказали в связи с тем, что будут нарушены права третьих лиц. В результате указанных обстоятельств нарушено ее право реализации перевода из жилого в нежилое помещение, в следствие чего она не может заняться индивидуальной деятельностью, открыть магазин.

Представитель ОГУП «Технический центр учета градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области»Гордеева З.И., действующая по доверенности, с жалобой не согласна, пояснила, что Прокопенко О.В. обратилась в учреждение для получения поэтажного плана здания, где находится принадлежащая Прокопенко О.В. квартира. В выдаче поэтажного плана Прокопенко О.В. было отказано на основании п. 16 постановления правительства РФ ...... от ... г. в связи с тем, что будут нарушены права других собственников квартир, а именно конфиденциальная информация, для получения которой ФИО5 необходимо собрать со всех жильцов заявления о том, что они согласны с предоставлением ей информации в отношении их квартир. В случае, если кто- либо будет против, Прокопенко О.В. не сможет получить указанную информацию. Кроме того, жалоба подана с нарушением подсудности, так как Черепановский отдел ОГУП не является ни филиалом, ни представительством. Также действия (бездействия), ОГУП и его должностных лиц не могут быть обжалованы в порядке главы 25 ГПК РФ, так как ОГУП не является государственным органом, либо органом местного самоуправления.

Выслушав стороны, представителя Прокопенко О.В.- Чернышеву И.М., полагавшую, что отказ в выдаче поэтажного плана является незаконным, постановление правительства РФ ...... от ... г. должно применяться в части не противоречащей принятому позже ЖК РФ, исследовав письменные материалы дела, суд находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.

Согласно ст. 23 ч.1, 2 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: 1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Согласно п. 15 Положения о государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства, утв. Постановлением Правительства РФ № 921 от 04.12.2000 г., организации (органы) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства предоставляют физическим и юридическим лицам сведения (документы) об объектах капитального строительства, техническую инвентаризацию которых они осуществляют.

В материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности Прокопенко О.В. на квартиру по адресу: ..., ..., ..., ... л.д.10).

Согласно ст. 209 ч.1, 2 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

По заявлению Прокопенко О.В. межведомственная комиссия осмотрела указанное жилое помещение и признала целесообразным перевод из жилого фонда в нежилой указанного помещения с целью открытия в нем магазина непродовольственных товаров л.д.8). Проведено согласование схемы согласования на перевод жилого помещения в нежилое л.д.7).

Затем Прокопенко О.В. обратилась в ОГУП «Технический центр учета градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области» Черепановский отдел с запросом о выдаче поэтажного плана дома, в котором находится указанная квартира, однако ей было отказано на основании п. 16 Положения «Об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства», утв. постановлением Правительства РФ № 921 от 04.12.2000 г., так как она имеет право получить план только переводимого помещения, а план всего многоквартирного жилого дома ей не может быть выдан в связи с тем, что она не является лицом, который может получить сведения об объектах, принадлежащих другим собственникам л.д. 9).

Таким образом, в результате отказа ОГУП «Технический центр учета градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области» Черепановский отдел в выдаче Прокопенко О.В., являющейся собственницей квартиры в доме ...... по ..., ..., поэтажного плана указанного дома, создано препятствие в ее праве на осуществление перевода, принадлежащего ей жилого помещения на праве собственности в нежилое, так как обязательным условием такого перевода в силу ст. 23 ЖК РФ является предоставление в орган местного самоуправления поэтажного плана дома, в котором находится переводимое помещение. Поэтажный план может предоставить только ОГУП «Технический центр учета градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области».

Довод представителя ОГУП «Технический центр учета градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области» о том, что предоставлением Прокопенко О.В. информации в отношении других жилых помещений, не принадлежащих Прокопенко О.В., будут нарушены права третьих лиц, поскольку будут разглашена конфиденциальная информация, для получения подобной информации Прокопенко О.В. необходимо получить согласие всех остальных собственников дома на предоставление поэтажного плана, не убедителен для суда.

К такому выводу суд приходит исходя из того, что довод основан на ст. 16 Положения о государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства, утв. Постановлением Правительства РФ № 921 от 04.12.2000 г., согласно которому сведения об объектах капитального строительства предоставляются по заявлениям указанных в статье лиц, а Прокопенко О.В. по их мнению не относится к указанным лицам.

