Дело № 11-13/12 Мировой судья - Козина Т.Ю. ОПРЕДЕЛЕНИЕ 16 января 2012 года Черемушкинский районный суд г. Москвы в составе: судьи - Мищенко О.А., при секретаре - Бережной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 11 по Республике Татарстан на решение мирового судьи судебного участка № 429 района Черемушки г. Москвы от 07 сентября 2011 года, которым постановлено: В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 11 по Республике Татарстан к Сунгатуллину <данные изъяты> о взыскании недоимки и пени по земельному налогу отказать, установил: Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 11 по Республике Татарстан обратилась в суд с иском к Сунгатуллину 3.3. о взыскании за 2009 год недоимки в размере <данные изъяты> коп. и пени в размере <данные изъяты> коп. по земельному налогу, ссылаясь на то, что ответчик имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общая площадь 6467 кв. м., кадастровый номер №. Ответчику направлялось налоговое уведомление на уплату налога № от 14.12.2009 года, однако налог до настоящего времени не уплачен. За несвоевременную уплату налога начислена пеня. Сунгатуллину 3.3. было направлено требование об уплате налога, пени № от 26.03.2010 г. со сроком уплаты до 15.04.2010 года. Требование налогового органа не исполнено. Решением мирового судьи судебного участка № 429 района Черемушки г. Москвы в исковых требованиях требований Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 11 по Республике Татарстан к Сунтатуллину <данные изъяты> отказано. Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 11 по Республике Татарстан не согласившись с решением мирового судьи судебного участка № 429 района Черемушки г. Москвы обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение мирового судьи и принять новое решение, мотивируя требования тем, что Согласно данных сведений Сунгатуллин 3.3. имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата возникновения собственности - 01.01.2003 г. Ответчику было направлено налоговое уведомление № от 14.12.2009 г. с исчисленной суммой налога, подлежащей уплате в бюджет, что подтверждается реестром отправления заказных писем. Таким образом, сумма земельного налога за 2009г. составила <данные изъяты> руб. На сегодняшний день налог ответчиком не уплачен. В соответствии со ст. 75 НК РФ за неуплату в установленный законом срок налога должнику начислены пени за каждый день просрочки. Пени на момент выставления требования составили <данные изъяты> руб. В указанные сроки налог не был уплачен, в связи с чем, на основании ст. ст. 32, 69 НК РФ в целях досудебного урегулирования спора, должнику заказным письмом было направлено требование № от 26.03.2010г. со сроком уплаты до 15.04.2010г. об уплате налога и пени, что подтверждается реестром отправления заказных писем. 27.04.2010 г. мировым судьей судебного участка №<адрес> и <адрес> был вынесен судебный приказ о взыскании с Сунгатуллина З.З. задолженности по земельному налогу за 2009 год, пени. Определением мирового судьи судебного участка №2 Нижнекамского района и г.Нижнекамска от 08.07.2011 г. данный судебный приказ был отменен. В заявлении об отмене судебного приказа Сунгатуллин З.З. указывает на то, что право собственности на земельный участок возникло 26.04.2010 г. Однако, в 2009 году начислений земельного налога на земельный участок, расположенный по адресу<адрес>, <адрес> (кадастровый номер №), Инспекцией не производилось. Земельный налог в 2009 году начислен на указанный выше в таблице земельный участок. В связи с чем, доводы Сунгатуллина З.З., изложенные в заявлении об отмене судебного приказа, необоснованны, а начисление земельного налога произведено Межрайонной ИФНС России №11 по РТ в 2009 году - правомерно. Кроме того, Ответчик в заявлении об отмене судебного приказа ссылается на нарушение налоговым органом правил подсудности, предусмотренных ст. 28 и п. 1 ст. 121 ГПК РФ. Данные доводы Сунгатуллина З.З. также не состоятельны по следующим основаниям. В соответствии с п. 3 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц. Однако, данные о смене Сунгатуллиным З.З. регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, из ОУФМС РФ по РТ в <адрес> в Инспекцию не поступали. Согласно адресной справки от 19.07.2011 г., полученной налоговым органом из ОУФМС РФ по РТ в г. Нижнекамске Сунгатуллин <данные изъяты> снят с регистрационного учета по месту жительства (ул,-Баки Урманче, 3-146) 20.02.2007 г. по адресу: г. Москва, Черемушки, то есть точного адреса регистрации по месту жительства в г. Москве Ответчик при снятии с регистрационного учета в г.Нижнекамске не указал. О регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> Межрайонной ИФНС России №11 по РТ стало известно 19.05.2010 г. по сведениям Федеральной базы данных. Следует также отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 29 ГПК РФ иск к ответчику, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть предъявлен в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации. Таким образом, при направлении заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Ответчика земельного налога за 2009 год и пени, у Межрайонной ИФНС России ШИ по РТ отсутствовали сведения о снятии Сунгатуллина З.З. с регистрационного учета по месту жительства в г.Нижнекамске и, следовательно, отсутствовали сведения о его новом месте регистрации. В связи с чем, налоговый орган, руководствуясь п. 1 ст. 29 НК РФ, направлял заявления о вынесении судебных приказов по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации. Согласно ст. 129 ГПК РФ заявленное требование может быть предъявлено взыскателем в порядке искового производства, в связи с отменой судебного приказа от 27.04.2010 г. о взыскании земельного налога и пени с Сунгатуллина З.