Дело №2-12/10
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
15 февраля 2010 г. г. Черепаново.
Федеральный районный суд общей юрисдикции Черепановского района Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Чалковой С.Н., с участием прокурора Нестеренко О.А.,
представителя СХПК «ФИО9» Пузанов А.А., действующего по доверенности, при секретаре Аношиной О.А..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
прокурора Черепановского района в защиту прав, свобод и законных интересов
неопределенного круга лиц к СХПК «ФИО26» о признании не соответствующим ст.ст, 11, 39 ч. 1 Федерального закон «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и незаконным бездействие СХПК «ФИО27», о понуждении СХПК «ФИО28» разработать проект обоснования размера санитарно - защитной зоны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение по этому проекту,
: УСТАНОВИЛ:
Прокурор Черепановского района Новосибирской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к СХПК «ФИО10» о признании не соответствующим ст.ст. 11,39ч. 1 Федерального закон «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и незаконным бездействие ОАО «ФИО11», и о понуждении СХПК «ФИО12» разработать проект обоснования размера санитарно - защитной зоны и получить санитарно -эпидемиологическое заключение по этому проекту. В обоснование требований в заявлении указал, что прокуратурой Черепановского района проведена проверка исполнения законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения предприятиями Черепановского района, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду. В ходе проведённой проверки установлено, что СХПК «ФИО13», расположенное по адресу: Новосибирская область, ..., ..., ..., осуществляет свою деятельность при отсутствии проекта обоснования размера санитарно -защитной зоны. Согласно ст,42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В силу требований п.2 ч.1 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52- ФЗ «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. В соответствии с ч.2 ст.52 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растени$, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений -территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с
ограниченным режимом природопользования. В силу требований ст. 11 Федерального
закона «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные
предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью
обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений,
предписаний и санитарногэпидемиологических заключений осуществляющих
государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. В
соответствии с п. 2.1 Постановления Главного государственного врача РФ от 25.09.2007 года №
74 «О введении в действие новой редакции санитарно - эпидемиологических правил и
нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно - защитные зоны и санитарная.
классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности
населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками
воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная
территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер
которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух
(химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими
нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных
гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По
своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером,
обеспечивающий уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект
обоснования размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной
зоны по классификации должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с
расчётами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней
физического воздействия на атмосферный воздух и подтверждён результатами натурных
исследований и измерений. Так, согласно п. 4.1 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление
размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится
при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения
атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом
результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней
физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой
наблюдений, представляемой в составе проекта. В силу п.7 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 для
промышленных объектов и производств, зданий и сооружений с технологическими
процессами, являющихся источниками воздействия на.среду обитания и здоровье человека,
следует предусматривать ориентировочные санитарно-защитные зоны в соответствии с
классификацией. В нарушение требований п.п. 2.1, 4.1, 4.3 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03
СХПК «ФИО29» проект обоснования размера санитарно - защитной зоны не
разработан. Указанное обстоятельство подтверждается актом обследования
сельскохозяйственного предприятия, справкой СХПК «ФИО14». Прокурором района ... года генеральному директору СХПК «ФИО15» внесено представление об устранении нарушений закона. В ответ на представление от СХПК «ФИО16» поступила информация о возможности разработки проекта обоснования размера санитарно -защитной зоны в зависимости от финансовых возможностей предприятия. Прокурором района ... года в отношении председателя СХПК «ФИО17» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого председателю назначен административный штраф в размере 500 рублей. Право каждого гражданина на благоприятную среду обитания, закреплённое ст.42 Конституции РФ невозможно без санитарно -эпидемиологического благополучия населения, которое ст.1 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» определяется как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. В силу ст. 8 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В целях реализации гражданами указанного права санитарные правила предусматривают создание санитарно - защитных
зон, являющихся обязательным элементом любого объекта, который может быть источником
химического, биологического или физического воздействия на среду обитания и здоровье
человека. Целью установления таких зон является снижение до допустимого минимума вредного
воздействия производственной деятельности предприятий на здоровье населения. В силу ст.45
Гражданского процессуального" кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в
защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Часть 3 ст.35
Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года №
2202-1 закреплено право прокурора в соответствии с процессуальным законодательством
Российской Федерации обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав
граждан и охраняемых законом интересов общества. Просит суд признать не
соответствующим ст.ст. 11, 39 ч. 1 Федерального закона
«О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и незаконным бездействие СХПК «ФИО18», выразившееся в непринятии мер к разработке проекта обоснования размера санитарно - защитной зоны и получения санитарно-эпидемиологического заключения по проекту расчёта санитарно - защитной зоны и обязать СХПК «ФИО19» разработать проект обоснования размера санитарно - защитной зоны и получить санитарно -эпидемиологическое заключение по этому проекту.