Вместе с тем, ОГУП не верно трактует указанную норму права, так как согласно ст. 16 Положения о государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства, утв. Постановлением Правительства РФ № 921 от 04.12.2000 г., сведения об объектах капитального строительства предоставляются по заявлениям (запросам): а) собственника, владельца (балансодержателя) или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности), ст. 17 Положения сведения (документы) об объектах капитального строительства, находящихся в общей (совместной или долевой) собственности, предоставляются по заявлению любого из собственников.

Согласно ст. 36 ч.1 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке

Таким образом, Прокопенко О.В. в собственности помимо квартиры ...... в ... по ... имеет право общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Следовательно, она является лицом, которому в силу названного Положения поэтажный план может быть выдан после оплаты, установленной ст. 19 Положения, согласно которой проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Оценивая довод представителя ОГУП «Технический центр учета градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области» о том, что жалоба подана с нарушением подсудности и действия Техцентра не могут быть обжалованы в порядке главы 25 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно п. 5 постановления Пленума ВС РФ № 2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий. К таким лицам, в частности, относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации, государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости.

Согласно преамбуле постановления Правительства РФ № 921 от 04.12.2000 в целях осуществления государственного контроля за градостроительной деятельностью, совершенствования планирования развития территорий и поселений, обеспечения органов государственной власти достоверной информацией о среде жизнедеятельности Правительство Российской Федерации утвердило Положение о государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства, определяющее порядок организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются: а) обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности; б) формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах капитального строительства и их территориальном распределении; в) обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе; г) информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости; д) сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для проведения государственного статистического учета.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей.

Согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ, утв. Приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно- коммунальному хозяйству № 37 от 04.08.1998 г., основой государственного учета является технический учет, который осуществляется путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений.

Согласно постановлению главы администрации Новосибирской области № 176 от 31.03.2003 г. «О создании областного государственного унитарного предприятия «Технический центр объектов градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по НСО» в целях обеспечения единого государственного учета и контроля за техническим состоянием объектов недвижимости Новосибирской области в соответствии со статьей 11 Закона Новосибирской области "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области" создано областное государственное унитарное предприятие "Технический центр учета объектов градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области".

Согласно Уставу ОГУП «Технический центр объектов градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по НСО» ОГУП находится в ведомственном подчинении Департамента имущественных и земельных отношений НСО, создано для обеспечения единого государственного реестра, инвентаризации, оценки, контроля за техническим состоянием объектов недвижимости НСО. Для указанных целей ОГУП вправе проводить организацию и ведение учета, технической инвентаризации объектов недвижимости, определять стоимость объектов недвижимости, участвовать в работе государственных комиссий по приемке жилых строений в эксплуатацию и признанию жилым строений непригодными для проживания, ведение сводного реестра объектов недвижимого имущества, оказание услуг по подготовке необходимых документов для перевода жилых помещений в нежилые, осуществление контроля над использованием и содержанием нежилых зданий.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия (бездействия) ОГУП «Технический центр объектов градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по НСО» и его должностных лиц моно обжаловать в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, так как ОГУП осуществляет переданные в установленном порядке государственно-властные полномочия, а именно, ведет технический учет объектов недвижимого имущества для государственного учета объектов недвижимости, имеет контрольные функции, выдает информацию о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, зарегистрированные до создания органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Согласно ст. 254 ч.2 ГПК РФ заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Таким образом, заявление Прокопенко ФИО8 на неправомерные действия (бездействия) должностного лица ОГУП «Технический центр учета градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области» было подано с соблюдением подсудности, установленной ст. 254 ч.2 ГПК РФ, по месту жительства Прокопенко ФИО9.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Признать отказ ОГУП «Технический центр учета градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области» в выдаче Прокопенко ФИО10 поэтажного плана дома, расположенного по адресу: Новосибирская область, ..., ..., ..., незаконным.

Обязать ОГУП «Технический центр учета градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области» Черепановский отдел после оплаты Прокопенко ФИО11 выдать ей поэтажный план дома, расположенного по адресу: Новосибирская область, ..., ..., ..., для предоставления его в орган, осуществляющий перевод квартиры ...... указанного дома в нежилое помещение.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в десятидневный срок с подачей жалобы через федеральный районный суд общей юрисдикции Черепановского района НСО.

Судья-

ФИО13

ФИО13

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12

ФИО12