Дело № 2-326
Поступило в суд: 09.02.2012г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Черепаново 01 марта 2012 г.
Черепановский районный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой В.А.,
С участием прокурора Плотниковой О.В.,
Представителя ответчика Сорокина В.Н.,
При секретаре Аношиной О.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора _______ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования _______ Сельсовета, об обязывании оформить право муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения, расположенные в границах муниципального образования, в порядке ст.45 ГПК РФ,
У с т а н о в и л :
Прокурор _______ обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования _______ Сельсовета, об обязывании оформить право муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения, расположенные в границах муниципального образования, в порядке ст.45 ГПК РФ.
В обосновании требований указал, что прокуратурой _______ была проведена проверка исполнения законодательства в обеспечении безопасности дорожного движения. Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест). На основании п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту Федеральный закон № 196-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения, при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Статьей 13 Федерального закона РФ от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Органы местного самоуправления, согласно п.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Статьей 209 ГК РФ определено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе, по своему усмотрению, совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность других лиц, передавать им, оставаясь собственником права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям в соответствии со ст.215 ГК РФ является муниципальной собственностью. В соответствии с ч.2 ст.8 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Согласно ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения) перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии со ст.50 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения. Согласно ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу п.36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», факт включения имущества в реестр муниципальной собственности само по себе не является доказательством права собственности. Статьей 1 Федерального закона № 196-ФЗ, в качестве задач данного федерального закона определены: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества, государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Статьей 34 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В нарушении указанных требований закона право собственности ни на одну автомобильную дорогу муниципального значения расположенные в границах муниципального образования администрацией _______ сельсовета не зарегистрировано. Соответственно, администрацией _______ сельсовета в полной мере не обеспечена безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, т.к. не исполнены требования Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Отсутствие надлежащего оформленного права собственности на автомобильные дороги (государственная регистрация), расположенные в границах муниципального образования, создает предпосылки к нарушению требования ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», препятствует осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения, применению мер ответственности в случае выявления несоответствия состоянии дорог установленным правилам и стандартам. Кроме того, нарушение требований законодательства в области безопасности дорожного движения нарушает права неопределенного круга лиц населения (жителей) _______ сельсовета, а также иных лиц, осуществляющих передвижение по дорогам местного значения на безопасность при осуществлении дорожного движения. Интерес неопределенного круга лиц в данном случае выражается в том, что администрация Муниципального образования _______ сельсовета _______ является органом местного самоуправления и осуществляет свои функции в интересах муниципального образования, т.е. граждан проживающих на его территории.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свободы и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ, п.4, ст.27, п.3, ст.35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц, имеющее важное общественное значение.
В судебном заседании прокурор настаивал на заявленных требованиях по основаниям и доводам, указанным в заявлении.
Представитель ответчика заявленные требования прокурора _______ признал в полном объеме. Последствия признания иска разъяснены и понятны, о чем представитель ответчика расписался в протоколе судебного заседания.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Законность и обоснованность требований прокурора подтверждается представленными доказательствами.
Согласно ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
При признании стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. ( ст.68 ГПК РФ).
Суд принимает признание заявленных требований прокурора представителем ответчика считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком заявленных требований и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.173,194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Удовлетворить заявленные требования прокурора в полном объеме.
Обязать администрацию муниципального образования _______ сельсовета _______ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации оформить право муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения, расположенные в границах муниципального образования в срок до 01.11.2014 г.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня провозглашения.
Председательствующий: В.А.Кузнецова