Дело № 2- 459
Поступило в суд 19.04.2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
г. Черепаново06 мая 2011 г.
Черепановский районный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой В.А.,
С участием прокурора Бахтиновой Л.В.,
Представителя ответчика Адышова В.Ш.,
При секретаре Васюниной Е.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Черепановского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда, бездействия _______ выразившееся в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, о возложении на _______ обязанности провести аттестацию рабочих мест, в порядке ст.45 ГПК РФ,
У с т а н о в и л :
Прокурор Черепановского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда, бездействия _______ выразившееся в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, и о возложении на _______ обязанности провести аттестацию рабочих мест, в обоснование требований указал, что прокуратурой Черепановского района совместно с государственным инспектором труда в Новосибирской области _____г. в _______ проведена проверка соблюдения трудового законодательства в части соблюдения прав граждан на охрану и условия труда, в ходе которой установлено, что в _______ не проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, что подтверждается актом проверки соблюдения трудового законодательства от _____г., объяснениями руководителя _______ Выявленные нарушения требований трудового законодательства ущемляют права лиц, работающих в _______ либо собирающихся работать на предприятии, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях.
В соответствии с требованиями статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В силу статьи 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Статьёй 6 Трудового кодекса РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе систему и порядок аттестации рабочих мест по условиям труда.
Согласно статье 209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Статьёй 216 Трудового кодекса РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утверждён Приказом Минздравсоцразвития России 31.08.2007 № 569. Указанный порядок регулирует вопросы деятельности работодателей – юридически лиц по проведению аттестации рабочих мест, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда, проводит работу в соответствии с указанным Порядком. Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки, и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Аттестационная комиссия организации, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда:
1) осуществляет методическое руководство, и контроль за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда на всех ее этапах;
2) формирует необходимые для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда нормативные правовые и локальные нормативные акты, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение;
3) составляет полный перечень рабочих мест организации согласно приложению N 1 к Порядку с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда;
4) готовит предложения по приведению наименования профессий и должностей работников организации в соответствие с требованиями законодательства, если для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление компенсаций работникам;
5) присваивает коды производствам, цехам, участкам для проведения автоматизированной обработки результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Каждому рабочему месту рекомендуется присваивать свой порядковый номер, в том числе и рабочим местам одного наименования;
6) составляет и подписывает карты аттестации рабочих мест по условиям труда;
7) организует ознакомление работников с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда;
8) при наличии на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов готовит предложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор об обязательствах работодателя по обеспечению работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
9) по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда разрабатывает план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, куда включаются, в том числе, мероприятия, требующие значительных материальных затрат. В плане мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации указываются источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом утверждается работодателем и включается в коллективный договор;
10) вносит предложения о готовности к сертификации организации работ по охране труда. После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда, в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).
Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Аттестация рабочих мест по условиям труда в ООО «Посевноехлебопродукт» не проведена, меры, направленные на соблюдение вышеуказанных нормативных правовых актов в сфере охраны труда, администрацией ООО «Посевноехлебопродукт» не приняты, то есть имеет место незаконное бездействие со стороны ответчика.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путём присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В силу ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Часть 3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года № 2202-1 закреплено право прокурора в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества.
В соответствии с ч.3 ст.353 Трудового кодекса РФ на Генерального прокурора РФ и подчинённых ему прокурором в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Согласно ст.210 Трудового кодекса РФ основным направлением государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда.
Круг лиц, в интересах которых подано данное заявление определить невозможно. В результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме этого, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие признано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников. В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путём присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В судебном заседании прокурор настаивала на заявленных требованиях
по основаниям и доводам указанным в заявлении.
Представительответчика заявленные требованияпрокурора Черепановского районапризнал в полном объеме. Последствия признания иска разъяснены и понятны, о чем представитель ответчика расписался в протоколе судебного заседания.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Законность и обоснованность требований прокурора подтверждается представленными доказательствами.
Согласно ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
При признании стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. ( ст.68 ГПК РФ).
Суд принимаетпризнание заявленных требований прокурора представителемответчика считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком заявленных требований и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.173,194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Удовлетворить заявленные требования прокурора в полном объеме.
Признать незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда бездействие _______ выразившееся в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.
Обязать _______ расположенное по адресу: _______ _______, _______, провести аттестацию рабочих мест, в срок до 31.12.2011 г.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течениедесяти дней.
Председательствующий:В.А.Кузнецова