о признании бездействия незаконным



Дело 2-955/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ    ФЕДЕРАЦИИ

19 сентября 2011 г.                                                                                    г. Черепаново

            Федеральный районный суд общей юрисдикции Черепановского района Новосибирской области в составе:

Председательствующего судьи Ивановой Г.Ю.,

С участием прокурора Плотниковой О.В.,

Представителя ответчика     Филиппи Л.Н.,

При секретаре Селецкой Л.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия бездействия администрации Шурыгинского сельсовета Черепановского района Новосибирской области в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов незаконным и обязании проводить антикоррупционную экспертизу нормативных актов и их проектов,

            у с т а н о в и л :

Прокурор Черепановского района обратился в суд с заявлением о признании бездействия бездействия администрации Шурыгинского сельсовета Черепановского района Новосибирской области в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов незаконным и обязании проводить антикоррупционную экспертизу нормативных актов и их проектов.    В заявлении указано, что в силу ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Статьей 3 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организации и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Из п. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» следует, что основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность её проведения. В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона № 172 – ФЗ органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы согласно пп. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона № 172-ФЗ отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы. В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 131 – ФЗ муниципальный правовой акт – решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а так же по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальных характер. Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона № 131 – ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местно самоуправления. Проведённой проверкой установлено, что администрацией Шурыгинского сельсовета Черепановского района Новосибирской области антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов не проводится, заключение о проведении указанной экспертизы не составляются, также не проводиться антикоррупционная экспертиза в отношении принятых нормативных правовых актов администрации поселения. Постановлением администрации Шурыгинского сельсовета в мае 2010 года утверждено Положение «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов администрации Шурыгинского сельсовета». Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26. 02.2010г. № 96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Таким образом, в связи с бездействием администрации, выразившемся в не проведении антикоррупционной экспертизы нарушаются права граждан. Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии со ст.ст. 27,35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурору предоставлено право в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратится в суд с заявлением    или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. Данный спор носит публично-правовой характер, поскольку администрация муниципального образования и население, которое проживает на территории данного муниципального образования, изначально не равны и находятся в отношениях власти и подчинения. Данные обстоятельства явились основанием для обращения прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор настаивала на заявленных требованиях по основаниям и доводам указанным в заявлении.

Представитель ответчика заявленные требования прокурора Черепановского района признал в полном объеме. Последствия признания иска разъяснены и понятны о чем представитель ответчика расписался в протоколе судебного заседания.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Законность и обоснованность требований прокурора подтверждается представленными доказательствами.

Согласно ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

При признании стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. ( ст.68 ГПК РФ).

Суд принимает признание заявленных требований прокурора представителем ответчика считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком заявленных требований и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.173,194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить заявленные требования прокурора в полном объеме.

Принять признание заявленных требований представителем ответчика Филиппи Л.Н.

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления (администрации) Шурыгинского сельсовета Черепановского района Новосибирской области в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Обязать обязать орган местного самоуправления (администрацию) Шурыгинского сельсовета Черепановского района Новосибирской области проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение десяти дней.

Председательствующий: Г.Ю. Иванова