В судебном заседании прокурор Нестеренко О.А. настаивала на исковых
требованиях в полном объеме по основаниям и доводам, указанным в заявлении.
Кроме того, пояснила, что в силу требований п.6.2 СанПиН 2.2,1/2.1.1.1200-03 размеры
санитарно-защитных зон определяются в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормами допустимых уровней шума, электромагнитных излучений, инфразвука, рассеянного лазерного излучения и других физических факторов на внешней границе санитарно-защитной зоны. Так, согласно п.4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований1^ измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта. В силу п.7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, следует предусматривать ориентировочные санитарно - защитные зоны в соответствии с классификацией, а именно: гаражи и парки по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники относятся к 3 классу, санитарно - защитная зона 300 м; склады горюче-смазочных материалов относятся к 4 классу, санитарно - защитная зона - 100 метров; хранилища зерна относятся к 5 классу, санитарно - защитная зона 50 метров. В нарушение требований п.п. 2.1, 4.1, 4.3 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 СХПК «ФИО20» проект обоснования размера санитарно -защитной зоны не разработан. Пунктом 1.2 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли," общественного питания, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ. Согласно выписки из единого государственного реестра юридических лиц от ... года ......, основным направление деятельности СХПК «ФИО21» является разведение и содержание поголовья КРС, свиней, овец, коз, производство зерновых культур. Для этих целей в хозяйстве имеется ферма, пахотные угодья, зерноток, зерносушилка, зерносклады. Для обслуживания нужд основного производства имеются ремонтно - технические мастерские, автогараж, тракторный гараж, комбайновый парк, склад ГСМ.
В соответствии с представленным представителем ответчика перечнем загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу СХПК «ФИО22» утверждённым председателем СХПК «ФИО23» данное предприятие относится к 3 категории опасности. В результате деятельности СХПК «ФИО24» производится выброс вредных веществ 8,757845002 тон в год по 27 ингредиентам. Из них первого класса опасности -1, второго класса- 7. Анализ расчёта показывает, что приземлённые концентрации на границе жилой зоны по пыли меховой составляет до 0,208 доли ПДК, то есть по доли ПДК составляет более 0,1 ПДК, следовательно, СХПК «ФИО25» в силу требований п. 1.2 СанПиН 2.2.2/2.1.1.1200-03 относится к объекту, являющимся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. В соответствии с требованиями п. 1.2 СанПиН 2.2.2/2.1.1.1200-03 настоящие санитарные правила устанавливают гигиенические требования к размеру санитарно - защитных зон в зависимости от санитарной классификаций предприятий, сооружений и их объектов, требования к их организации и благоустройству, основания к пересмотру этих размеров. Из п.2.10 СанПиН 2.2.2/2.1.1.1200-03 следует, что для действующих предприятий проект организации санитарно - защитной зоны должен быть обязательным документом. В соответствии с п.З. ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» нормативы предельно - допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно -защитных зон утверждаются при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании исковые требования прокурора не признал, суду пояснил, что ссылаясь на статью 42 Конституции РФ. прокурор не представил ни одного доказательства, подтверждающего, что СХПК «ФИО30» скрывает от граждан- достоверную информацию о состоянии окружающей среды; что кому-либо из граждан в результате хозяйственной деятельности СХПК «ФИО31». причинен ущерб здоровью либо имуществу. Они полностью согласны с утверждением прокурора, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействие на человека. Поэтому для оценки воздействия хозяйственной деятельности СХПК «ФИО32» на окружающую среду и в соответствии с нормами действующего законодательства ими был- разработан проект предельно допустимых выбросов в атмосферу. В соответствии с результатами данного проекта установлено, что приземные концентрации по всем загрязняющим веществам, образующимися от хозяйственной деятельности СХПК «ФИО33» не превышают ПДК (предельно допустимых концентраций), В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы - ПДК атмосферных загрязнений химических и биологических веществ соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания; данное утверждение подтверждается нормами статьи 1 (основные понятия) ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» гигиенический норматив качества атмосферного воздуха - это критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека. Поэтому данный проект был признан соответствующим государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (копия санитарно-эпидемиологического заключения .......