Дело № 2- 1002-2О11 года
Поступило в суд 12.09.2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2011 года р.п.Маслянино
Федеральный районный суд общей юрисдикции ЧЕРЕПАНОВСКОГО района Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Багазей Т.Ю.
при секретаре Кирсановой А.В.,
с участием помощника прокурора Маслянинского района Киянициной О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Черепановского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования рабочего поселка Посевная об обязывании проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов,
у с т а н о в и л :
Прокурор Черепановского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования рабочего поселка Посевная об обязывании проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, указывая, что прокуратурой Черепановского района Новосибирской области проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции, в части проведения органами местного самоуправления антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. В силу статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами,- законами субъектов Российской Федерации самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Статьей 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организации и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). В силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона №273-ФЗ одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Из пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» следует, что основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения. В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона №172-ФЗ органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы согласно пп.2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона №172-ФЗ отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы. В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер. Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Проведённой прокуратурой района проверкой установлено, что администрацией рабочего поселка Посевная Черепановского района Новосибирской области антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов не проводится, заключения о проведении указанной экспертизы не составляются, также не проводится антикоррупционная экспертиза в отношении принятых нормативных правовых актов администрации поселения. Постановлением администрации рабочего поселка Посевная от 20.05.2011 года № 10 утверждено Положение «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов администрации рабочего поселка Посевная». Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Таким образом, в связи с бездействием администрации, выразившемся в не проведении антикоррупционной экспертизы, нарушаются права граждан.
В судебном заседании помощник прокурора Маслянинского района Кияницина О.Г. на удовлетворении иска настаивала, полностью подтвердила все указанное в заявлении.
Представитель ответчика администрации рабочего поселка Посевная Черепановского района в судебное заседание не явился. От ответчика в суд поступило заявление, в котором просят рассмотреть дело без их представителя, с иском согласны.
Выслушав помощника прокурора Маслянинского района, исследовав материала дела, заслушав заключение помощника прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 1, п.2 статьи 6 Федерального закона № 273 от 25.12.2008 года « О противодействии коррупции», противодействие коррупции- деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий. Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
В соответствии со статьей 2 пункта 1, статьей 3 пункта 4, статьей 4 частью 1 пунктами 1 и 2 Федерального закона №172 от 17.07.2009 года «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются : 1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетентности, информируют об этом органы прокуратуры. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются: 1) в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;
2)в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего ФЗ.
Выводы суда подтверждаются следующими доказательствами.
Судом установлено, что ответчиком в 2011 году было принято Положение «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов в администрации рабочего поселка Посевная», однако в нарушение действующего законодательства антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, проведение которой обязательно, не проводится. Бездействие ответчика является незаконным, поэтому следует обязать ответчика проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Иск прокурора Черепановского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования рабочего поселка Посевная об обязывании проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования рабочего поселка Посевная сельсовета Черепановского района проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в десятидневный срок с подачей жалобы через федеральный районный суд общей юрисдикции ЧЕРЕПАНОВСКОГО района.
Судья-