З., Данное определение поступило в Инспекцию 12.07.2011 г., что подтверждает штамп с входящим номером 035237 от 12.07.2011 г. Инспекцией был сделан запрос в ОУФМС РФ по РТ в г.Нижнекамске с целью установления даты снятия с регистрационного учета в г.Нижнекамск и места дальнейшей регистрации. Адресная справка была получена 19.07.2011 г. Исковое заявление о взыскании земельного налога и пени с Сунгатуллина 3.3. было направлено в суд 25.07.2011 г. (исх. №2.4-06/11112). То есть исковое заявление было направлено Межрайонной ИФНС России №11 по РТ в адрес мирового судьи судебного участка №429 района Черемушки г.Москвы в кратчайшие сроки при подготовке полного пакета документов, приложенного к исковому заявлению. Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу п. 1 ст. 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. До сегодняшнего дня требование об уплате налога (пени) в добровольном порядке Ответчиком не исполнено. Основания для освобождения Сунгатуллина З.З. от уплаты земельного налога, отсутствуют, так как в силу п.1 ст. 388 НК РФ как собственник земельного участка он является плательщиком земельного налога. Отказывая в удовлетворении исковых требований, заявленных Межрайонной ИФНС России №11 по РТ, мировой судья судебного участка №429 района Черемушки г.Москвы Козина Т.Ю. сослалась на пропуск налоговым органом срока обращения в суд с требованием о взыскании недоимки и пени по земельному налогу за 2009 год, установленный ст. 48 НК РФ. По мнению суда, данный срок является пресекательным и не подлежит восстановлению. Инспекция не согласна с выводами суда, так как в соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 29.11.2010 N 324-ФЗ). В исковом заявлении о взыскании с Сунгатуллина З.З. земельного налога и пени Межрайонная ИФНС России №11 по РТ ходатайствовала о восстановлении пропущенного срока подачи искового заявления. Также налоговый орган указал, что подача искового заявления по истечении шестимесячного срока связана с отменой судебного приказа согласно определения от 08.07.2011 г. и первоначально заявление о вынесении судебного приказа было направлено Инспекцией своевременно. Таким образом, Межрайонной ИФНС России №11 по РТ срок подачи искового заявления пропущен по уважительной причине - в связи с отсутствием при подаче заявления о вынесении судебного приказа сведений о снятии Сунгатуллина 3.3. с регистрационного учета по месту жительства в г.Нижнекамске и сведений о его новом месте регистрации. Следовательно, в соответствии п. 1 ст. 48 НК РФ и ст. 112 ГК РФ срок подачи искового заявления подлежит восстановлению. Представитель Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 11 по Республике Татарстан в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, просил рассмотреть жалобу в свое отсутствие(л.д.32). Сунгатуллин З.З. в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещался надлежащим образом. Как усматривается из материалов дела, налоговый орган обратился в суд с иском о взыскании задолженности по земельному налогу за 2009 г. 27.07.2011 г., согласно штампу на конверте ( л.д. 14). Как установлено мировым судьей и подтверждается материалами дела, истцом представлена копия требования об уплате налогов, из которой следует, что ответчику предъявлялось требование № 6534 от 26.03.2010 г. об уплате задолженности по земельному налогу в сумме 498 руб. 99 коп. и пени в размере 40 руб. 33 коп. в срок до 15.04.2010 г. ( л.д. 7). В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Согласно ч.1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Статьей 390 НК РФ установлено, что: 1. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. 2. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. В силу ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными Решением представительного органа местного самоуправления г. Нижнекамск от 28.11.2005№ 14 «О земельном налоге» установлено: для налогоплательщиков, являющихся физическими лицам, уплачивающими налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами, уплата налога производится по истечении налогового периода, не позднее 15 марта. Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику в срок не позднее установленного ст. 52 части первой НК РФ. В силу ст. 48 Налогового кодекса РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога, а в последующем дает право налоговому органу обратиться в суд за принудительным взысканием налога с плательщика - физического лица. В соответствии с ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Поскольку спор вытекает из публичных отношений, указанный срок является сроком для обращения в суд и применяется судом в обязательном порядке без заявления стороны при рассмотрении спора. Таким образом, мировой судья правильно пришел к выводу, что срок обращения в суд с требованиями о взыскании недоимки и пени по земельному налогу за 2009 г., установленный ст. 48 Налогового кодекса РФ, истек. Данный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит. Таким образом, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд полагает решение мирового судьи судебного участка № 429 района Черемушки г. Москвы законным и обоснованным, поскольку мировым судьей всесторонне и полно исследованы все обстоятельства дела, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы мирового судьи соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права мировым судьей применены правильно. Суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, суд определил: Решение мирового судьи судебного участка № 429 района Черемушки г. Москвы от 07 сентября 2011 года по иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 11 по Республике Татарстан к Сунгатуллину <данные изъяты> о взыскании недоимки и пени по земельному налогу - оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 11 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами
городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).