НС.01.000.Т.00728... от ... года и сам проект предъявлялся суду в прошедших судебных заседаниях). Таким образом, считает, что представлены доказательства об отсутствии вредного воздействия хозяйственной деятельности СХПК «ФИО34» на окружающую среду. Прокурор же свои утверждения о вредном воздействии СХПК «ФИО35» на окружающую среду, в нарушение требований статей 56. 57 ГПК РФ не подтвердил никаким доказательствами. Кроме этого, считает, что в соответствии со статьей 131 ГПК РФ,в заявлении должно быть указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав и интересов, а в соответствии со статьей 132 ГПК РФ к заявлению должны быть приложены доказательства таких утверждений. Из сказанного выше следует, что заявление прокурора подано без соблюдения требований, установленных статьями 131 и 132 ГПК РФ. В отсутствие конкретных доказательств
утверждений прокурора о нарушении СХПК «ФИО36» прав, свобод и законных
интересов неопределенного круга лиц; требования прокурора, изложенные в заявлении,
становятся просто требованием об обязывании СХПК «ФИО37» произвести
определенные действия, связанные с разработкой проекта, обоснования санитарно-защитной
зоны, так как деятельность СХПК «ФИО38» связанная с воздействием на
окружающую среду, является хозяйственной деятельностью, то по правилам части 3 статьи 22
ГПК РФ данный спор относится к ведению арбитражного суда. Таким образом, т.
предоставление прокурором доказательств нарушения СХПК «ФИО39» прав,
свобод и законных интересов определенного круга лиц, относит данное дело к разряду
экономических, и соответственно, обращение прокурора в районный суд нарушает нормы
ГПК РФ о подведомственности гражданских дел. В соответствии с нормами пункта 1.2
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация
предприятий, сооружений и иных объектов» (раздел 1 Область применения) требования
указанных правил распространяется на эксплуатацию объектов и производств, являющихся
источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. При этом указано, что
источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для
которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки
превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ, В связи с тем, что указанные правила разработаны в
Соответствии с требованиями ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии -
населения» и ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (пункт 1.1 Правил), если
обратится к положениям указанных Законов. В соответствии с требованиями статьи 1 ФЗ «Об
охране атмосферного воздуха» (Основные понятия) -загрязнение атмосферного воздуха - это
поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в
концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и
экологические нормативы качества атмосферного воздуха; как указано, гигиенические нормативы определены СанПиН 2.1.6Л 032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», как предельно допустимые концентрации (ПДК). Таким образом, выбросы в атмосферу до значений ПДК не создают загрязнения, а выбросы в атмосферу более значений ПДК являются загрязнением. Данные выводы подтверждаются нормами статьи 20 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункт 1 указанной статьи: Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека и пункт 2 указанной статьи: критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе устанавливаются санитарными правилами.. Более того, пункт 2 статьи 52 ФЗ «Об охране окружающей среды» указывает, что санитарно-защитные зоны создаются вокруг объектов хозяйственной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, как вывод из вышеизложенного: требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» распространяются на промышленные объекты, выбросы, в атмосферу которых составляют более 1,1 ПДК - иначе каким образом можно трактовать положения первого абзаца пункта 2.1 этого же СанПиНа, в соответствии с которыми целью установления санитарно-защитной зоны является уменьшение воздействия на атмосферный воздух до значений. установленных гигиеническими нормативами -т.е. до ПДК.
Если у СХПК «ФИО40» выбросы в атмосферу по всем загрязняющим веществам не превышают ПДК (значений, установленных гигиеническими нормативами то до каких значений, по мнению прокурора и в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1 1.1200-03. СХПК «ФИО41» должен.уменьшить свои выбросы.
Таким образом, прокурор, требуя от СХПК «ФИО42» разработки проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны, ссылается на закон, не подлежащий применению в данной ситуации.
Исходя из вышеизложенного, считает, что требования прокурора, изложенные в заявлении необходимо рассматривать в системе права, основываясь не на отдельных цитируемых предложениях СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» - но и на положениях Федеральных законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «Об охране атмосферно воздуха», в соответствии с которыми этот СанПиН и был принят. Выхватывание отдельных предложений из текста нормативного правового акта создает искаженное представление о действии этого документа. Кроме этого, утверждение прокурора о том, что разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов 1-Ш класса опасности является обязательной, основано на внесенных изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - данные изменения утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 61 от 06.10.2009 года и введены в действие 01 декабря 2009 года. Просит в иске прокурору отказать
Представитель ' третьего лица в суд не явился, надлежащим образом извещен. Стороны не возражали рассмотреть дело в отсутствии третьего лица. Суд, счел возможным, рассмотреть дело в отсутствии третьего лица.
Суд, выслушав прокурора., представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти" сведения могут быть получены из объяснения сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ.
Поскольку иск прокурором заявлен в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, то данные исковые требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, а не в Арбитражном суде.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч.2 ст.52 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Согласно требований ст. 11 Федерального закона «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно -эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии со ст.39 ч.1 ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-
эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.34 ч.1 ФЗ « Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно п. 1.2. СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
В материалах дела имеется копия устава СХПК «ФИО43» п.2.1. которого устанавливается, что предметом деятельности Кооператива является производство. переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции, а также выполнение иной не запрещенной деятельности.
Согласно выписки из единого государственного реестра юридических лиц от ... года ......, основным направлением деятельности СХПК «ФИО44^ является разведение и содержание поголовья КРС, свиней, овец, коз, производство зерновым культур. Для этих целей в хозяйстве имеется ферма, пахотные угодья, зерносклады. Для обслуживания нужд основного производства имеются ремонтно - технические мастерские. автогараж, тракторный гараж,, склад ГСМ.
Представителем ответчика так же не оспаривался тот факт, что СХПК «ФИО45» является сельскохозяйственной организацией- разводит крупнорогатый скот, свиней, овец, коз, выращивает зерновые культуры, имеет складские помещения, гаражи, грузовые автомобили и сельскохозяйственную технику. Следовательно требования СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» ( с Изменениями №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2008 г. №25 и Изменениями №2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009 г. №61) распространяются на СХПК «Мильтюшихинский».
Согласно п. 1.4 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» санитарные правила устанавливают класс опасности объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и\или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
В соответствии с п.3.1 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и\или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной эоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов 1-3 класса опасности является обязательной (в ред. Изменения №2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009 г. №61).
Согласно п. 7.1.11 объекты и производства агропромышленного комплекса и малого предпринимательства - класс 3 - санитарная зона 300м. - фермы крупного рогатого скота менее 1200 голов (всех специализаций), площадки для буртования помета и навоза, гаражи и парки по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники.
В материалах дела имеется перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу СХПК «ФИО46» утверждённый председателем СХПК «ФИО47». Данное предприятие относится к 3 категории опасности. Из акта обследования сельхоз предприятия СХПК«ФИО48» следует, что в результате деятельности СХПК «ФИО49» производится выброс вредных веществ 8,757845002 тон в год по 27 ингредиентам. Из них первого класса опасности -1, второго класса- 7. Анализ расчёта показывает, что приземлённые концентрации на границе жилой зоны по пыли меховой составляет до 0,208 доли ПДК, то есть по доли ПДК составляет более 0,1 ПДК, следовательно, СХПК «ФИО50» в силу требований п. 1.2 СанПиН 2.2.2/2.1.1.1200-03 относится к объекту, являющимся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Таким образом, судом достоверно установлено, что СХПК «ФИО51» является объектом 3 класса опасности, а поэтому разработка проекта санитарно-защитной зоны для ответчика в соответствии с п.3.1 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» является обязательной.
Представленное в суд ответчиком экспертное заключение от ... года также подтверждает, что в выбросах от коровников содержится следующие загрязняющие вещества аммиак, сероводород, метан, метанол, фенол, этилформиат, пропиональдегид, гексановая кислота, деметилсульфид, метантиол, метиламин, микроорганизмы, пыль меховая. Имеется выброс вредных ч веществ и от другой деятельности СХПК «ФИО52»
В материалах дела имеется копия представления прокурора Черепановского района в адрес СХПК «ФИО53» об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды. Одним из требований - принятие мер для разработки проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны. На внесенное представление председатель СХПК «ФИО54» прокурору сообщил, что в связи с плановостью производственной деятельности СХПК «ФИО55» и отсутствием свободных денежных средств в настоящее время в плане хозяйственного развития на 2010 год предусмотрено финансирование проведения лабораторных исследований и испытания качества атмосферного воздуха, а также проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны Специалисту, ответственному за соблюдение природоохранного законодательства за упущение в работе объявлено замечание. Данный факт судом расценивается, как признание ответчиком требований представления прокурора законными.
В материалах дела имеется копия постановления прокурора Черепановского района
от ... г. о возбуждении дела об административном правонарушении,
предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ в отношении председателя СХПК
«ФИО56» ФИО8 Дело было рассмотрено и вынесено постановление по делу об административном правонарушении ...... от ... г. (копия в материалах дела) Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области, согласно которого председателю СХПК «ФИО57» ФИО8 назначено административное наказание предусмотренное ст. 6.3 К оАП РФ в виде административного штрафа в размере 500 руб. Одним из оснований привлечения председателя СХПК «ФИО58» ФИО8 к административной ответственности послужило отсутствие проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны. Постановление по делу об административном правонарушении председателем СХПК «ФИО59» ФИО8 не обжаловано, вступило в законную силу. Данный факт также подтверждает, что ответчик признал отсутствие проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны не соответствующим требованиям действующего законодательства.
Ответчик признает, что проект обоснования размера санитарно-защитной зоны не разработан.
Суд, оценив в совокупности все представленные доказательства, считает, что исковые требования прокурора Черепановского района подлежат полному удовлетворению.
Суд на основании исследованных доказательств полагает необходимым установить срок для исполнения требований о понуждении СХПК «ФИО60» разработать проект обоснования размера санитарно - защитной зоны и получении санитарно -эпидемиологического заключения по этому проекту - два месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с ответчика в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ необходимо взыскать в доход местного бюджета госпошлину в размере 2000 руб..
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Черепановского района Новосибирской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать не соответствующим ст.ст. 11, 39 ч. 1 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» бездействие СХПК «ФИО61» выразившееся в непринятии мер к разработке проекта обоснования размере санитарно- защитной зоны и получении санитарию- эпидемиологического заключения по проекту расчёта санитарно- защитной зоны
Обязать СХПК «ФИО62» разработать проект обоснования размера санитарно - защитной зоны и получить санитарно - эпидемиологическое заключение по этому проекту р. срок два месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с СХПК «ФИО63» госпошлину в доход местного бюджета в размере 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Чалкова С.Н. |